ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А67-9183/15 от 21.04.2016 АС Томской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                     634050 пр. Кирова д. 10, г. Томск, тел. (3822)284083, факс (3822)284077,  http://tomsk.arbitr.ru, e-mail: tomsk.info@arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

г. Томск                                                                                                     Дело № А67-9183/2015

Арбитражный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Сулимской Ю.М. , судей Казарина И.М., Сенниковой И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Н.Помазаном, с использованием аудиозаписи, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №30» (634003, Томская область, г. Томск, ул. Партизанская, 9/1, ОГРН 1147017022272, ИНН 7017364930) к Администрации Города Томска (634050, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 73, ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461),

при участии Прокуратуры Томской области (ОГРН <***> ИНН <***> <...>)

о понуждении внести изменения,

При участии в заседании:

От Заявителя: не явились (уведомлены);

от Ответчика: ФИО1 (удостоверение, доверенность от 17.09.2015);

от Прокуратуры Томской области: ФИО2 (удостоверение)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК №30» (далее – ООО «ЖЭК №30», Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Администрации Города Томска о понуждении Администрации г. Томска внести изменение в Постановление Администрации г. Томска №44 от 24.01.2013 в части повышения тарифов по содержанию и текущему ремонту многоквартирных жилых домов Томской области. Определением суда от 04.02.2016 заявление принято к производству. Определением от 30.03.2016 удовлетворено заявление Прокурора Томской области о вступлении в дело в порядке ст. 52 АПК РФ в целях обеспечения законности, рассмотрение дела в судебном заседании назначено на 21.04.2016.

Представитель Заявителя в судебное заседание не явился, в материалы дела от Заявителя поступило ходатайство (уточненное), в соответствии с которым Заявитель просит прекратить производство по делу. Дело рассмотрено в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя Заявителя.

В судебном заседании Представитель Ответчика требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, дополнениях к нему, в том числе, пояснила, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Представитель Прокуратуры Томской области поддержала доводы, изложенные в отзыве, а также указала, что оспариваемое постановление носит нормативный характер, в связи с чем указанное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Более подробно доводы лиц, участвующих в деле, изложены в заявлении, отзывах на заявление, письменных пояснениях.

Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭК №30» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН <***>, ИНН <***>.

24.01.2013 Администрацией г. Томска №44 от 24.01.2013 издано Постановление №44 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для отдельных категорий населения муниципального образования «Город Томск»  (далее – Постановление от 24.01.2013).

Полагая, что в указанное постановление в части установленных тарифов необходимо внести изменения, что, по мнению Заявителя, является оспариванием нормативного правового акта, ООО «ЖЭК № 30» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением (уточненным – л.д. 43).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

Как следует из Постановления Администрации г. Томска №44 от 24.01.2013, данным документом установлены размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений в г.Томске. Действие данного документа распространяется на нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах, в которых доля муниципального образования «Город Томск» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов

Согласно ч. 3 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В п. 34 указанных Правил указано, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определены государственные гарантии его осуществления.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения указаны в ст. 17 данного Федерального закона № 131-ФЗ, к которым, в том числе, относятся: регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения (п. п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ).

Согласно «Уставу Города Томска», принятого решением Думы города Томска от 04.05.2010 № 1475 к компетенции Администрации Города Томска отнесены полномочия, в том числе, по утверждению в установленном законом порядке размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.п. 1.49 п. 1 ст. 40 Устава).

Постановлением администрации Города Томска от 09.11.2011 № 1230 утверждено «Положение о тарифной политике муниципального образования «Город Томск», которое определяет порядок взаимодействия органов и структурных подразделений администрации Города Томска при формировании и (или) утверждении: регулируемых органами местного самоуправления надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса (далее по тексту - надбавки к тарифам организаций коммунального комплекса); размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в случаях, предусмотренных действующим жилищным законодательством.

Положение определяет порядок взаимодействия администрации Города Томска, ее органов и структурных подразделений с субъектами ценового регулирования, органами местного самоуправления муниципального образования «Город Томск», органами государственной власти Российской Федерации и Томской области, иными органами, юридическими и физическими лицами в процессе регулирования цен, тарифов, ставок и надбавок.

