ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А67-404/11 от 04.04.2011 АС Томской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Томск                                                                                                       Дело № А67-404/2011

«4» 04 2011 г.

«4» 04 2011г. изготовлен полный текст определения.

Судья  Арбитражного суда Томской области  А.С. Кузнецов,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Осиповой,

рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Углехим»

к Управлению внутренних дел по Томской области

о признании незаконным Распоряжения № 151 от 18.10.2010г.

ПРИ УЧАСТИИ В ЗАСЕДАНИИ:

от заявителя - Салдин А.П. по дов. от 21.12.2010г.,

от ответчика - Масленников П.В. по дов. от 04.01.2011г.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Углехим» (далее по тексту – ООО «Углехим», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к  УВД по Томской области (далее по тексту – ответчик)   о  признании незаконным распоряжения № 151 от 18.10.2010г. «О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях по заявленным требованиям. Также, ссылаясь на подп. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до окончания рассмотрения уголовного дела, возбужденного по факту уклонения от уплаты НДС лицами, ответственными за ведение финансово-хозяйственной деятельности в ООО «Углехим».

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, при этом просил прекратить производство по делу на основании ст. 150 АПК РФ, так как данное дело не подведомственно арбитражному суду.  В отношении удовлетворения ходатайства ООО «Углехим» о приостановлении производства по делу возражал в связи с отсутствием оснований, предусмотренных АПК РФ.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

18.10.2010 заместителем начальника УВД по ТО по экономической безопасности О.В. Курачевым вынесено распоряжение № 151 «О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», которым сотрудникам ОРЧ КМ по РНП при УВД по ТО предписано:

- провести обследование помещения, здания, принадлежащего ООО «Углехим», по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 40;

- в рамках мероприятия провести осмотр, изучение и изъятие предметов (включающих в себя и электронные носители), документов (или их копий), имеющих отношение к устанавливаемой противоправной деятельности.

Из текста распоряжения следует, что оно вынесено на основании ст. ст. 2, 6, 7 и 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с имеющейся в Оперативно-розыскной части криминальной милиции по раскрытию налоговых преступлений при УВД по ТО (далее - ОРЧ КМ по РНП при УВД по ТО) информацией о том, что исполнительный директор ООО «Углехим» в период с 01.05.2009 по 01.09.2010 путем внесения заведомо ложных сведений в налоговые декларации уклонялся от уплаты НДС, и с целью установления дополнительных сведений и получения достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

18.10.2010 сотрудником ОРЧ КМ по РНП при УВД по ТО в присутствии главного бухгалтера ООО «Углехим» и двух понятых проведено обследование помещений по адресу: г. Томск, ул. Сибирская, 40, принадлежащих ООО «Углехим», в ходе которого были изъяты финансово-хозяйственные документы ООО «Углехим» (протокол обследования от 18.10.2010).

11.02.2011 указанный протокол обследования, документы, изъятые в ходе обследования, вместе с другими материалами проверки в отношении  коммерческого директора ООО «Углехим» Ержебаева К.К. направлены УВД по ТО руководителю следственного отдела по г. Томску СУ СК РФ по Томской области для принятия процессуального решения в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ.

25.02.2011 старшим следователем следственного отдела по г. Томску СУ СК РФ по Томской области возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ.

Часть 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Этому корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, в том числе пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу которого право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.

В соответствии с АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27); арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст. 29).

Согласно ч. 3 ст. 198 АПК заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Статьей 5 Федерального закона об оперативно-розыскной деятельности предусмотрено право лица, полагающего, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.Арбитражный суд в качестве органа, в который могут быть обжалованы указанные действия, не поименован. При этом понятие «суд», используемое в данной норме, не тождественно понятию «арбитражный суд», а право на судебную защиту не предполагает для заявителя возможность выбора по собственному усмотрению способа и процедуры оспаривания в суде тех или иных действий.

Исходя из критериев подведомственности, определенных в АПК РФ, можно сделать вывод о том, что арбитражному суду подведомственны дела по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обжаловании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) работников милиции, совершенных в сфере административных правоотношений, возникающих в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Если же действия работников милиции осуществлены в рамках уголовно-процессуальных правоотношений по раскрытию и расследованию преступлений, то спор, связанный с обжалованием таких действий, арбитражному суду не подведомственен.

Из материалов дела следует, что оспариваемое распоряжение № 151 от 18.10.2010г. «О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» вынесено заместителем начальника УВД по ТО по экономической безопасности О.В. Курачевым  в рамках осуществления оперативно-розыскной деятельности, были направлено на выявление наличия (отсутствия) признаков преступления в налоговой сфере и явилось одним из оснований для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ. Доказательств обратного, в том числе, доказательств того, что по результатам оперативно-розыскных мероприятий ООО «Углехим» было привлечено к административной ответственности, либо того, что сотрудники милиции принимали участие в проведении выездной налоговой проверки по запросу налоговых органов (ст. 36 НК РФ) заявителем в порядке в ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.

Таким образом, заявленные ООО «Углехим» требования не имеют экономического содержания, поскольку в данном случае спор возник не в связи с осуществлением заявителем предпринимательской или иной экономической деятельности, а в результате действий должностных лиц УВД по ТО в связи с осуществлением ими оперативно-розыскной деятельности, которая регулируется нормами Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», не относящегося к нормативным актам в области предпринимательской и иной экономической деятельности и предусматривающего иной порядок обжалования действий, совершенных должностными лицами.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. В удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью «Углехим» о приостановлении производства по делу № А67-404/2011 до окончания рассмотрения уголовного дела отказать.

2. Производство по делу № А67-404/2011 прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Углехим» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб. Выдать справку.

Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                        А.С. Кузнецов.