ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А68-7894/20 от 30.10.2020 АС Тульской области

Арбитражный суд Тульской области

Красноармейский проспект, д. 5, г. Тула, 300041

тел./факс: (4872) 250-800; e-mail: а68.info@arbitr.ru; http://www.tula.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии обеспечительных мер

30 октября 2020 года Дело № А68-7894/2020

Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Интеркрос Центр» о принятии обеспечительных мер в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, формируемой на основании данных информационных ресурсов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области, суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Интеркрос Центр» (далее - ООО «Интеркрос Центр», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (далее - Межрайонная ИФНС России по Тульской области, Инспекция) от 03.07.2020 № 5 и запрета Межрайонная ИФНС России по Тульской области отражать задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, указанных в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5, при заполнении справки налогового органа об отсутствии у ООО «Интеркрос Центр» неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах по форме, утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы России от 20 января 2017 года N ММВ-7-8/20@ (Код по КНД 1120101), либо при предоставлении налоговой службой сведений о наличии (об отсутствии) у ООО «Интеркрос Центр» неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, до вступления в силу судебного акта об оспаривании указанного выше ненормативного акта налогового органа.

Определением от 25.08.2020 заявление ООО «Интеркрос Центр» удовлетворено частично. Приостановлено действие решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 03.07.2020 № 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

ООО «Интеркрос Центр» в срок до 15 сентября 2020 года (включительно) обязано было направить в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области жалобу на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 03.07.2020 № 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в срок, не превышающий пяти дней, со дня вынесения Управлением Федеральной налоговой службы по Тульской области решения по жалобе подать исковое заявление в суд по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.

14.09.2020 ООО «Интеркрос Центр» обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 03.07.2020 № 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением от 21.09.2020 заявление ООО «Интеркрос Центр» принято к производству Арбитражным судом Тульской области.

29.10.2020 от ООО «Интеркрос Центр» поступило заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрета Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, формируемой на основании данных информационных ресурсов Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области, суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5 Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области.

В заявлении ООО «Интеркрос Центр» ссылается на то обстоятельство, что является крупнейшим производителем молока в Тульской области (40% от общего объема молока Тульской области) и, как сельскохозяйственный производитель, с 2012 года является получателем субсидий, в том числе на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционному кредитному договору № 0095-2-102311 об открытии невозобновляемой кредитной линии от 02.12.2011 и на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока.

Выплата указанных субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Тульской области в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 15.07.2020 № 402 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку отрасли животноводств» (далее - Правила) и в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 01.11.2018 № 460 «Об утверждении Правил предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» (далее Правила 1). Согласно указанным нормативным актам субсидии подлежат выплате при отсутствии у заемщика (Заявителя) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (подпункт 1 пункта 17 Правил, пункт 23 Правил 1).

Необходимость обеспечительной меры в виде запрета Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5, вызвана тем, что ранее принятая обеспечительная мера в виде приостановки действия решения налогового органа не обеспечила интересы Общества. При очередном обращении в Министерство сельского хозяйства Тульской области по вопросу получения одного из видов субсидий, а именно, с заявлением о предоставлении субсидии на возмещении части затрат на поддержку собственного производства молока за период с 01 сентября 2020 года по 30 сентября 2020 года в сумме 14 253 231 руб. (исх. № 2-313/01 от 19.10.2020) был получен отказ (исх. № 23-01-03/4006 от 20.20.20), так как «согласно информации, полученной от ИФНС через Региональную систему электронного правительства Тульской области, по состоянию на 19.10.2020 у ООО «Интеркрос Центр» имеется задолженность перед бюджетом», что «является нарушением подпункта 1 пункта 17 Правил и в соответствии с подпунктом 3 пункта 14 Правил влечет принятие отрицательного решения о выплате субсидий заявителю в связи с несоответствием заявителя требованиям, установленным настоящим Правилам». Согласно справке по расчетам с бюджетом от 19.10.2020 № 2020-88946 налоговым органом указана оспариваемая в настоящее время ООО «Интеркрос Центр» сумма задолженности по налогам, т.е. справка содержит данные о задолженности по налогам, законность доначисления которой в настоящее время не подтверждена, и которая до вынесения решения Управлением ФНС России или Арбитражным судом по поданным ООО «Интеркрос Центр» жалобам, заявлениям и в связи с принятием обеспечения по настоящему спору фактически отсутствует. При этом текущая задолженность перед бюджетом у ООО «Интеркрос Центр» отсутствует, кроме того, имеется переплата по ряду налогов.

Отражение в справке неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, приводит к ущемлению интересов ООО «Интеркрос Центр», и к причинению ему значительного ущерба (убытков) в связи с отказом в предоставлении субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов (порядка 20 млн. ежемесячно), а также субсидий на реализованное молоко (более 14 млн. ежемесячно), общая сумма которых до конца текущего года составит порядка 102,8 млн.руб., что значительно превышает сумму недоимки, и что в свою очередь, нанесет серьезный ущерб деятельности ООО «Интеркрос Центр», приведет к недостаточности оборотных средств, невозможности содержания КРС, к невыполнению обязательств перед контрагентами, в том числе перед ПАО «Сбербанк России» по кредитному инвестиционному договору, делает невозможным текущую деятельность предприятия, и как следствие, его банкротство, последствиями которого будут, в том числе, вынужденные сокращения численности работников предприятия и потери бюджета вследствие невозможности уплаты налоговых отчислении обществом, а также вследствие неполучения межбюджетных трансферов из-за несоблюдения Тульской областью показателей по производству молока.

