АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
пр. Кирова д. 10, г. Томск, 634050, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: info@tomsk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Томск Дело № А67-4289/2013
03 февраля 2016 года изготовлено в полном объеме
27 января 2016 года оглашена резолютивная часть
Арбитражный суд Томской области в составе: председательствующего Маргулиса В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пипиной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ГТЛК Европа Лимитед (GTLK Europe Limited) о включении в реестр требований кредиторов ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» требований в размере 232 593 662-76 рублей,
по делу о признании ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» несостоятельным (банкротом),
при участии представителей:
от кредитора – ФИО1, ФИО2, по доверенности от 25.08.2015,
от временного управляющего – ФИО3,
от должника – директора ФИО4, по решению от 17.08.2015, ФИО5, по доверенности от 01.11.2015,
от уполномоченного органа – ФИО6, по доверенности от 10.11.2015, ФИО7, по доверенности от 18.12.2015,
от АО «Россельхозбанк» - ФИО8, по доверенности от 12.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
Определением арбитражного суда от 22.07.2013 по заявлению ОАО «АВИАКОМПАНИЯ «ЮТЭЙР» возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «Авиакомпания «Томск Авиа».
Определением арбитражного суда от 07.07.2015 в отношении ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» введена процедура наблюдения. Определением арбитражного суда от 28.07.2015 временным управляющим утвержден ФИО3
07.09.2015 в арбитражный суд обратилась ГТЛК Европа Лимитед (GTLK Europe Limited) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» требований в размере 232 593 662,76 рублей.
В судебном заседании представители кредитора поддержали заявленные требования в полном объеме, пояснили, что задолженность образовалась в связи с неисполнением ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» своих обязательств по договору лизинга. Размер задолженности составляют 1 697 649,24 долларов США по арендной плате, начисленной на дату уведомления о расторжении договора лизинга; 180 374,17 долларов США процентов за просрочку уплаты арендных платежей; 22 007,56 долларов США расходов, понесенных в связи с регистрацией воздушного судна в Управлении гражданской авиации Бермудских островов, 2 151 803,32 долларов США, подлежащих уплате в связи с прекращением договорных отношений, за вычетом стоимости воздушного судна, полученной от его продажи; 118 087,72 евро затраченных на уплату задолженности ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» перед Адриа Эйрвэйз Техника по договорам технического обслуживания и инженерно-технического обеспечения. Условия договора лизинга предусматривают применение к урегулированным логовром отношениям норм английского права, договор нормам английского права не противоречит. Правомочия на передачу предмета лизинга в аренду у кредитора имелись. Передача предмета лизинга состоялась, о чем сторонами был подписан соответствующий акт. Обязательства лизингодателя кредитором исполнены в полном объеме. Регистрация воздушного судна по договору являлась обязанностью должника, которая должна была быть произведена после передачи предмета лизинга должнику. Данная обязанность должником исполнена не была, что препятствовало возможности эксплуатации воздушного судна по его назначению в соответствии с договором лизинга. Материальный интерес кредитора по договору лизинга заключался в получении прибыли от переданного в аренду имущества как финансовой услуги, в связи с чем факт реализации воздушного судна после прекращения лизинговых отношений не свидетельствует о покрытии убытков кредитора, понесенных в результате неисполнения должником своих обязательств. Несение кредитором расходов по регистрации воздушного судна обусловлено необходимостью устранения препятствий в эксплуатации воздушного судна. Оплата задолженности перед Адриа Эйрвэйз Техника произведена кредитором после прекращения лизинговых отношений в целях устранения препятствий владения воздушным судном, которое удерживалось Адриа Эйрвэйз Техника в связи с наличием задолженности у ООО «Авиакомпания «Томск Авиа».
