Арбитражный суд Республики Тыва
Кочетова ул., 91, г. Кызыл, 667000
тел./факс (394 22) 2-11-96; е-mail: info@tyva.arbitr.ru
www.tyva.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в удовлетворении заявления
о привлечении к субсидиарной ответственности
г. Кызыл
Дело № А69-172/2013
от 14 июля 2015 года
Резолютивная часть определения оглашена 07 июля 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 14 июля 2015 г.
Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания и аудиозаписи секретарем Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» (ИНН <***> ОГРН <***>)
о привлечении к субсидиарной ответственности учредителя государственного унитарного предприятия «Шагонартепло» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее по тексту - ГУП РТ «Шагонартепло») Республику Тыва в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а также бывшего руководителя ГУП РТ – «Шагонартепло» - ФИО1,
взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счёт казны Республики Тыва, с бывшего руководителя ГУП РТ «Шагонартепло» - ФИО1 задолженности за потреблённую электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп.;
при участии в судебном заседании:
ФИО2, ФИО3 - представителей ОАО «Тываэнергосбыт» по доверенностям от 14.08.2014 г. и от 25.12.2014 г.;
ФИО4 - представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва по доверенности от 10.12.2014 г. № 39;
ФИО1 по паспорту;
ФИО5 - представителя налогового органа по доверенности от 12.05.2015 г.;
Чата М.Д. - конкурсного управляющего;
установил:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) государственного унитарного предприятия «Шагонартепло» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ОАО «Тываэнергосбыт» обратилось 28.05.2015 г. в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о привлечении учредителя должника - Республику Тыва, в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а также бывшего руководителя должника - ФИО1 к субсидиарной ответственности; взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счёт казны Республики Тыва и с бывшего руководителя ГУП РТ – «Шагонартепло» - ФИО1 задолженности за потреблённую электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп.
ФИО1 и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва представлены отзывы на заявление.
В судебном заседании представители ОАО «Тываэнергосбыт» поддержали заявление в полном объёме, указав на то, что ни контролирующий орган, ни руководитель предприятия не приняли должных мер для погашения задолженности перед ОАОП «Тываэнергосбыт», не подали своевременно заявления о признании должника банкротом.
В судебном заседании ФИО1 и представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва с заявленными требованиями не согласились, озвучив доводы, изложенные в отзывах.
По мнению конкурсного управляющего, правовые основания для удовлетворения заявления отсутствуют, заявление о банкротстве предприятия подано бывшим руководителем, поэтому с его стороны виновных действий не имеется.
Представитель налогового органа поддерживает заявленное ОАО «Тываэнергосбыт» требование.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, арбитражным судом установлено следующее:
Государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Шагонартепло» (ОГРН <***>, 668210, <...>) обратилось 30.01.2013 г. в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Производство по делу о банкротстве возбуждено определением от 06.02.2013 г.
Определением суда от 19.03.2013 г. заявленные требования предприятия признаны обоснованными, в отношении предприятия введено наблюдение сроком на три месяца, до 19.06.2013 г. Временным управляющим утвержден ФИО6 - член Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».
Решением суда от 12.08.2013 г. должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении предприятия введена процедура конкурсного производства сроком на 4 месяца до 06.02.2014 г., конкурсным управляющим назначен ФИО6.
Определением суда от 27.05.2014 г. конкурсный управляющий ФИО6 освобожден по его заявлению. Конкурсным управляющим назначен ФИО7, член некоммерческого партнерства «Саморегулируемой организация «Сибирский центр экспертов антикризисного управления».
Определением от 04.06.2015 г. конкурсное производство продлено до 05.07.2015 г.
Определением суда от 18.06.2013 г. в реестр требований кредиторов должника включены требования ОАО «Тываэнергосбыт» в сумме 18 606 788 руб. 67 коп., в том числе 18 310 088 руб. 51 коп. задолженность по потреблённой электрической энергии, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 296 700 руб. 16 коп.
