ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А67-7056/13 от 19.01.2021 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Томск Дело № А67-7056/2013

22 января 2021 года

19 января 2021 года объявлена резолютивная часть

Арбитражный суд Томской области в составе судьи В.С. Дубовика,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.С. Садовской,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление конкурсного управляющего о привлечении специалистов для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего и установлении размера оплаты услуг привлеченных специалистов

по делу о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Томский завод измерительной аппаратуры» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 634009, <...>)

при участии представителей:

от конкурсного управляющего – ФИО1 по доверенности от 17.08.2020,

от уполномоченного органа – ФИО2 по доверенности от 05.02.2020,

от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Департамента по культуре Томской области – ФИО3 по доверенности от 12.01.2021,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Томской области от 24.10.2014 открытое акционерное общество «Томский завод измерительной аппаратуры» (далее – ОАО «ТЗИА», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4.

Определением Арбитражного суда Томской области от 04.06.2020 арбитражный управляющий ФИО4 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «ТЗИА».

Определением Арбитражного суда Томской области от 13.08.2020 конкурсным управляющим ОАО «ТЗИА» утвержден ФИО5, член Ассоциации «Московская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».

10.07.2019 в Арбитражный суд Томской области поступило заявление конкурсного управляющего о привлечении специалистов для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего, установлении размера оплаты услуг привлеченных специалистов и изменении очередности погашения требований по оплате стоимости услуги привлекаемых специалистов путем установления приоритета погашения таких требований над текущими требованиями по налогу на доходы физических лиц и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Определением Арбитражного суда Томской области от 17.07.2019 заявление конкурсного управляющего принято к производству, судебное заседание по его рассмотрению назначено на 08.10.2019. К участию в деле (обособленном споре) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент по культуре Томской области.

Определением Арбитражного суда Томской области от 15.10.2019 к участию в обособленном споре привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – ИП ФИО6

Определением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2020 судебное разбирательство отложено на 19.01.2021.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего заявленные требования поддержал. Пояснил, что у должника имеются документы по личному составу, которые подлежат передаче в государственный архив для хранения. Документация насчитывает около 42 тысяч дел, которые находятся в неупорядоченном неоформленном в соответствии с требованиями закона состоянии, а кроме того документы поражены грибком и плесенью, что осложняет их приведение в соответствие с требованиями архива. В этой связи необходимо привлечение специализированной организации, работники которой обладают специальной квалификацией и опытом для работы с такими документами. В настоящее время за наименьшую стоимость готова оказать необходимые услуги ООО «Регионархив», стоимость услуг которой составит 13 500 000 рублей. Иные подобные организации предлагают свои услуги за большую стоимость. Привлечение неквалифицированных работников не позволит привести документы должника в надлежащее состояние в соответствии с архивными нормативами в сжатые сроки (2-3 недели). В настоящее время документация должника хранится в арендованном управляющим помещении, поскольку своих помещений должник уже не имеет. ООО «Регионархив» имеет необходимый опыт работы с документами, пораженными плесенью и грибком, а также ранее осуществлял взаимодействие с архивными учреждениями.

Представитель уполномоченного органа против удовлетворения заявления конкурсного управляющего возражал. Полагал, что для выполнения работ по упорядочиванию документов должника достаточно привлечь неквалифицированных работников для выполнения технической работы по составлению описей и сортировке документов, что потребует не столь существенных затрат в диапазоне от 2 до 3,2 миллионов рублей. Для этого потребуется привлечение около 25 человек на срок около 4 месяцев. Также полагал, что не имеется оснований для отступления от установленной законом очередности погашения расходов на оплату услуг привлеченных специалистов.

Представитель Департамента по культуре Томской области полагала заявление конкурсного управляющего обоснованным и подлежащим удовлетворению. Пояснила, что документы должника находятся в неудовлетворительном состоянии и в таком качестве в государственный архив приняты быть не могут, поскольку будут представлять угрозу иным размещенным в хранилище документам. Обработка документов от плесени и грибка необходима и обязательна. Такую обработку могут осуществить лишь квалифицированные специалисты.