Руководитель и представитель должника в судебном заседании возражали против удовлетворения требований кредитора, пояснили, что кредитором не представлено доказательств существования у него прав собственника на воздушное судно и правомочий на его передачу в аренду. Лицо, подписавшее акт приемки воздушного судна от имени должника в день подписания находилось в г. Томске, тогда как согласно акту передача состоялась в международном воздушном пространстве. Действия по регистрации воздушного судна осуществлялись позднее даты подписания договора лизинга. На предмет лизинга отсутствовали необходимые свидетельства, сертификаты, воздушное судно было технически неисправным, ввиду чего должник не вступал во владение им. В отсутствие необходимой документации эксплуатация воздушного судна была невозможна. Договор лизинга сторонами не исполнялся, а лизингодатель в последующем распорядился приобретенным воздушным судном по своему усмотрению. В результате продажи воздушного судна кредитор компенсировал свои убытки.
Временный управляющий в ходе судебного разбирательства пояснил, что считает требования кредитора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку воздушное судно на момент подписания акта приемки не было зарегистрировано и не могло быть передано должнику, указанное воздушное судно длительное время находилось на стоянке у Адриа Эйрвэйз Техника, после чего было изъято кредитором. Данное обстоятельство, по мнению временного управляющего, свидетельствует о том, что предмет лизинга в обладании должника не находился. Из указанного следует, что договор лизинга фактически сторонами не исполнялся. Убытки кредитора покрыты денежными средствами, вырученными от реализации воздушного судна. С момента подписания договора лизинга кредитор не совершал каких-либо действий, направленных на минимизацию своих убытков.
Представители уполномоченного органа полагали, что задолженность обусловлена недобросовестным собственным поведением кредитора, и образование этой задолженности могло быть предотвращено в случае своевременного расторжения кредитором договора лизинга с момента начала неисполнения должником своих обязательств. К рассматриваемым сделкам должника подлежат применению нормы российского права. Договор лизинга воздушного судна подлежал обязательной регистрации. Задолженности, образовавшиеся в связи с возвратом воздушного судна и прекращением лизинга являются текущими. Представленные кредитором разъяснения не позволяют установить содержание норм английского права. Квалификация юриста, составившего разъяснения по английскому праву, не подтверждена.
Представитель кредитора АО «Россельхозбанк» также возражал против удовлетворения требований кредитора, полагая, что требования кредитора по уплате лизинговых платежей за период с августа 2013 года по май 2014 года относятся к текущим платежам; расходы по уплате 188 087,72 евро возмещению не подлежат по причине отсутствия согласия должника на их осуществление; размер неустойки в размере 2 151 803,32 долларов США подлежит уменьшению в два раза на основании ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с п. 3 ст. 71 Закона о банкротстве при наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований и наличие оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно п. 4 ст. 71 Закона о банкротстве требования кредиторов, по которым поступили возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении требований в реестр требований кредиторов указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Пунктом 5 ст. 1 Закона о банкротстве установлено, что к регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, первый заместитель губернатора Томской области ФИО9 письмом от 26.11.2011 №ОК-21-3395 обратилась в адрес генерального директора ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» с просьбой оказать содействие в модернизации авиакомпании «Томск Авиа» в рамках предлагаемых лизинговых программ.
В письме от 31.07.2012 №12-1717, направленном в адрес ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», директор ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» просил подтвердить возможность финансирования сделки по приобретению самолета CRJ-200 номер 7702. Согласно письму ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» от 31.07.2012 №01/18А-2165, направленному в адрес ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», планируемая сделка по приобретению воздушного судна CRJ-200 передана на рассмотрение в дочернюю компанию GTLK Europe ltd.
Согласно отчету о выполнении инспекции самолета, проведенной в период 6-7 августа 2012 года специалистом ФИО10 по поручению директора ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» ФИО11 в аэропорту г. Валенсия (Испания), самолет типа CL-600-2B19, серийный номер 7706, регистрационный номер на момент инспекции EC-IJS, по своему техническому состоянию соответствует ранее представленной спецификации и может являться предметом сделки купли-продажи при условии передачи соответствующих сертификатов соответствия и сертификатов пожаро-безопасности на материалы чехлов кресел, а также сертификатов, свидетельствующих об отсутствии микро-биологических загрязнений в топливных баках.