ОАО «Тываэнергосбыт» обратилось с заявлением о привлечении учредителя должника - Республику Тыва, в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а также бывшего руководителя должника - ФИО1 к субсидиарной ответственности; взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счёт казны Республики Тыва и с бывшего руководителя ГУП РТ – «Шагонартепло» - ФИО1 задолженности за потреблённую электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп.
В заявлении ОАО «Тываэнергосбыт» указано на следующее:
ОАО «Тываэнергосбыт» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 442 от 04.05.2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», справкой от 28.02.2007 г. № 45 и постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 11.04.2007 г. № 59 с 01.04.2007 г. на территории Республики Тыва выполняет функции гарантирующего поставщика.
06.10.2011 г., 07.11.2012 г. между ОАО «Тываэнергосбыт» и государственным унитарным предприятием Республики Тыва «Шагонартепло» (потребитель, предприятие) заключены договоры энергоснабжения № 1204, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался поставить, а потребитель, принять и оплатить потребленную электроэнергию.
Гарантирующий поставщик свои договорные обязательства выполняет надлежащим образом, однако потребитель оплату за потребленную электроэнергию производит не в полном объеме. На сегодняшний день сумма задолженности составляет 27 777 796 руб. 82 коп.
ГУП РТ «Шагонартепло» обратилось 30.01.2013 г. в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с его неспособностью более трех месяцев удовлетворить требования всех своих кредиторов в общей сумме 67 098 948 руб.
Определением арбитражного суда от 18.06.2013 г. в реестр требований кредиторов включены требования ОАО «Тываэнергосбыт» в сумме 18 606 788 руб. 67 коп., в том числе 18 310 088 руб. 51 коп. – задолженность за потребленную электрическую энергию, 296 700 руб. 16 коп. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Руководителем ГУП РТ «Шагонартепло» до введения конкурсного производства являлся исполнительный директор ФИО1.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва и бывшим директором ГУП РТ «Шагонартепло» нарушены положения Закона о банкротстве в части подачи заявлении о признании должника банкротом и в части действий (бездействий) контролирующих должника лиц, вызвавших несостоятельность (банкротство) юридического лица.
С 01.04.2011 г. в соответствии с договором энергоснабжения № 1204 от 06.10.2011 г. ОАО «Тываэнергосбыт» надлежащим образом исполнял свои договорные обязательства по поставке электрической энергии потребителю, однако потребитель оплату за потребленную электроэнергию производит не в полном объеме. Задолженность ГУП РТ «Шагонартепло» на октябрь 2011г. (дата заключения договора энергоснабжения № 1204) составляла 1 702 275 руб. 71 коп. на март 2012 г. (дата обязанности подать заявление о банкротстве) составляла 8 463 117 руб. 12 коп.
Учитывая, что потребитель свои обязательства по оплате по вышеуказанному договору энергоснабжения с 06.10.2011 г. не исполнял, то по состоянию на 18.02.2011 г. потребитель отвечает признакам несостоятельности – не способен удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Заявление потребителем о признании себя банкротом должно было быть подано, начиная с 19.02.2011 г. до 19.03.2011 г.
Вместе с тем, потребителем обязанность подачи заявления о признании себя банкротом в установленный законом срок не исполнена, задолженность по договору энергоснабжения не погашена.
В соответствии с уставом имущество предприятия находится в собственности Республики Тыва, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.
В состав имущества предприятия не может включаться имущество иной формы собственности (п. 3.1). Источниками формирования имущества предприятия являются имущество переданное предприятию по решению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности, капитальные вложения и дотации из бюджета, целевое бюджетное финансирование и т.д. (п. 3.7). Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом (п. 1.6).