Арбитражный суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ч.1 ст. 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Абзацем 6 пункта 1 статьи 20.3 Федерального закона о банкротстве закреплено право арбитражного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника.

Согласно абз.6 п.3 ст.20.7 Федерального закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных внешним управляющим или конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, составляет при балансовой стоимости активов должника от десяти миллионов рублей до ста миллионов рублей - не более трехсот девяноста пяти тысяч рублей и одного процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над десятью миллионами рублей.

Пунктом 6 статьи 20.7 Федерального закона о банкротстве установлено, что привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется после принятия арбитражным судом соответствующего определения.

Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных в настоящем пункте лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.

Как следует из бухгалтерского баланса ОАО «ТЗИА» от 30.06.2014 (т.1 л.д.22-23), балансовая стоимость активов должника составляла 86 447 тысяч рублей. Конкурсным управляющим произведен расчет лимита расходов на оплату услуг привлеченных специалистов, который составил 1 159 470 рублей. Обращаясь с рассматриваемым заявлением, конкурсный управляющий просит привлечь специалистов, стоимость услуг которых существенно превышает рассчитанный лимит расходов.

В соответствии со справкой Центра документации новейшей истории Томской области Архивного управления администрации Томской области от 22.11.2001 (т.1 л.д. 35-41) на предприятии ОАО «ТЗИА» выявлены нарушения правил хранения кадровой и технической документации. Помимо прочего установлено несоблюдение тепмературно-влажностного и санитарно-гигиенического режима хранения документов, обнаружены следы периодических затоплений хранилища, установлено, что размещенные в архивохранилище дела имеют неудовлетворительное состояние: некоторые дела влажные на ощупь, покрыты плесенью, имеют повреждения текста. Документы по личному составу подверглись порче. Точных данных по количеству единиц хранения не установлено, поскольку упорядочивание дел в ОАО «ТЗИА» не производилось, опись не составлялась по причине отсутствия в штате предприятия архивиста.

Согласно акту от 28.11.2003 проверки рекомендаций по организации делопроизводства и обеспечению сохранности документов в соответствии со справкой комплексной проверки от 22.11.2001 (т.1 л.д.42-46), составленному Центром документации новейшей истории Томской области (далее – ЦДНИ ТО), на предприятии ОАО «ТЗИА» вновь выявлены нарушения архивных требований, в том числе установлено, что документы по личному составу за 1966 – 2001 годы продолжают храниться в неупорядоченном состоянии. В этой связи руководству должнику предписано обеспечить передачу в ЦДНИ ТО документов постоянного срока хранения за 1966-1993 годы, привести условия хранения документов в соответствии с правилами.

Письмом от 29.11.2011 (т.1 л.д.47-48) ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» обратилось в адрес генерального директора ОАО «ТЗИА», в котором обратило внимание на необходимость упорядочить документы постоянного срока хранения за 1994 – 2008 годы и документы по личному составу за 1941 – 2008 годы, передать документы постоянного срока хранения за 1994 – 2008 годы на государственное хранение в ЦДНИ ТО, а также перезаключить договор о сотрудничестве между ОГКУ ЦДНИ ТО и ОАО «ТЗИА», поскольку срок действия ранее заключенного аналогичного договора от 28.02.2006 истек.

Как следует из письма Департамента по культуре и туризму Томской области от 04.03.2019 №61-08-0368 (т.1 л.д.89-90), на 01.12.2009 в архиве ОАО «ТЗИА» находилось 40 946 дел по личному составу (за 1941 – 2006 годы) и 299 дел постоянного срока хранения (за 1994 – 2006 годы). Обращения ЦДНИ ТО к руководству завода о перезаключении договора о сотрудничестве оставлены без ответа и с 2012 года сотрудничество ОГКУ ЦДНИ ТО с ОАО «ТЗИА» прекращено.