В соответствии с п.п. 1.2-1.4 Примерного перечня цен, тарифов, ставок и надбавок, регулирование которых действующим законодательством отнесено к ведению органов местного самоуправления в жилищно-коммунальной сфере, к ним отнесены: размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений в случаях, предусмотренных действующим жилищным законодательством.

Как следует из текста Постановления администрации Города Томска от 24.01.2013 №44, данный документ принят в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», Уставом Города Томска, Положением о тарифной политике муниципального образования «Город Томск», утвержденным постановлением администрации Города Томска от 09.11.2011 № 1230.

В соответствии с п.1 ст. 50 Устава города Томска муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением Города Томска по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно п.2.5 ст. 50 Устава города Томска в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения администрации Города Томска.

В соответствии с изложенной в п.1 Постановления Пленума ВАС РФ №58 от 30.07.2013 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» позиции, при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам необходимо исходить из оценки его содержания. Как следует из  п.1.2 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ №58 от 30.07.2013 решения уполномоченного органа государственной власти в области государственного регулирования тарифов, иного органа, осуществляющего публичные полномочия, об утверждении индивидуальных тарифов для конкретных субъектов или касающиеся конкретных объектов, а также содержащие иные конкретные параметры, не являются нормативными правовыми актами. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми актами, если установит, что они распространяются на неопределенный круг лиц.

Как следует из п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 29.11.2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановлением администрации Города Томска от 28.05.2012 № 542 «Об определении средств массовой информации для официального или иного (опубликования) муниципальных правовых актов администрации и Мэра Города Томска и иной официальной информации, предусмотренной действующим законодательством» определены средства массовой информации для официального или иного (опубликования) муниципальных правовых актов администрации и Мэра Города Томска и иной официальной информации, предусмотренной действующим законодательством, согласно приложению к настоящему постановлению.

Как следует из материалов дела, Постановление Администрации г. Томска №44 от 24.01.2013 опубликовано в Сборнике официальных материалов муниципального образования «Город Томск» 31.03.213 № 5.1, что соответствует п.2 Приложения к Постановлению администрации Города Томска от 28.05.2012 № 542.

В ходе судебного заседания установлено, что  Постановлением от 24.01.2913 № 44 установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для отдельных категорий населения муниципального образования «Город Томск» и действие данного документа распространяется на нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондов, расположенных в многоквартирных домах, в которых доля муниципального образования «Город Томск» в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов.

С учетом вышеуказанных разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, а также положений ЖК РФ, арбитражный суд делает вывод о том, что оспариваемое Постановление от 24.01.2013г. является нормативно-правовым актом, поскольку обладает всеми признаками такого акта, так как принято управомоченным органом, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений и на изменение и прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.06.2014 г. № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Учитывая изложенное, арбитражный суд делает вывод о том, что с 06.08.2014 из компетенции арбитражных судов исключено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, в связи с чем заявление о понуждении  внести изменение в Постановление Администрации г. Томска №44 от 24.01.2013 в части повышения тарифов по содержанию и текущему ремонту многоквартирных жилых домов Томской области, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно п. 2.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» если арбитражный суд установит, что не имеется федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого нормативного правового акта отнесено к его компетенции, арбитражный суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ прекращает производство по делу, за исключением случаев, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции.

В ходе судебного разбирательства Заявителем доказательств обращения  в суд общей юрисдикции с вышеуказанным заявлением не представлено.

С учетом того, что у Заявителя не утрачена возможность обращения в суд общей юрисдикции, суд делает вывод о том, что дело по заявлению ООО «ЖЭК №30» к Администрации Города Томска о понуждении  внести изменение в Постановление Администрации г. Томска №44 от 24.01.2013 в части повышения тарифов по содержанию и текущему ремонту многоквартирных жилых домов Томской области подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии с  п.п.3 п.1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

В связи с прекращением производства по делу на основании п.п.1 п.1 ст. 150 АПК РФ, государственная пошлина в сумме 6000 руб., уплаченная по платежному поручению от № 1145 от 13.01.2016г. (л.д. 59) подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 104, п.п.1 п.1 ст. 150, ст.ст. 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу № А67-9183/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЖЭК №30» к Администрации Города Томска о понуждении внести изменения прекратить.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «ЖЭК №30» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 1145 от 13.01.2016г., выдать справку.

Определение может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий                                                                            Ю.М. Сулимская

Судьи                                                                                                      И.ФИО3

                                                                                                             И.Н. Сенникова