АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(300041 Россия, Тульская область, г. Тула, Красноармейский проспект, д. 5)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии обеспечительных мер
город Тула
«12» декабря 2008 года Дело № А68-9334/08-560/12
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи Н. И. Чубаровой
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» о принятии обеспечительных мер
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» 02.12.2008 года (далее – ООО «Тулапассажиртранс») обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, измененным Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219 в части взыскания (предложения к уплате) налогов (недоимки):
- по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС, в сумме 77 741,58 рублей,
- по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 795 485,39 рублей;
- по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС, в сумме 42 789,13 рублей,
- по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ, в сумме 112 750,94 рублей,
- по НДФЛ в сумме 14 287 рублей,
- по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, в сумме 1 288 811 рублей,
- по транспортному налогу с организаций в сумме 895 175 рублей,
- по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 478 702 рублей;
– всего налогов на сумму 3 705 742,04 рублей,
– а также в соответствующей части взыскания пеней и штрафов на сумму недоимки.
Одновременно ООО «Тулапассажиртранс» подано заявление о принятии обеспечительных мер. Заявитель просил приостановить действие Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, утвержденного с изменениями Решением от 11 ноября 2008 года № 219 Управлением ФНС России по Тульской области, и запретить Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы совершать действия по бесспорному взысканию денежных средств с ООО «Тулапассажиртранс», в том числе недоимки в размере 3 705 742,04 рублей, пени в размере 7 652 851,28 рублей и штрафа в размере 2 195 218 рублей.
Определением арбитражного суда от 03.12.2008 года заявление ООО «Тулапассажиртранс» удовлетворено частично.
Приостановлено действие Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, в части доначисления (предложения к уплате) недоимки по налогам в размере 3 705 742 рублей 4 копеек. Наложен запрет на совершение налоговым органом действий по бесспорному взысканию с ООО «Тулапассажиртранс» указанных сумм налогов.
Ввиду отсутствия в заявлении (исковом) четких указаний на размеры оспариваемых сумм пени, штрафов в удовлетворении остальной части заявления о принятии обеспечительных мер было отказано.
Заявлением, поданном в арбитражный суд 11.12.2008 года, ООО «Тулапассажиртранс» уточнило свои требования в части размеров сумм пени, штрафа, приходящихся на оспариваемые суммы доначисленных налогов.
Общие суммы оспариваемых пени и штрафа определены в следующих размерах: пени – 7 652 351,64 рублей, штраф – 2 195 068 рублей.
Одновременно ООО «Тулапассажиртранс» просит приостановить действие Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, измененного Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, и запретить Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы совершать действия по бесспорному взысканию денежных средств с ООО «Тулапассажиртранс», в том числе недоимки в размере 3 705 742,04 рублей, пени в размере 7 652 351,64 рублей.
В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
ООО «Тулапассажиртранс» является коммерческим предприятием, осуществляющим перевозку населения в г. Туле общественным (автобусным и троллейбусным) транспортом. На долю ООО «Тулапассажиртранс» приходится около 60 % внутригородских перевозок населения.
Перевозка общественным транспортом изначально не является прибыльным видом предпринимательской деятельности в силу нормативного централизованного регулирования тарифов на перевозки общественным транспортом, а также в силу дотационности из бюджета расходов на организацию и осуществление перевозок.
Заявитель ссылается на существенную по размеру и длительную по периоду существования задолженность бюджета перед ООО «Тулапассажиртранс» по возмещению указанных расходов (издержек), составляющую 9 914 800 рублей по состоянию на 01.12.2008 года.
ООО «Тулапассажиртранс» указывает, что изъятие из оборота оспариваемых сумм недоимки по налогам, пени, штрафов на основании Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 причинит значительный ущерб обществу в связи с несвоевременным погашением долговых обязательств, в том числе по договорам лизинга, поставщикам электроэнергии и ГСМ, иным платежам и приведет к иным негативным последствиям, в частности к срыву в организации и осуществлении регулярных, ежедневных внутригородских перевозок общественным транспортом, а также к нарушению баланса публичного и частного интересов.
Заявитель также обращает внимание на то, что город Тула, как с публично-правовое муниципальное образование, на основании решений Арбитражного суда Тульской области имеет задолженность перед ООО «Тулапассажиртранс». Денежные средства до настоящего времени обществом не получены. В этой связи заявитель просит учесть, что часть средств, подлежащих взысканию с Общества на основании решения от 26.09.2008 года № 16, подлежит уплате именно в муниципальный бюджет, который сам является крупным должником Общества.