В нарушение Устава и Закона № 161-ФЗ, учредитель не наделил предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения. 10.02.2012 г. ГУП РТ «Шагонартепло», в лице руководителя ФИО1, заключило возмездный договор аренды с ГУП Республики Тыва «Улуг-Хемтепло». С момента создания у предприятия не было имущества, которым оно могло бы отвечать по своим обязательствам, имущество предприятию было передано в возмездное временное владение и пользование.
Сам факт заключения возмездного договора аренды основных средств, используемых в уставных целях, с ГУП Республики Тыва «Улуг-Хемтепло» не соответствует обязательным для сторон правилам, установленным законом и иньми правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 ГК РФ), так как данное имущество является собственностью Республики Тыва и должно быть передано предприятию на праве хозяйственного ведения.
Согласно представленному временным управляющим анализу финансового состояния, проведенному на основе статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия за период с 30.03.2011 г. по 23.04.2013 г., должник имеет кризисно-неустойчивое финансовое положение, за исследуемый период произошло увеличение доли просроченной кредиторской задолженности с 72,33% до 223,05%; величина капитала и резервов должника с годами остается критической с 2 231 тыс. руб. до - 52 121 тыс. руб.; уровень доходности от хозяйственной деятельности у предприятия отсутствует; имеется дебиторская задолженность в сумме 34 326 265,28 тыс. руб., основные дебиторы: организации и учреждения, подведомственные администрации г. Шагонара; население и юридические лица г. Шагонара; организации и учреждения кожууна, республики, находящиеся на территории г. Шагонара; предприятие как единственная организация, производящее тепло, не может отказаться от оказания услуг по предоставлению тепла населению и организациям, не может заниматься кратковременным непредставлением (веерным отключением) тепла неплательщикам, особенно в зимнее время; деятельность предприятия зависит от установленных тарифов на свои услуги, степень обеспеченности организации оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости не доходит до нормативного значения, имеет минусовые значения, предприятие имеет в своем балансе только на 2 812 тыс. руб. производственных запасов, вместо необходимых 10-15 млн. руб. запасов.
Таким образом, до введения в отношении предприятия наблюдения финансовое состояние потребителя было кризисно-неустойчивое, отмечалась тенденция роста кредиторской задолженности, само предприятие недостаточно работало над снижением дебиторской задолженности. Даже при условии взыскания полного объема дебиторской задолженности, кредиторскую задолженность можно было погасить лишь на половину, что свидетельствует об убыточности деятельности предприятия.
Согласно разделу 2 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Тыва, Министерство в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия:
- создает, реорганизует, ликвидирует в установленном порядке государственные унитарные предприятия, выступает учредителем (соучредителем) хозяйственных обществ;
- согласовывает расходы в случае возникновения признаков неплатежеспособности государственных унитарных предприятий;
- осуществляет анализ эффективности деятельности государственных унитарных предприятий;
- определяет государственные унитарные предприятия, имеющие признаки банкротства, проводит анализ процесса их финансового оздоровления, представляет интересы Республики Тыва как кредитора в делах и процедурах банкротства юридических лиц в качестве уполномоченного органа по денежным обязательствам перед Республикой Тыва.
Таким образом, учредитель не мог не знать о сложном финансовом положении, которое сложилось на предприятии.
Несмотря на это, ни учредитель, ни руководитель не предпринимали действий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.
Из финансово-хозяйственного анализа видно, что по состоянию на 31.12.2011 г. величина чистых активов отрицательная и составляет (- 8 127) тыс. руб., по состоянию на 31.12.2013 г. (- 33 857) руб.
У ГУП РТ «Шагонартепло» в течение трёх месяцев по окончании 2011 финансового года стоимость чистых активов не была восстановлена до минимального размера уставного фонда.
В нарушение статьи 15 Закона № 161-ФЗ ни учредитель, ни руководитель не принимали решения ни о ликвидации (реорганизации), ни решения об обращении в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности (банкротстве) ГУП РТ «Шагонартепло».
Предприятие продолжало оказывать услуги населению и организациям и увеличивало долги перед кредиторами.
