ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А68-5418/17 от 12.10.2020 АС Тульской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Красноармейский проспект, 5, г.Тула, 300041

Тел./Факс (4872) 250-800; E-mail: a68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тула Дело №А68-5418/2017

Дата объявления резолютивной части «12» октября 2020 года

Дата изготовления полного текста «16» октября 2020 года

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Е.А. Балахтар, при ведении протокола секретарем судебного заседания О.В. Соловьевой, рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации муниципального образования город Алексин (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отсрочке исполнения определения Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 по делу №А68-5418/2017,

заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>),

ФИО2 (ИНН <***>),

ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России Тульской области

При участии:

от Администрации МО г. Алексин: ФИО3, доверенность, паспорт,

ИП ФИО1, паспорт,

от Управления Росреестра: ФИО4, доверенность, паспорт.

УСТАНОВИЛ:

13.06.2017 года ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ОАО «Специальное обслуживание города Алексина» (ИНН <***>, ОГРН <***>) (далее - ОАО «Спецобслуживание г.Алексина»).

Определением Арбитражного суда Тульской области от 26.06.2017 года заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании ОАО «Спецобслуживание г.Алексина» несостоятельным (банкротом) принято к производству, возбуждено дело о банкротстве.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2018 года производство по делу о банкротстве должника прекращено в связи с отсутствием источников финансирования процедуры банкротства.

07.06.2018 года Индивидуальный предприниматель ФИО5 обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц - Администрации МО г. Алексина.

Заявление конкурсного кредитора ИП ФИО1 неоднократно уточнялось.

В окончательной редакции (уточнения от 14.10.2019 года, от 20.11.2019 года) конкурный кредитор просил привлечь Администрацию муниципального образования город Алексин (ОГРН <***>, ИНН <***>), бывшего руководителя должника ФИО2 к субсидиарной ответственности в размере суммы непогашенной кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов ОАО «Специальное обслуживание города Алексина», а также расходов на оплату вознаграждения временного управляющего, всего в размере 3 331 448,35 руб.; взыскать указанные денежные средства в солидарном порядке.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 11.03.2019г. суд привлек в качестве заинтересованного лица ФИО6.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 16.09.2019 года суд привлек в качестве заинтересованного лица по обособленному спору конкурсного кредитора Федеральную налоговую службу России.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2019 года суд привлек в качестве заинтересованного лица по обособленному спору председателя ликвидационной комиссии Администрации МО город Алексин (ОГРН <***>, ИНН <***>) ФИО7.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 года Администрация муниципального образования город Алексин, ФИО2 привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам ОАО «Специальное обслуживание города Алексина» перед кредитором Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в размере 3 331 448,35 руб.; с Администрации муниципального образования город Алексин за счет казны муниципального образования город Алексин, ФИО2 в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 солидарно взыскано 3 331 448,35 руб.

Постановлением Двадцатого апелляционного суда от 25.03.2020 года определение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 по делу № А68-5418/2017 оставлено без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.

05.06.2020г. Арбитражным судом Тульской области ИП ФИО1 был выдан исполнительный лист серии ФС №020638172 по делу №А68-5418/17 от 20.01.2020г., вступившего в законную силу 25.03.2020г., о взыскании с администрации муниципального образования город Алексин за счет казны муниципального образования город Алексин, ФИО2 в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 солидарно 3 331 448, 35 руб.

10.06.2020г. в управление по бюджету и финансам администрации муниципального образования город Алексин от ИП ФИО1 электронной почтой (вх. № 6277 от 10.06.2020г.) поступило заявление об оплате исполнительного документа -исполнительного листа серии ФС №020638172, выданного Арбитражным судом Тульской области, по делу А68-5418/2017 от 20.01.2020г., вступившему в законную силу 25.03.2020г., с исполнительным листом серии ФС №020638172.

Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.09.2020 года определение Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2020 по делу № А68-5418/2017 оставлены без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Администрация муниципального образования город Алексин 14.09.2020 года (согласно данным системы «Мой Арбитр») обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отсрочке исполнения определения Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 по делу №А68-5418/2017.