Обосновывая необходимость принятия мер по обеспечению иска, заявитель указывает на то, что в случае, удовлетворения заявленных ООО «Тулапассажиртранс» требований непринятие обеспечительных мер повлечет невозможность исполнения судебного акта по данному делу, поскольку решение к тому моменту уже будет исполнено.
Действия по исполнению решения налогового органа могут причинить значительный ущерб ООО «Тулапассажиртранс». При наличии законодательно установленного механизма возврата из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм налоговых платежей указанная процедура возврата для налогоплательщика продолжительна и затруднительна. К тому же возврат списанных денежных средств из бюджета представляется затруднительным, поскольку связан с предъявлением отдельного требования в судебном производстве.
Рассмотрев заявление ООО «Тулапассажиртранс» о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд полагает, что оно подлежит удовлетворению частично. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 29 Постановления «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» от 12 октября 2006 года № 55, под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения согласно части 3 статьи 199 АПК РФ в качестве обеспечительной меры понимается запрет исполнения действий, предусмотренных данным актом, решением.
В силу части 1 статьи 197 АПК РФ применение таких мер осуществляется в порядке, определенном главой 8 АПК РФ, с учетом особенностей производства по делам, возникающим из административных правоотношений. Соответственно, приостановление действия оспариваемого акта или решения допустимо только при наличии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Из части 2 статьи 90 АПК РФ следует, что принятие обеспечительных мер допускается в случае, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны соответствовать предмету спора, то есть быть непосредственно связанными с ним, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В случае полного или частичного удовлетворения арбитражным судом заявления ООО «Тулапассажиртранс» о признании незаконным Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, в оспариваемой части, совершенные на основании оспариваемого ненормативного правового акта действия (направление инкассовых поручений в банк, приостановлением операций по счетам в банке и другие) будут препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения налогового органа позволяет обеспечить баланс публичных интересов государства и частных интересов субъекта предпринимательской деятельности, поскольку предотвращает возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов налогоплательщика до рассмотрения спора по существу и не приостанавливает начисление пеней в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что непринятие обеспечительных мер может затруднить исполнение судебного акта в случае удовлетворения заявленных требований, поскольку потребуется применение процедур зачета или возврата взысканных сумм, а взыскание на основании решения налогового органа оспариваемых сумм причинит значительный ущерб имущественным интересам заявителя.
При разрешении вопроса, арбитражный суд, принимая обеспечительные меры, также учитывает то, что заявителем по делу является организация, по характеру своей деятельности выполняющая социально значимые функции в сфере перевозок населения.
Вместе с тем арбитражный суд удовлетворяет заявление ООО «Тулапассажиртранс» лишь в части приостановления действия Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, в части начисления пени в размере 7 652 351,64 рублей, и запрета Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы совершать действия по бесспорному взысканию с ООО «Тулапассажиртранс» указанных денежных средств. При этом суд исходит из следующего.
Рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ (пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» от 12 октября 2006 года № 55).
Определением арбитражного суда от 03.12.2008 года уже было приостановлено действие Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, в части доначисления (предложения к уплате) недоимки по налогам в размере 3 705 742 рублей 4 копеек, а также наложен запрет на взыскание налоговым органом указанных сумм налогов.
Названное определение суда обжаловано не было, обеспечение иска арбитражным судом не отменено, а потому принятые обеспечительные меры сохраняют юридическую силу по настоящий момент.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствие целесообразности повторного приостановления действия решения налогового органа в оспариваемой части и наложения запрета на совершение действий по бесспорному взысканию недоимки по налогам в размере 3 705 742 рублей 4 копеек.
Руководствуясь статьями 90, 91, 93, 96, 184-187, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тулапассажиртранс» о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.
Приостановить действие Решения Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219, в части начисления (предложения к уплате) пени в размере 7 652 351 рубля 64 копеек.
Запретить Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы совершать действия по бесспорному взысканию с ООО «Тулапассажиртранс» пени в размере 7 652 351 рубля 64 копеек в соответствии с Решением Инспекции ФНС России по Зареченскому району г. Тулы от 26 сентября 2008 года № 16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных Решением Управления ФНС России по Тульской области от 11 ноября 2008 года № 219.
В удовлетворении остальной части заявления о принятии обеспечительных мер отказать.
На определение арбитражного суда может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Н. И. Чубарова