Учредитель и руководитель нарушили статьи 11, 12, 15 Закона № 161-ФЗ, ст. 9 Закона о банкротстве.
Учредитель не принимал меры по выделению денежных средств на покрытие убытков и погашение задолженности ГУП Республики Тыва «Шагонартепло» перед кредиторами.
Министерство земельных и имущественных отношений, как учредитель ГУП Республики Тыва «Шагонартепло», действовало недобросовестно, не наделив предприятие имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности, за счет которого в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 161-ФЗ и уставом предприятие несло бы ответственность перед своими кредиторами, а также не принял в установленные данным законом сроки решения о ликвидации или реорганизации предприятия. ФИО8 Тимергалиевич не опротестовал сделку противоречащую действующему законодательству.
В бездействии руководителя ФИО1 и Министерства земельных и имущественных отношений усматривается злоупотребление правом, предусмотренным п. 5 ст. 8 Закона № 161-ФЗ, поскольку бездействие министерства и руководителя было направлено на избежание ответственности перед кредиторами по обязательствам унитарного предприятия за счет его имущества.
В связи с указанным, ОАО «Тываэнергосбыт» считает, что имеются основания для привлечения учредителя и руководителя к субсидиарной ответственности, в связи с наличием причинной связи между его бездействием и последствиями в виде усугубления неплатежеспособности предприятия, приведшими к его банкротству.
В-итоге, ОАО «Тываэнергосбыт», основываясь на статьях 15, 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьях 7, 11-15, 18, 25-28 Федерального закона № 161 «О государственных и муниципальных предприятиях», статьях 3, 9, 10, 20 Закона о банкротстве, просит суд привлечь учредителя государственного унитарного предприятия «Шагонартепло» - Республику Тыва, в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, бывшего руководителя ГУП РТ «Шагонартепло» - ФИО1 к субсидиарной ответственности, а также взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва
за счет казны Республики Тыва и с бывшего руководителя ГУП РТ «Шагонартепло» -
ФИО1 задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп.
Из письменного отзыва ФИО1 на заявление ОАО «Тываэнергосбыт» о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника следует следующее:
13.10.2011 г. распоряжением министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № 619-1 ФИО1 был назначен исполняющим обязанности директора предприятия.
Приказом № 56р от 31.01.2012 г. переведён на должность директора этого же предприятия.
В связи с введением на предприятии конкурсного производства на основании решения Арбитражного суда Республики Тыва № А69-172/2013 от 06.08.2013 г. полномочия как директора предприятия с 13.08.2013 г. были прекращены, с указанной даты назначен исполнительным директором предприятия.
Имущество в виде котельной, тепловых сетей, промышленного оборудования, земли, сопутствующих технических зданий в указанный период принадлежало Минзеимуществу Республики Тыва.
ГУП РТ «Шагонартепло» для осуществления своей производственной деятельности взяло указанное имущество в аренду у ГУП РТ «Улуг-Хемтепло», в отношении которого в то время также производилась процедура банкротства, закончившаяся в конце 2013 г.
В собственности ГУП РТ «Шагонартепло» изначально не имелось никакого имущества, поскольку учредитель не наделил предприятие имуществом на праве хозяйственного ведения. Стоимость имевшегося в активе Министерства имущества значительно превосходит размеры заявленных исковых требований.
Директор предприятия является зависимым лицом от действий и решений учредителя предприятия.
Для достижения поставленных перед предприятием целей, директор предпринимал все возможные меры по ежегодному ремонту котельной, ее плановому функционированию в отопительные сезоны, а также по взысканию задолженности с населения, что подтверждается справкой из Улуг-Хемского районного суда, справкой из судебного участка мирового судьи Улуг-Хемского района, справкой из службы судебных приставов, актом проверки использования бюджетных средств, справкой о хозяйственно-финансовой деятельности, актами сверок.