Письмом от 23.01.2020 (т.2 л.д.15) ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» сообщило конкурсному управляющему о том, что документы ОАО «ТЗИА», созданные до 1994 года будут приняты на хранение на безвозмездной основе, однако лишь в упорядоченном виде. Документы, созданные после приватизации предприятия (с 1994 года) принимаются архивом из расчета 40 рублей за единицу хранения.

Письмом и.о. заместителя Губернатора Томской области по промышленной политике от 21.06.2019 №ИШ-23-220 (т.1 .л.д.24-25) отказано конкурсному управляющему ОАО «ТЗИА» в приеме в ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» дел по личному составу в количестве более 40 тысяч единиц в неупорядоченном виде на безвозмездной основе. При этом ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» в ответе на запрос конкурсного управляющего (т.1 л.д.26) сообщило последнему, что стоимость архивных услуг по подготовке документов по личному составу к сдаче на государственное хранение составит 13 854 880,50 рублей.

Решением Арбитражного суда Томской области от 29.12.2020 по делу №А67-733/2020 отказано в удовлетворении заявления ОАО «ТЗИА» о признании незаконным решения ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» об отказе в принятии документов по личному составу, выраженному в письме от 23.01.2020 №19. При этом судом установлено, что рекомендации ЦДНИ ТО по упорядочиванию документов ОАО «ТЗИА», изложенные в справке от 22.11.2001 должником не выполнены, что является препятствием для возложения на ЦДНИ ТО обязанности по приему документов ОАО «ТЗИА», поскольку обязанность по их приведению в надлежащее состояние возложена на ОАО «ТЗИА».

Согласно пункту 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулирует Федеральный закон от 22.10.2004 №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон №125-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 Закона №125-ФЗ архивное дело в Российской Федерации – это деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, реализуемая через деятельность архива. Документы по личному составу – архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.

Из положений статей 7, 8 и 9 Закона №125-ФЗ следует, что архивные документы классифицируются на архивные документы, относящиеся к государственной, муниципальной и частной собственности. К собственности субъекта Российской Федерации относятся архивные документы государственных органов и организаций субъекта Российской Федерации. К частной собственности относятся архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными (часть 2 статьи 7, пункт 1 статьи 9 Закона № 125-ФЗ).

В случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта и муниципальной собственности (часть 4 статьи 10 Закона № 125-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 17 Закона № 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст. 10 Закона №125-ФЗ в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы, в том числе документы по личному составу, остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.

В силу п.6 ст.23 Закона №125-ФЗ при реорганизации государственных и муниципальных организаций архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых организаций. При этом в случае преобразования государственных и муниципальных организаций с изменением форм собственности имущества этих организаций архивные документы могут быть переданы на временное хранение вновь возникшим организациям-правопреемникам на основании договоров между данными организациями и соответствующими государственными или муниципальными архивами.

В силу п. 10 ст.23 Закона №125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Исходя из положений части 10 статьи 23 Закона №125-ФЗ, законодатель предусмотрел, что упорядочение архивных документов ликвидируемой организации (в том числе в связи с банкротством) организует конкурсный управляющий.

Из приведенных норм следует, что организация мероприятий по упорядочиванию и приведению документов ОАО «ТЗИА» в соответствие с требованиями Закона №125-ФЗ в целях их передачи на хранение в архив является обязанностью конкурсного управляющего. В этой связи арбитражный суд приходит к выводу о существовании объективной необходимости привлечения специализированной организации для обеспечения исполнения конкурсным управляющим возложенной на него законом обязанности. При этом арбитражный суд учитывает, что в состав подлежащей передаче в архив документации входят преимущественно личные дела работников завода, в связи с чем исполнение конкурсным управляющим указанной обязанности имеет особое социальное значение, а рассматриваемые требования фактически заявлены в защиту интересов бывших работников ОАО «ТЗИА». В контексте указаний Арбитражного суда Западно-Сибирского округа о необходимости учета положений международных норм в сфере защиты прав трудящихся (постановление от 14.03.2019 N Ф04-21560/2015 по делу №А67-7056/2013) арбитражный суд, разрешая рассматриваемый спор, также руководствуется положениями статьи 5 Конвенция №173 Международной организации труда «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» о приоритетности защиты прав трудящихся над требованиями иных кредиторов.