19.09.2012 ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» подписано письмо о намерениях, в котором закреплена договоренность, достигнутая компанией «Бомбардье Инк.» (Bombardier Inc.) в лице компании «Бомбардье Аэроспэйс» (Bombardier Aerospace), выступающей в качестве агента от имени и по поручению компании «Риджинал Авиэйшн Лизинг Стракчерс II Б.В.» (Regional Aviation Leasing Structures II B.V.), в связи с продажей одного воздушного судна модели «Бомбардье Си-Ар-Джей 200» (Bombardier CRJ200). Сторонами согласован предмет (воздушное судно типа CRJ200, заводской серийный номер 7706, 2002 г. в., стоимостью 4 000 000 долларов США) и основные условия сделки.
Сертификатом ES.ARC-IJS-002 от 23.10.2012 подтверждается, что воздушное судно CL-600-2B19, серийный номер 7706, регистрационный знак EC-IJS находится в состоянии летной годности.
Согласно полису №0812АМ0001-01 страхования воздушного судна от 02.11.2012 ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», а также компании «ГТЛК Европа Лимитед», «ГТЛК 7706 Лтд» (застрахованные лица) произвели у страховщика ОАО «СОГАЗ» страхование рисков причинения ущерба в результате гибели (пропажи без вести) и/или повреждения воздушного судна Bombardier Regional Jet Series CRJ 200 ER, серийный номер 7706,
2002 г. в, стоимостью 4 520 000 долларов США. В качестве собственника в полисе значится ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», выгодоприобретателя - ГТЛК Европа Лимитед.
08.11.2012 между компанией «Риджинал Авиэйшн Лизинг Стракчерс II Б.В.» (Regional Aviation Leasing Structures II B.V., по договору - продавец), компанией ГТЛК Европа Лимитед (GTLK Europe Limited, по договору - покупатель) и ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» (по договору – новый эксплуатант) заключен договор купли-продажи воздушного судна Bombardier Regional Jet Series CRJ 200 ER, серийный номер 7706, стоимостью 4 000 000 долларов США (п. 5.1 договора). Актом приемки от 09.11.2012 подтверждается передача продавцом компании ГТЛК Европа Лимитед воздушного судна, приобретенного по договору купли-продажи от 08.11.2012. Выпиской по счету ГТЛК Европа Лимитед №58280999, дебетовым авизо от 09.11.2012 подтверждается перечисление ГТЛК Европа Лимитед на счет Regional Aviation Leasing Structures II MSN 7706 (в соответствии с приложением 2 к договору купли-продажи от 08.11.2012) 4 000 000 долларов США в счет оплаты стоимости воздушного судна Bombardier Regional Jet Series CRJ 200, заводской серийный номер 7706.
08.11.2012 между ГТЛК Европа Лимитед (GTLK Europe Limited, по договору - лизингодатель) и ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» (по договору – лизингополучатель) заключен договор лизинга воздушного судна Bombardier CRJ 200 с заводским номером 7706 (далее – Договор лизинга), в соответствии с которым лизингодатель обязался передать указанное воздушное судно в лизинг лизингополучателю, а лизингополучатель - принять его на условиях данного договора на срок с даты передачи по дату истечения срока, за исключением случаев досрочного прекращения в соответствии с условиями договора.
Разделом 4 Договора лизинга предусмотрена приемка воздушного судна на условиях «как есть и где есть» в месте, согласованном сторонами договора. Подписание, вручение и оформление акта приемки в соответствии с Договором лизинга представляет собой безусловную и абсолютную приемку лизингополучателем воздушного судна, а также является безотзывным, окончательным и неопровержимым доказательством того, что воздушное судно отвечает требованиям договора (п.4.1 Договора лизинга).