В г. Шагонаре (единственном населенном пункте, который обслуживает предприятие) население всегда злоупотребляло возможностью не платить за потребленную тепловую энергию. Хронические неплатежи населения усилиями судебных приставов преодолены быть не могут. Иных законных форм по взысканию задолженности предприятие не имеет, поскольку основная задолженность идет от жителей, проживающих в многоэтажных многоквартирных домах. Рентабельность предприятия в г. Шагонаре может быть обеспечена только в случае поднятия тарифов по оплате предоставляемой предприятием коммунальной услуги, а также субвенциями из бюджета района, города, республики. Все действия по направлению денежных средств (на оплату долгов или на ремонт, или на закупку топлива и т.д.) директор согласовывал с учредителем.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, как учредитель предприятия, периодически предпринимало меры к оказанию финансовой помощи предприятию. За счет этих поступлений и денег, поступающих от организаций и населения в счет оплаты за тепло, удавалось выплачивать зарплату рабочим, осуществлять капитальный ремонт котельной, теплосетей. Все отопительные сезоны с 2011 по 2013 годы проводились на безаварийном и бесперебойном уровне, что подтверждается справкой о безаварийности на предприятии от МЧС по Улуг-Хемскому району, справкой администрации г. Шагонара. Предприятие осуществляло банковские операции, направленные как на оплату долгов, так и на оплату текущих потребностей (зарплата, ремонт и т.д.).
Указывая в заявлении о том, что директор не оспорил сделку, противоречащую действующему законодательству, ОАО Тываэнергосбыт не учло, что ФИО1 стал работать в уже сложившихся условиях и влиять на них не мог в силу ограниченных должностных возможностей.
В условиях, когда учредитель определял общие направления деятельности, осуществлял контроль за работой предприятия и его финансово-материальным положением, я, как подчиненное должностное лицо, находящееся в заведомо зависимом, подчиненном положении, не имел прав и возможности оспаривать действия и решения контролирующих меня органов и ведомств.
Ни один из заключенных договоров не был признан экономически неоправданным, ничтожным. Решений об отчуждении имущества предприятия в интересах иных лиц не принимались, имущество не отчуждалось. Указаний контролирующих органов, которые могли бы повлиять на общее руководство предприятием, его экономическую деятельность не получал.
Взыскание задолженности с населения не покрывало текущих потребностей, дальнейшее функционирование предприятия стало невозможным, в итоге, было принято решение о подаче заявления в Арбитражный Суд Республики Тыва с целью возбуждения процедуры банкротства предприятия.
В настоящее время мировым судьей Судебного участка Улуг-Хемского района принято решений о взыскании с населения задолженности на сумму 16 913 446 руб. 66 коп, что свидетельствует о том, что у конкурсного управляющего имеется возможность полностью выплатить задолженность перед ОАО Тываэнергосбыт.
ФИО1 просит суд применить к требованию о привлечении к субсидиарной ответственности сроки исковой давности.
В письменном отзыве Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва не согласилось с требованиями заявителя и указало на следующее:
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве предоставляется право конкурсному управляющему, конкурсным кредиторам и уполномоченным органам взыскать с перечисленных в них лиц денежных средств в размере, составляющем разницу между требованиями кредиторов, включенными в реестр требований кредиторов должника, и денежными средствами, полученными от продажи имущества должника.
Необходимым условием для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам должника на учредителя, участника, собственника или иных лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, является доказанность того факта, что именно действия названных лиц послужили причиной банкротства должника.
При обращении в суд с таким требованием истцу необходимо доказать, что ответчик своими действиями довел должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности; до состояния, не позволяющего ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев, с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
В предмет доказывания по настоящему делу входит наличие вины ответчика и причинной связи между указаниями и действиями руководителя ГУП РТ «Шагонартепло» и возникшей финансовой неплатежеспособностью, не позволяющей ему удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что несостоятельность (банкротство) ГУП РТ «Шагонартепло» вызвано действиями Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, как учредителя указанного предприятия.
