АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
634050, пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077, http://tomsk.arbitr.ru,
e-mail: tomsk.info@arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без движения
г. Томск | Дело № А67-7988/2012 |
04.12.2012 |
Арбитражный суд Томской области в составе судьи Сулимской Ю. М.,
рассмотрев вопрос о принятии искового заявления ФИО1 ИНН
701400132370, ОГРН <***>,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области ИНН <***>, ОГРН <***>
о признании незаконными акта проверки от 14.11.2012г. и протокола об административном правонарушении от 14.11.2012г.
У С Т А Н О В И Л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области о признании незаконными акта проверки от 14.11.2012г. и протокола об административном правонарушении от 14.11.2012г.
Ознакомившись с указанным заявлением, арбитражный суд находит, что заявление подлежит оставлению без движения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражный суд, установив при рассмотрении во- проса о принятии заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 АПК РФ, выносит определение об оставлении искового заявления без движения.
Статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяю- щей общие правила подведомственности, предусмотрено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе: об оспаривании ненорматив- ных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; другие дела, возни-
кающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
ФИО1 обратилась с заявлением о признании незаконными протокола об административном правонарушении от 14.11.2012, а также акта проверки от 14.11.2012г.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП, составление протокола об административном правонарушении является одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, завершающих формирование доказательственной базы. По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении выносится постановление о привлечении лица к административной ответственности, которое и подлежит обжалованию в по- рядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, как процессуальный документ, завершающий рассмотрение дела по существу, и затрагивающий права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В главе 30 КоАП РФ и в параграфе 2 главы 25 АПК РФ установлены процессуальные права участников производства по делу об административном правонарушении на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности.
Главой 30 КоАП РФ установлен порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным за- коном рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 207 АПК РФ).
Из приложенных к заявлению документов не следует, что Заявитель уже привлечена к административной ответственности. Учитывая изложенное, суд делает вывод о том, что предпринимателем не представлено правовое обоснование обращения с требованием о признании незаконным протокола об административном правонарушении применительно к ст.ст. 27, 29, 207 АПК РФ, главе 30 КоАП РФ.
Кроме того, порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлен в статье 197 АПК РФ. В соответствии с названной нормой такие дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Главой 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненорма- тивных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом. Термин «ненормативный правовой акт» является обобщающим понятием, под которым понимаются обязательные предписания, распоряжения, решения, предполагающие разовое применение и влекущие юридические последствия для строго определенных лиц (или круга лиц).
В заявлении ФИО1 не приведено правого обоснования отнесения протокола об административном правонарушении от 14.11.2012г., а также Акта проверки от 14.11.2012г. к ненормативным правовым актам.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 199 АПК РФ в заявлении должны быть также указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Таким образом, в данном заявлении должны быть указаны конкретные требования к ответчику о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений либо действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц с указанием прав и законных интересов, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие).
Согласно части 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не- нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным за- коном отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ч. 2 ст. 197 АПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предусмотрены статьей 199 АПК РФ, несоблюдение которых влечет такие же последствия, как и несоблюдение требований, установленных статьями 125, 126 АПК РФ, а именно оставление заявления о признании ненорма-
тивного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными без движения на основании части 1 статьи 128 АПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта не- действительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) на- звание, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу ч. 2 ст. 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 настоящего Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.
Статьей 125 АПК РФ установлены требования к форме и содержанию искового заявления.
В соответствии с пунктами 2, 4 части 2 статьи 125 АПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны: наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца (п. 2); требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам - требования к каждому из них (п. 4).
В нарушение требования п. 2 ч. 2 ст. 125 АПК РФ в вводной части заявления ФИО1 не указаны дата и место рождения заявителя, место работы или дата и место государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК РФ в заявлении не указаны требования заявителя к ответчику со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты.
Статьей 126 АПК РФ установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 126 АПК РФ лицо, подающее исковое заявление, обязано среди прочих приложить к исковому заявлению документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Согласно статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при обращении в арбитражный суд с иском государственная пошлина уплачивается до подачи искового заявления.
В соответствии с п.п. 3 п.1 ст.333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для юридических лиц – 2000 руб., для физических лиц - 200 рублей. При обращении в арбитражный суд с указанным заявлением Заявитель не приложила к заявлению документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.
Таким образом, заявителем не соблюдены требования п. 2 ч. 1 ст. 126 АПК РФ.
Кроме того, в силу пункта 4 части 1 статьи 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
ФИО1 к заявлению не приложена копия свидетельства о государственной регистрации ее в качестве индивидуального предпринимателя, чем нарушены требования п. 4 ч. 1 ст. 126 АПК РФ.
Кроме того, в силу пункта 9 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к заявлению, подаваемому в арбитражный суд, должны прикладываться выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. При этом, данные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.
Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 3 постановления от 17.02.2011 № 12 «О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального за- кона от 27.07.2010 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» иным документом в смысле пункта 9 части 1 статьи 126 АПК РФ может являться в том числе:
1) распечатанная на бумажном носителе и заверенная подписью истца или его представителя копия страницы официального сайта регистрирующего органа в сети Интернет, содержащей сведения о месте нахождения юридического лица и дату их обновления;
2) распечатанные на бумажном носителе сведения, предоставляемые в электронном виде посредством доступа к федеральной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц, при условии, что факт получения этих сведений удостоверяется подписью лица, имеющего доступ к указанной информации в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При подаче в арбитражный суд заявления по делу, возникающему из административных и иных публичных правоотношений, для подтверждения сведений о месте нахождения заинтересованного лица - органа, осуществляющего публичные полномочия, заявителем может быть также представлена распечатанная на бумажном носителе копия официальной страницы сайта этого органа, содержащая информацию о месте его нахождения, заверенная подписью заявителя или его представителя.
В нарушение указанных требований к заявлению не приложена выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении ФИО1 с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства заявителя и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Управления Роспот- ребнадзора по Томской области с указанием сведений о месте нахождения ответчика; иные документы, подтверждающие указанные в пункте 9 части 1 статьи 126 АПК РФ сведения в отношении заявителя и ответчика или их отсутствие, полученные не ранее чем за тридцать дней до дня обращения заявителя в арбитражный суд, с заявлением также не представлены, при этом документов, свидетельствующих об истребовании данных документов у налогового органа либо о невозможности его получения, к заявлению также не приложено.
При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству, арбитражным судом установлено, что в нарушение пунктов 3, 4 части 1 статьи 199 АПК РФ представленное заявление не содержит указаний на права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, на-
рушаются оспариваемыми протоколом, актом, а также не содержит указаний на законы и иные правовые акты, которым не соответствует оспариваемые документы.
Кроме того, из заявления ФИО1 не ясно в каком порядке Заявитель обращается в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, в порядке главы 24 АПК РФ, которой предусмотрен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, либо в порядке пара- графа 2 главы 25 АПК РФ, которой предусмотрено рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Заявителем не указаны нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, предусматривающих право на обжалование актов проверки и протоколов об административном правонарушении в самостоятельном по- рядке, а не в рамках дела о привлечении лица к административной ответственности.
Таким образом, Заявителю необходимо представить правовое обоснование обращения с заявлением о признании незаконным протокола об административном правонарушении от 14.11.2012г., а также акта проверки от 14.11.2012г. в арбитражный суд применительно к статьям 27, 29, 197, 207 АПК РФ, главе 30 КоАП РФ, а также уточнить в порядке какой главы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприниматель обратилась в арбитражный суд.
В случае если Заявителем акт проверки от 14.11.2012г. оспаривается как ненормативный правовой акт государственного органа, указать, какие предписания властно- распорядительного характера возложены на предпринимателя оспариваемым актом проверки от 14.11.2012г.
Таким образом, имеются основания для оставления заявления ФИО1 без движения.
В случае оставления судом заявления без движения и установления срока для устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления этого заявления без движения, заявитель должен предпринять все зависящие от него меры к тому, чтобы необходимые доку- менты или иные действия, направленные на устранение таких обстоятельств, были получены судом или о них стало известно суду до истечения срока, установленного судом в определении об оставлении заявления без движения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.12.2005 №10758/05).
В случае если Заявитель утратит интерес к рассмотрению заявления, он вправе обратиться в суд с ходатайством о возвращении данного заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 128, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о при- знании незаконными акта проверки от 14.11.2012г. и протокола об административном право- нарушении от 14.11.2012г. оставить без движения.
Предложить Заявителю в срок до «27» декабря 2012 года устранить обстоятельства, по- служившие основанием для оставления заявления без движения, при этом к указанному сроку необходимо обеспечить поступление документов непосредственно в канцелярию арбитражного суда до указанного срока либо заблаговременно с учетом времени почтового пробе- га направить документы по почте, а именно:
- доказательства уплаты государственной пошлины в установленном размере и порядке за обращение с требованием о признании незаконным акта проверки от 14.11.2012г.;
- копию свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
- выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в от- ношении Заявителя, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в от- ношении Ответчика;
- обосновать обращение с заявленными требованиями в Арбитражный суд Томской области с учетом положений ст. 29 АПК РФ;
- указать нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, предусматривающих право на обжалование актов проверки и протоколов об административном правонарушении в самостоятельном порядке, а не в рамках дела о привлечении лица к административной ответственности;
- письменные пояснения с указанием, какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены оспариваемыми актом проверки и протоколом об административном правонарушении, какие обязанности возложены на заявителя данными актом и протоколом, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- указать, каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствует акт проверки от 14.11.2012г., каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствует протокол об административном правонарушении от 14.11.2012г.;
- если Заявителем акт проверки от 14.11.2012г. оспаривается как ненормативный правовой акт государственного органа, указать, какие предписания властно-распорядительного характера возложены на предпринимателя оспариваемым актом проверки от 14.11.2012г.
В случае если указанные обстоятельства не будут устранены в установленный срок, заявление и прилагаемые к нему документы подлежат возвращению в порядке, предусмотренном статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья | Сулимская Ю. М. |
1014 329462
2
3
4
5
6
7