Пунктом 5.1 Договора лизинга установлено, что лизингодатель не имеет никаких обязательств по обеспечению того, чтобы воздушное судно, планер, двигатели, руководства, технические документы и любые детали соответствовали какому-либо конкретному типу, проектному решению, производственному стандарту, эксплуатационным характеристикам, конструкции или описанию, были годными к летной эксплуатации, находились в каком-либо конкретном состоянии, в хорошем или исправном состоянии, соответствовали каким-либо конкретным целям использования или целевому назначению, не были обременены никакими залоговыми правами или каким-либо иным образом. Пунктом 5.3 Договора лизинга установлена обязанность лизингополучателя произвести осмотр воздушного судна и убедиться в его надлежащем состоянии до его приемки, а также изучить и принять руководства и технические документы в дату передачи, провести мероприятия по организации обслуживания, технического обеспечения, ремонта и хранения воздушного судна, получить необходимые условия и гарантии изготовителей или поставщиков планера, двигателей и их деталей.
Согласно п. 7 Договора лизинга арендную плату составляют арендный платеж и проценты, размер и порядок уплаты которых определен в приложении 2 к дополнительному соглашению №2 от 07.02.2013 к Договору лизинга. Общая сумма арендных платежей по итогам исполнения сторонами договора составляет 4 078 912 долларов США.
Пунктами 10.2.1, 10.2.3, 10.3 Договора лизинга предусмотрена обязанность лизингополучателя возместить лизингодателю убытки, связанные с покупкой, продажей, ввозом, вывозом, регистрацией, эксплуатацией, использованием, хранением, передачей, ремонтом, осмотром, страхованием обслуживанием воздушного судна, в связи с предотвращением ареста, изъятия, задержания, в ходе мероприятий по его освобождению, а также все убытки, понесенные в результате неисполнения обязательств либо неуплаты лизингополучателем в установленный срок какой-либо суммы, причитающейся по какому-либо документу по сделке.
В соответствии с п.11.4 Договора лизинга лизингополучатель обязан произвести и обеспечить оплату всех обоснованно и справедливо понесенных затрат, комиссий, сборов и штрафов, возникающих в связи с регистрацией воздушного судна и/или каких-либо документов по сделке, а также возместить лизингодателю все возникающие в этой связи убытки. Пунктом 20.2.1 Договора лизинга установлена обязанность лизингополучателя произвести за свой счет регистрацию воздушного судна в Управлении гражданской авиации Бермудских островов на имя компании «ГТЛК7706 Лтд.»
Пунктом 12.6 Договора лизинга установлено, что к документам по сделке подлежит применению английское право.
Согласно акту приемки от 08.11.2012 лизингополучателем принят в международном воздушном пространстве планер Bombardier CRJ200, заводской серийный номер 7706, регистрационный знак EC-IJS, двигатели CF34-3B1, серийные номера 873551, 873550.
Сертификатом, выданным Государственным агентством авиационной безопасности Испании, подтверждается, что воздушное судно Bombardier CL-600-2B19, серийный номер 7706, бывшие национальные регистрационные знаки EC-IJS, снято с регистрационного учета в реестре воздушных судов Испании 15.11.2012.
В соответствии с договорами от 14.01.2013 №№2012-580, 2012-578, заключенными между Адриа Эйрвэйз Техника д.д. (Adria Airways Tehnika d.d., по договору - субподрядчик) и ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» (по договору – эксплуатант, заказчик), субподрядчик обязался выполнить для заказчика работы по поддержанию летной годности и техническому обслуживанию воздушного судна CRJ 200, серийный номер 7706.
Из письма директора ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» от 04.02.2013 №12-208 в адрес ОАО «ГТЛК», ГТЛК Европа Лимитед следует, что на дату направления письма должником не произведены необходимые регистрационные действия воздушного судна в соответствии с Договором лизинга, у ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» имеется задолженность перед Адриа Эйрвэйз Техника за оказанные услуги хранения дополнительного оборудования воздушного судна.
Из представленной должником в материалы дела переписки между сотрудниками ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» и ГТЛК Европа Лимитед следует, что последнее оказывало должнику посредническую помощь в регистрации воздушного судна в Управлении гражданской авиации Бермудских островов с возложением понесенных расходов на должника.