Из анализа финансового состояния ГУП «Шагонартепло», не следует, что выявлены действия ответчика, которые привели к банкротству должника; признаки фиктивного банкротства должника отсутствуют, признаки преднамеренного банкротства не выявлены.
Кроме того, в арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) обратился сам должник, установив недостаточность денежных средств и имущества для расчета с кредиторами.
Таким образом, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва считает, что указываемые истцом доводы и доказательства не устанавливают наличие виновных действий учредителя ГУП РТ «Шагонартепло» Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, направленных на доведение общества до банкротства, а также причинную связь между действиями (бездействием) ответчика и последствиями в виде наступления банкротства ГУП «Шагонартепло». Иного заявителем не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы истца носят лишь общий характер, построены на предположениях, не конкретизированы реальными фактами.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, арбитражный суд не находит оснований для привлечения
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В обоснование заявления о привлечении к субсидиарной ответственности ОАО «Тываэнергосбыт» ссылается на пункты 2, 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Распоряжением Минземимущества Республики Тыва от 13.10.2011 г. № 619-р ФИО1 назначен исполняющим обязанности директора ГУП Республики Тыва «Шагонартепло».
ОАО «Тываэнергосбыт» указывает, что руководитель ГУП Республики Тыва «Шагонартепло» ФИО1 обязан был подать заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) не позднее 19.03.2011 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей на предполагаемый момент нарушения законодательства о банкротстве, нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 настоящего Федерального закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим Федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (п. 2 в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 73-ФЗ).
Статьей 9 Закона о банкротстве установлена обязанность руководителя должника обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи такое заявление должно быть подано в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Согласно пункту 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о банкротстве.
В предмет доказывания при привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности по пункту 2 статьи 10 Закона о банкротстве входят следующие обстоятельства:
- возникновение одного из перечисленных в пункте 1 статьи 9 Закона о банкротстве обстоятельств;
- неподача указанными в пункте 2 статьи 10 этого же закона лицами заявления о банкротстве должника в течение месяца с даты возникновения соответствующего обстоятельства;
- возникновение обязательств должника, по которым указанные лица привлекаются к субсидиарной ответственности, после истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 9 указанного закона.
Таким образом, заявителем по делу, в том числе, должно быть доказано, с какого момента у руководителя должника возникла обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд, а также обосновать размер такой ответственности.
В случае непредставления соответствующих доказательств заявление не подлежит удовлетворению.
В обоснование заявленных требований ОАО «Тываэнергосбыт» ссылается на следующее:
Между ОАО «Тываэнергосбыт» и ГУП Республики Тыва «Шагонартепло» (Потребитель) заключён договор энергоснабжения от 06.10.2011 г. № 1204.
Потребитель свои обязательства по договору энергоснабжения от 06.10.2011 г. № 1204 с момента заключения договора исполнял не должным образом и по состоянию на 18.02.2011 г. потребитель имел признаки банкротства – был не способен удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам в течение трёх месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Следовательно, заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) необходимо было подать не позднее 19.03.2011 г.
Директор ГУП Республики Тыва «Шагонартепло» ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании ГУП Республики Тыва «Шагонартепло» банкротом 30.01.2013 г.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ФИО1 указывает, что с 13.10.2011 г. распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва № 619-1 он был назначен исполняющим обязанности директора предприятия.
Приказом № 56р от 31.01.2012 г. переведён на должность директора предприятия.
В связи с введением на предприятии конкурсного производства на основании решения Арбитражного суда Республики Тыва № А69-172/2013 от 06.08.2013 г. полномочия как директора предприятия с 13.08.2013 г. были прекращены.
Ответственность, предусмотренная статьей 10 Закона о банкротстве, является гражданско-правовой.