Для предотвращения данной ситуации ООО «Интеркрос Центр» должно погасить оспариваемую сумму недоимки, в связи с чем, вынуждено будет забить 720 голов элитного племенного скота, приобретаемого за валюту из Германии и частично субсидируемого государством для развития отрасли молочного производства, и продать его по цене мяса за 50 тыс. руб. за голову, а в последующем приобрести для восстановления поголовья скот по 180 тыс. руб. за голову, что причинит значительный ущерб Обществу (убытки) в сумме 93,6 млн.руб. и непоправимый ущерб государству.

При этом снижение поголовья повлечет также и снижение производства молока в 2021 году на 2000 тонн, что приведет в дополнение к убыткам Общества, связанным с восстановлением поголовья племенного скота, к не получению ООО «Интеркрос Центр» денежных средств порядка 60 млн. руб. в 2021 году, кроме того, потеряны будут получаемые Тульской областью межбюджетные трансферы на субсидирование молока, так как в области также произойдет в 2021 году падение объемов производимого молока и не будут достигнуты ранее установленные для выплаты межбюджетных трансферов показатели производства молока, чем будет нанесен невосполнимый урон всей молочной отрасли Тульской области и бюджету Тульской области.

Заявитель указывает, что обеспечительная мера в виде запрета учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, формируемой на основании данных информационных ресурсов Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области, суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении № 5 от 03.07.2020, не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого решения налогового органа при отказе в удовлетворении требования по существу спора, в случае необходимости готовы предоставить встречное обеспечение.

Заявитель также обращает внимание суда на тот факт, что Инспекцией на основании пункта 10 статьи 101 НК РФ вынесено решение № 42 о принятии обеспечительных мер от 03.07.2020, согласно которому наложен запрет без согласия налогового органа на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика: недвижимое имущество:

- телятник 15 (77:23:020106:68, 301054, Тульская обл., Ясногорский р-н, с. Хотушь, ул. Восточная, 1, стоимость - 27 409 681 руб.

- силосно-сенажная траншея (71:23:020106:108, Тульская обл., Ясногорский р-н, с. Хотушь, ул. Восточная, 1, стоимость - 8 453 220 руб., на общую сумму 35 862 901 руб., хотя у ООО «Интеркрос Центр» имеется переплата по налогам в сумме - 4 902 275 руб., что также указано в решение № 42 от 03.07.2020 о принятии обеспечительных мер.

Суд, рассмотрев заявления о принятии обеспечительных мер, находит заявление не подлежащими удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных АПК РФ, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

В соответствии с частью 2 указанной статьи принятие обеспечительных мер допускается на любой стадии арбитражного процесса в случае, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Перечень обеспечительных мер содержится в части 1 статьи 91 АПК РФ.

В частности, обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора (пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ). Арбитражным судом могут быть приняты иные обеспечительные меры.

Согласно части 2 статьи 91 АПК РФ обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.

В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» указано, что при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.

Согласно пункту 10 названного Постановления в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с требованием о применении обеспечительных мер.

При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Меры по обеспечению иска принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных доказательствами часть 1 статьи 65 АПК РФ.

Из представленных материалов следует, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области 03.07.2020 принято решением №5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ООО «Интеркрос Центр» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3 830 225 руб., ООО «ВымпелСпецСтрой» предложено уплатить недоимку в размере 25 623 902 руб., пени в размере 6 668 844,67 руб., по состоянию на 03.07.220.

Определением от 25.08.2020 Арбитражный суд Тульской области уже принял в порядке статьи 99АПК РФ предварительные обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области от 03.07.2020 № 5 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поскольку ООО «Интеркрос Центр» подало заявление по требованию, в связи с которым арбитражным судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя, то на основании части 9 статьи 99 АПК эти меры действуют как меры по обеспечению иска.

В своем заявлении о принятии обеспечительных мер ООО «Интеркрос Центр» просит повторно принять обеспечительные меры (в удовлетворении которых судом было отказано) в виде запрета Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области: учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, формируемой на основании данных информационных ресурсов Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5 Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области.

Между тем, в рассматриваемом случае заявленная налогоплательщиком обеспечительная мера непосредственно не связана с предметом заявленных требований и ее непринятие не может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, поскольку справка о состоянии расчетов с бюджетом носит информационный характер, справка не возлагает на налогоплательщика какие-либо обязанности, взыскание на основании справки не производится; существует механизм по бесспорному взысканию недоимки (плательщику направляется требование об уплате налога, выносится решение о взыскании налогов за счет денежных средств, имущества налогоплательщика). Вопрос о нарушении прав налогоплательщика ввиду отражения в справе задолженности подлежит исследованию при рассмотрении спора по существу.

При отсутствии вступившего в законную силу судебного акта, признавшего незаконность начисления недоимки по налогам и сборам, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех сумм, которые начислены решением от 03.07.2020 № 5, вступившим в законную силу (решение УФНС России по Тульской области от 12.10.2020 №07-15/32707С по апелляционной жалобе).

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации, в ней указываются сведения о приостановлении действия решения Инспекции от 03.07.2020 № 5.

При изложенных обстоятельствах заявление ООО «Интеркрос Центр» о принятии испрашиваемых обеспечительных мер не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 90, 91, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать ООО «Интеркрос Центр» в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде запрета Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области учитывать при заполнении справки об исполнении ООО «Интеркрос Центр» обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, пеней, процентов, формируемой на основании данных информационных ресурсов Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области, суммы задолженности, указанной в оспариваемом решении от 03.07.2020 № 5 Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области.

Определение может быть обжаловано в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в течение месяца со дня вынесения.

Судья Н.И. Чубарова