Представленными в материалы дела копиями счетов (инвойсов), выписок по счету, платежных документов подтверждаются понесенные ГТЛК Европа Лимитед расходы на оплату услуг компании «Коньерс Дилл энд Пирман» (Conyers Dill & Pearman) по регистрации воздушного судна CRJ200 на общую сумму 22 007,56 долларов США.
Оценивая представленные в материалы дела письма в совокупности с иными доказательствами по делу, арбитражный суд, учитывая положения п. 2 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что сведения, содержащиеся в данных документах, также имеют отношение к существу спора и позволяют установить характер правоотношений, на возникновение которых были направлены действия сторон по сделке.
С учетом изложенных обстоятельств и доказательств, арбитражный суд критически относится к доводам должника о не передаче по акту воздушного судна лизингодателю и нахождении в отпуске директора ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» ФИО11, а также доводам временного управляющего о возможном отсутствии полномочий исполнительного органа у одного из (трех) директоров кредитора ГТЛК Европа Лимитед, поскольку эти доводы не подтверждаются объективными данными, отсутствуют соответствующие заявления о фальсификации доказательств, об оспаривании сделок.
Согласно уведомлению о прекращении договора лизинга от 28.05.2014 ГТЛК Европа Лимитед уведомило ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» об одностороннем отказе от исполнения Договора лизинга (п. 29.2 Договора лизинга) в связи с неуплатой лизингополучателем подлежащих уплате сумм по договору (п. 28.1 Договора лизинга) и потребовало уплатить сумму, предусмотренную п. 29.2.3 Договора лизинга, уплачиваемую при прекращении отношений лизинга.
Из представленного в материалы дела расчета следует, что задолженность ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» по Договору лизинга составляет 1 697 649,24 долларов США арендных платежей, 180 374,17 долларов США процентов за просрочку уплаты арендных платежей. Расчет судом проверен и признан верным.
В соответствии с графиком арендных платежей и сумм прекращения (приложение 2 к дополнительному соглашению №2 к Договору лизинга) сумма, подлежащая выплате лизингодателем в связи с прекращением лизинга (п. 29.2.3 Договора лизинга) составляет 3 101 803,32 долларов США по состоянию на 28.05.2014. Данная сумма уменьшена кредитором на 950 000 долларов США, полученных от продажи воздушного судна по договору купли-продажи от 06.03.2015, заключенному между ГТЛК Европа Лимитед и АО «Авиакомпания СКАТ». Таким образом, размер непогашенной задолженности в связи с прекращением лизинга составляет 2 151 803,32 долларов США.
Согласно договору от 15.08.2014 №2014-680, заключенному между компанией «ГТЛК Европа Лимитед» и Адриа Эйрвэйз Техника Ди.Ди. (Adria Airways Tehnika d.d.), компания «ГТЛК Европа Лимитед» обязалась погасить задолженности ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», образовавшиеся по договорам №№2012-578, 2012-580 на общую сумму 118 087,72 евро, а также стороны установили, что воздушное судно Bombardier CRJ 200 будет находиться на объектах Адриа Эйрвэйз Техника в рамках программы хранения до особых распоряжений. Пунктом 9.3 данного договора установлено, что отношения по нему регулируются законодательством Ирландии.
Представленными в материалы дела счетами (инвойсами) подтверждается перечисление ГТЛК Европа Лимитед в пользу Адриа Эйрвэйз Техника денежных средств на общую сумму 118 087,72 евро.
Согласно ч. 2 ст. 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд в Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
Представленные в материалы дела документы, составленные на иностранном языке, заверены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 №462-1.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценены судом в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признаны допустимыми и относящимися к существу рассматриваемого спора.
В соответствии с п. 1 ст. 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке. Однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права страны места совершения сделки к форме сделки. Совершенная за границей сделка, хотя бы одной из сторон которой выступает лицо, чьим личным законом является российское право, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки.
Согласно п. 1 ст. 1210 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.
Пунктом 1 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 (Федеральным законом от 08.02.1998 №16-ФЗ Российская Федерация присоединилась к Конвенции) определяет финансовый лизинг как сделку, в которой одна сторона (арендодатель):
а) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства или иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы, и
б) заключает договор (договор лизинга) с арендатором, предоставляя ему право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.
Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28.05.1988 сделка финансового лизинга - это сделка, включающая следующие характеристики:
а) арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя;
б) оборудование приобретается арендодателем в связи с договором лизинга, который, и поставщик осведомлен об этом, заключен или должен быть заключен между арендодателем и арендатором; и
в) периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.
На основании данной нормы кредитором представлен меморандум о применении английского права к договорам лизинга воздушных судов (далее – Меморандум). Согласно пункту (i) раздела 2 Меморандума с точки зрения английского права, договор считается заключенным в установленном порядке, если он удовлетворяет следующим требованиям:
имеет место правомерное предложение (оферта) и согласие (акцепт);
имеет место волеизъявление сторон об установлении правоотношений;
предусмотрено надлежащее встречное удовлетворение или договор заключается в форме документа за печатью;
условия являются достаточно определенными (параграфы 2-001, 3-001 трактата Читти «О договорах»).
В соответствии с п. (iii) раздела 2 Меморандума каких-либо конкретных требований в отношении формы договоров не существует (параграф 4-001 трактата Читти «О договорах»).
Принимая во внимание указанные разъяснения и оценивая содержание договора лизинга воздушного судна Bombardier CRJ 200 от 08.11.2012, заключенного компанией ГТЛК Европа Лимитед с ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», арбитражный суд приходит к выводу, что данный договор отвечает требованиям, предъявляемым к нему в английском праве. Основания считать данный договор незаключенным отсутствуют, доказательств обратного суду не представлено. В этой связи доводы лиц, участвующих в деле, об отсутствии правовых оснований для передачи ГТЛК Европа Лимитед воздушного судна в лизинг с последующим исполнением обязательств судом отклоняются.
Согласно разделу 3 Меморандума если стороны включают в заключаемый между ними договор прямую оговорку об уплате процентов, то такая оговорка подлежит исполнению (параграф 26-214 трактата Читти «О договорах»).
Пунктом 33 Договора лизинга предусмотрена обязанность стороны по договору уплатить проценты на сумму, по которой стороной допущена просрочка платежа по ставке 13,5 % годовых.
Согласно расчету кредитора размер процентов за просрочку уплаты арендных платежей составляют 180 374,17 долларов США. Исходя из приведенных положений английского права, данная сумма процентов является обоснованной.
В разделе 6 Меморандума даны разъяснения о средствах защиты нарушенных прав, из которых следует, что если одна сторона нарушает условия договора, другая вправе требовать возмещения ущерба, вызванного таким нарушением (параграф 26-002 трактата Читти «О договорах»). Истец не сможет возместить убытки, которых он мог бы избежать, предприняв разумные усилия (правило о «минимизации ущерба», параграф 26-077 трактата Читти «О договорах»). Поскольку правило о «минимизации ущерба» требует от истца совершения разумных действий по уменьшению возможного размера убытков, английским правом предусматривается право истца потребовать возмещения ответчиком дополнительных убытков или расходов, которые понесены истцом в ходе совершения разумных действий по уменьшению возможного размера убытков, ставших следствием нарушения условий договора ответчиком.
Учитывая указанные положения, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности действий ГТЛК Европа Лимитед, направленных на совершение регистрационных действий в отношении воздушного судна, в условиях неисполнения должником данной обязанности, возложенной на него пунктом 20.2.1 Договора лизинга, а также действий, направленных на возврат воздушного судна (погашение задолженности перед Адриа Эйрвэйз Техника) в целях минимизации расходов на его содержание и пресечения образования новых задолженностей (в том числе, в целях защиты имущества от возможных санкций).
Согласно оговорке о гарантии возмещения ущерба одна из сторон обещает другой стороне возместить определенные убытки. Такие оговорки подлежат исполнению (параграф 14-015 трактата Читти «О договорах», дело «Jose» против «MacSalvors Plant Hire Ltd»).