Вина не является обязательным условием возложения ответственности, вместе с тем, в случае, если ответственность наступает без вины (усеченный состав гражданского правонарушения), в законе должно быть соответствующее упоминание.
Пунктом 2 статьи 10 Закона о банкротстве не предусмотрена ответственность без вины, следовательно, ответственность руководителя по данному основанию наступает по общим правилам, то есть при наличии вины.
Обязанность по подаче заявления в арбитражный суд не могла быть исполнена ФИО1, поскольку фактически обязанности руководителя должника до 13.10.2011 г. исполнялись другим лицом.
На основании изложенного у суда отсутствуют основания для привлечения ФИО1 к субсидиарной ответственности на основании пункта 2 статьи 10 Закона о банкротстве».
ОАО «Тываэнергосбыт» просит привлечь к субсидиарной ответственности также учредителя должника - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва и взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счёт казны Республики Тыва задолженности за потреблённую электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона о банкротстве в редакции, действовавшей на предполагаемый момент нарушения законодательства о банкротстве, в случае банкротства должника по вине учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия или иных лиц, в том числе по вине руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для должника указания или имеют возможность иным образом определять его действия, на учредителей (участников) должника или иных лиц в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Таким образом, применение изложенных норм допустимо при доказанности следующих обстоятельств:
1) надлежащего субъекта ответственности;
2) факта несостоятельности (банкротства) должника;
3) наличия причинной связи между обязательными указаниями и действиями указанных лиц и фактом банкротства должника, поскольку они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями. При этом возложение на них ответственности за бездействие исключается. При недоказанности хотя бы одного из вышеперечисленных обстоятельств (условий ответственности) требование о привлечении соответствующего лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника удовлетворению не подлежит.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия (часть 2 пункта 3 статьи 56), суд должен учитывать, что указанные лица могут быть привлечены к субсидиарной ответственности лишь в тех случаях, когда несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана их указаниями или иными действиями.
В силу статьи 3 Закона о банкротстве признаком банкротства является неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Заявитель при обращении в арбитражный суд с требованием о привлечении контролирующих лиц должника к ответственности должен доказать, что своими действиями данные лица довели должника до банкротства, то есть до финансовой неплатежеспособности, до состояния, не позволяющего удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 3 Закона о банкротстве).
В заявлении конкурсного кредитора о привлечении учредителя должника и бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности содержится следующий довод:
В соответствии с договором энергоснабжения № 1204 от 06.10.2011 г. ОАО «Тываэнергосбыт» с 01.04.2011 г. надлежащим образом исполнял свои договорные обязательства по поставке электрической энергии потребителю, однако потребитель оплату за потребленную электроэнергию производил не в полном объеме. Задолженность ГУП РТ «Шагонартепло» на октябрь 2011 г. (дата заключения договора энергоснабжения № 1204) составляла 1 702 275 руб. 71 коп., на март 2012 г. (дата обязанности подать заявление о банкротстве) составляла 8 463 117 руб. 12 коп.
Заявление о признании себя банкротом должно было быть подано, начиная с 19.02.2011 г. до 19.03.2011 г. Потребителем обязанность подачи заявления о признании себя банкротом в установленный законом срок не исполнена, задолженность по договору энергоснабжения не погашена.
При отсутствии имущества, которым оно могло бы отвечать по своим обязательствам, имущество предприятию было передано в возмездное временное владение и пользование. Данное имущество является собственностью Республики Тыва и должно быть передано предприятию на праве хозяйственного ведения.
Ни учредитель, ни руководитель не предпринимали действий, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.
В нарушение статьи 15 Закона № 161-ФЗ Министерство земельных и имущественных отношений, как учредитель ГУП Республики Тыва «Шагонартепло», действовал недобросовестно, не наделив предприятие имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности, за счет которого в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 161-ФЗ и Уставом предприятие несло бы ответственность перед своими кредиторами, а также не принял в установленные данным законом сроки решения о ликвидации или реорганизации предприятия.