В обоснование выбора привлекаемой организации конкурсным управляющим в материалы дела представлены коммерческие предложения, из которых следует, что стоимость услуг по упорядочиванию документации должника составит 13 586 440 рублей у ИП ФИО6 (т.1. л.д.19, 99-101), 23 500 000 рублей у ООО «Сибирская Архивная Служба» (т.1 л.д.20), 18 480 000 рублей у ООО «аДок» (т.1 .л.д.21), 13 854 880,50 рублей у ОГКУ «Центр документации новейшей истории Томской области» (т.1 л.д.26, т.2 л.д.81), 29 480 850 рублей у ИП ФИО7 (т.2 л.д.80), 13 500 000 рублей у ООО «Регионархив» (т.2 л.д.82-84). Наименьшая стоимость услуг по упорядочиванию документации должника предложена ООО «Регионархив», в связи с чем арбитражный суд приходит к выводу о целесообразности привлечения данной организации для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего.

Судом отклоняются возражения уполномоченного органа о возможности привлечения для подготовки документации должника неквалифицированных работников в количестве 25 человек с приобретением необходимых для их работы средств производства (компьютерной техники, офисной мебели), аренды офисных помещений необходимой для размещения данного количества работников площадью. Предлагаемый уполномоченным органом вариант фактически предполагает формирование штата работников и организацию их рабочих мест, что само по себе влечет существенные временные затраты (наем 25 человек, приобретение офисной техники и мебели). Уполномоченным органом рассчитан срок выполнения работ – 4 месяца. По окончании же работ на балансе должника останутся приобретенные средства производства, подлежащие реализации как бывшие в употреблении. Подобный алгоритм действий повлечет существенное затягивание процедуры банкротства. При этом уполномоченным органом не представлено доказательств, подтверждающих возможность приведения документации должника, подвергшейся порче в связи с нарушением условий хранения, в надлежащее состояние силами неквалифицированных работников.

Оценивая требования конкурсного управляющего об изменении очередности погашения расходов на оплату услуг привлекаемых специалистов арбитражный суд учитывает следующее.

В соответствии с п.2 ст. 134 Федерального закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на дату введения в отношении должника процедуры конкурсного производства) требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Как указано выше, конкурсный управляющий обязан обеспечить передачу документации должника на хранение в архив в упорядоченном виде, что в рассматриваемом случае с учетом объема неупорядоченной документации (более 40 тысяч дел), ее качественного состояния (наличие поражений грибком, плесенью и иных разрушений), нахождения документов в арендуемом помещении и отсутствия у должника своих помещений, ограниченных сроков производства по делу, не представляется возможным осуществить в сокращенные сроки без привлечения специализированной организации. Таким образом, в сложившейся ситуации привлечение специалистов для обеспечения исполнения конкурсным управляющим обязанности по передаче документации должника в архив является неизбежным и обязательным.

В этой связи судом не усматривается оснований для изменения очередности погашения требований привлекаемой организации, поскольку такие расходы отнесены к первой очереди текущих платежей. В таком случае удовлетворение требований конкурсного управляющего об изменении очередности погашения требований привлекаемых специалистов приведет понижению их очередности.

В этой части требования конкурсного управляющего удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 32, 20.7, 60, 134 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Привлечь для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Томский завод измерительной аппаратуры» специалиста – общество с ограниченной ответственностью «Регионархив» для выполнения работ по подготовке документов должника к передаче в архивные учреждения Томской области.

Установить лимит оплаты услуг общества с ограниченной ответственностью «Регионархив» в размере 13 500 000 рублей.

В удовлетворении заявления конкурсного управляющего в остальной части требований отказать.

Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья В.С. Дубовик