Исходя из изложенных положений английского права, также подлежит возмещению ущерб за потерю будущих арендных платежей и процентов, которые должны были уплачиваться по Договору лизинга (п. 29 Договора лизинга), однако не были получены лизингодателем в связи с расторжением договора по вине лизингополучателя.
В материалы дела представлено заключение (далее – Заключение) в отношении отдельных аспектов ирландского права, касающихся договора купли-продажи воздушного судна Bombardier CRJ 200 от 15.08.2014, заключенного компанией «ГТЛК Европа Лимитед» и Адриа Эйрвэйз Техника Ди.Ди. Пунктами 2.7, 2.8 Заключения констатируется соответствие формы и содержания заключенного договора требованиям ирландского законодательства.
Арбитражный суд отклоняет доводы уполномоченного органа о невозможности применения в деле вышеуказанных разъяснений для целей уяснения содержания норм иностранного права. Статья 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации допускает представление документов, из которых может быть установлено содержание норм иностранного права. Представленные разъяснения содержат отсылки к правовой доктрине английского права и сложившимся в правоприменительной практике судебным прецедентам. Учитывая, что сложившаяся на территории Великобритании и Ирландии англо-саксонская система права допускает судебный прецедент в качестве источника права, разъяснения с использованием ссылок на такие прецеденты допустимы. Вместе с тем доктринальное право также способствует установлению и уяснению содержания норм права иностранного государства, и его использование согласуется с положениями ст. 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
К представленным в материалы дела разъяснениям приложены копии документов, подтверждающих образование и квалификацию специалиста, подготовившего разъяснения. Достоверность содержащихся в документах сведений и их достаточность для установления квалификации специалиста лицами, участвующими в деле, не опровергнуты, оснований не доверять им не имеется.
Поскольку к отношениям, урегулированным Договором лизинга нормы российского законодательства неприменимы ввиду наличия специальной оговорки, для оценки правовых последствий действий сторон договора не могут применяться положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе положения ст. ст. 313, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой связи доводы лиц, участвующих в деле, о противоречии закону Договора лизинга, а действий лизингодателя критериям добросовестного поведения участника гражданского оборота, суд отклоняет как не соответствующие обстоятельствам дела.
Таким образом, размер задолженности ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» перед ГТЛК Европа Лимитед составляет 4 051 834,29 долларов США, в том числе 1 697 649,24 доллара США по арендным платежам, 180 374,17 долларов США процентов за просрочку уплаты арендных платежей, 22 007,56 долларов США расходов, понесенных в связи с осуществлением мероприятий по регистрации воздушного судна, 2 151 803,32 долларов США, подлежащих уплате при прекращении договора лизинга, а также 118 087,72 евро понесенных расходов в связи с возвратом воздушного судна.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Согласно расчету кредитора задолженность ООО «Авиакомпания «Томск Авиа», определяемая в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, составляет 232 593 662,76 рублей, в том числе, 94 397 610,23 рублей задолженности по арендной плате, 10 029 687,67 рублей процентов за просрочку уплаты арендных платежей, 1 223 728,17 рублей расходов, связанных с регистрацией воздушного судна, 7 291 822,24 рублей расходов по возврату воздушного судна, 119 650 808,43 рублей – сумма, подлежащая уплате при прекращении лизинга.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу, что заявленные ГТЛК Европа Лимитед требования являются обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» для удовлетворения в составе третьей очереди.
Руководствуясь ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Включить в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «Авиакомпания «Томск Авиа» требования компании ГТЛК Европа Лимитед (GTLK Europe Limited) в сумме 232 593 662-76 рублей (в том числе, 94 397 610-23 рублей – задолженность по арендной плате, 10 029 687-67 рублей – проценты за просрочку уплаты суммы арендных платежей, 1 223 728-17 рублей – расходы, связанные с регистрацией воздушного судна, 7 291 822-24 рублей – расходы на возврат воздушного судна, 119 650 808-43 рублей – сумма, подлежащая уплате при прекращении договора лизинга).
Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты вынесения определения.
Судья В.Г. Маргулис