Руководитель ФИО1 не опротестовал сделку (договор аренды от 10.02.2012 г.) противоречащую действующему законодательству.
Данные доводы заявителя не принимаются судом.
Государственные (муниципальные) унитарные предприятия являются коммерческими организациями. Имущество унитарного предприятия (государственного или муниципального) принадлежит ему на праве хозяйственного ведения. Собственником же имущества (в том числе объектов недвижимости) унитарного предприятия признаются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования (п. п. 1, 2 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 1, 4 п. 1 ст. 2 Закона № 161-ФЗ.
Согласно Уставу ГУП Республики Тыва «Шагонартепло», является правопреемником Унитарного государственного экспериментального предприятия народно-художественных промыслов и сувениров «Тывасувенир», созданного в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 08.05.2001 г. № 586; находится в ведомственном подчинении Министерства промышленности и энергетики Республики Тыва; В соответствии с Уставом и Выпиской из ЕГРЮЛ ГУП Республики Тыва «Шагонартепло», Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва является учредителем (участником) ГУП Республики Тыва «Шагонартепло».
В то же время как следует из выписки из ЕГРЮЛ от 28.05.2015 г., государственное унитарное предприятие Республики Тыва «Шагонартепло» зарегистрировано 31.12.2010 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Тыва за ОГРН <***>, ИНН <***>, по адресу: 668210, <...>. До 01.07.2002 г. предприятие было зарегистрировано Администрацией г. Кызыла 29.05.2001 г. Сведений о правопреемстве выписка не содержит.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.7 Устава государственное унитарное предприятие «Шагонартепло» является унитарным предприятием, имущество которого находится в государственной собственности Республики Тыва и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения; источниками формирования имущества предприятия являются в том числе имущество, переданное предприятию по решению Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Как следует из анализа финансового состояния должника, составленного временным управляющим по результатам наблюдения, в структуре основных средств в балансе у должника числится одна скважина в незавершённом строительстве, хозяйственную деятельность предприятие ведёт за счёт арендованного имущества у ГУП «Улуг-Хемтепло» по договору аренды имущественного комплекса.
Согласно пункту 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 7 Закона № 161-ФЗ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом либо учредительными документами юридического лица.
Арбитражный суд в порядке установил, что основным видом деятельности Предприятия является производства пара и горячей воды на территории г. Шагонара. Деятельность предприятия изначально носила убыточный характер. Значительная часть дебиторской задолженности числилась за населением города Шагонара (по состоянию 01.06.2013 г. – 29 770 065 руб. 32 коп.), т.е. 86,7 % - население, 3,3 % - предприятия бюджетной сферы, 10 % - прочие потребители.
Доказательства того, что банкротство предприятия явилось следствием действий учредителя должника – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, а также доказательства того, что наличие у предприятия имущества исключило бы неплатежеспособность и банкротство предприятия или позволило бы выйти из кризисного состояния, заявителем не представлено, следовательно, наличие причинно-следственной связи между действиями учредителя и банкротством предприятия не доказано.
Таким образом, основания для привлечения ФИО1 и учредителя должника – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к субсидиарной ответственности по статье 10 Закона о банкротстве отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании задолженности в сумме 18 606 788 руб. 67 коп. с ФИО1 и учредителя должника – Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Руководствуясь статьями 10, 32 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Тыва
ОПРЕДЕЛИЛ:
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества «Тываэнергосбыт» о привлечении учредителя государственного унитарного предприятия «Шагонартепло» - Республику Тыва в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва и бывшего руководителя государственного унитарного предприятия «Шагонартепло» - ФИО1 к субсидиарной ответственности; взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва за счёт казны Республики Тыва и ФИО1 задолженности за потреблённую электроэнергию в сумме 18 606 788 руб. 67 коп., отказать.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней после его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Тыва.
Судья Э.А.Санчат