ФИО1 в судебном заседании представлен отзыв, из которого следуют возражения.

ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России Тульской области представлены письменные пояснения, из которых следует, что согласно базы данных исполнительных производств АИС ФССП России на принудительном исполнении в отделении исполнительный документ ФС №020638172 по состоянию на 30.09.2020 года не находится и не поступал, в связи с чем, предоставить информацию о ходе исполнительного производства не представляется возможным.

В обоснование заявитель указывает следующее.

Администрация муниципального образования город Алексин осуществляет свою деятельность по выполнению работ и оказанию услуг для муниципальных нужд в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Бюджетным Кодексом РФ (Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ).

На длительность исполнения решения суда также влияет и дефицит бюджета муниципального образования.

Так, решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 18.12.2019 года № 5(5).2 «О бюджете муниципального образования город Алексин на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» были утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования город Алексин. Данный бюджет уже был признан дефицитным в размере 60 763,3 тыс.рублей

Позднее, решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 28.02.2020 года № 2(8).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 18 декабря 2019г. №5(5).2«0 бюджете муниципального образования город Алексин на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» были внесены изменения в бюджет муниципального образования город Алексин и утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования город Алексин, в соответствии с которыми было принято, что дефицит бюджета муниципального образования на момент принятия решения составил 90 272,4 тыс. руб.

Затем, решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 21.04.2020 года № 4(10).3 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 18 декабря 2019г. №5(5).2«0 бюджете муниципального образования город Алексин на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» были внесены изменения в приложения к бюджету, где были указаны привлеченные государственные внутренние заимствования, в том числе и кредитные средства.

Позднее, решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 04.08.2020 года № 6(12).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 18 декабря 2019г. №5(5).2«0 бюджете муниципального образования город Алексин на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов» были внесены изменения в бюджет муниципального образования город Алексин и утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования город Алексин, в соответствии с которыми было принято, что дефицит бюджета муниципального образования на момент принятия решения составил 89 637,0 тыс. руб.

Объем бюджета был установлен, в соответствии с п.З ст. 92,1 Бюджетного кодекса РФ, в предельном объеме.

В соответствии со ст. 83 БК РФ, «выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета».

Как следует из статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки (отсрочки) исполнения судебного акта в суд, выдавший исполнительный документ.

В соответствии с частью 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, а устанавливает лишь критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта. В каждом конкретном случае арбитражный суд должен сам определять необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) с учетом интересов как должника, так и взыскателя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.12.2003 N 467-0 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель, ходатайствующий о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта, должен доказать наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

При этом, суд исходит из того, что при предоставлении отсрочки (рассрочки) должен обеспечиваться баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").

Вместе с тем, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются судом (статьи 133, 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Из статей 65, 168, 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, имеющие значение для дела, устанавливаются судом по результатам оценки доказательств, представленных участвующими в деле лицами, и излагаются в судебных актах.

В соответствии с частью 3 статьи 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.

Следовательно, оценивая обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суд должен исходить из необходимости достижения баланса интересов сторон, сопоставляя их с требованием действующего законодательства об обязательности судебных актов арбитражных судов (статья 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, суд не находит оснований для предоставления рассрочки исполнения судебного акта.

В настоящее время, по сообщению заявителя, сверхплановые источники поступления доходов отсутствуют, что не позволяет увеличить доходы бюджета и принять дополнительные обязательства сверх тех, что установлены бюджетом.

Доказательств, подтверждающих, что заявителем принимаются достаточные меры по выплате задолженности, также не представлено.

Кроме того, в данном случае, предоставление отсрочки исполнения судебного акта будет по существу являться переложением негативных последствий с неисправной стороны гражданско-правового обязательства на другую сторону, права которой были нарушены.

При таких обстоятельствах, заявление Администрации муниципального образования город Алексин (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отсрочке исполнения определения Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 по делу №А68-5418/2017 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Администрации муниципального образования город Алексин (ИНН <***>, ОГРН <***>) об отсрочке исполнения определения Арбитражного суда Тульской области от 20.01.2020 по делу №А68-5418/2017 оставить без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Е.А. Балахтар