ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А69-871/10 от 14.12.2010 АС Республики Тыва

Арбитражный суд Республики Тыва
667000 г. Кызыл, ул. Кочетова, 91
Телефон для справок: 2-11-96
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу

г.Кызыл

Дело №А69-871/2010-8

14 декабря 2010 года

Судья Арбитражного суда Республики Тыва Санчат Э.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Салчак С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о признании незаконным бездействия по выдаче распоряжения «О закреплении государственного имущества»,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Топуран Х.Х. – представитель по доверенности от 18.08.2010, Дадар-оол С.И. – представитель по доверенности от 12.11.2010г.,

от ответчика: Хертек Ч.В. – представитель по доверенности от 11.05.2010,

от третьего лица: не явился,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва (далее – ТУ ФАУГИ) о признании незаконным бездействия по выдаче распоряжения «О закреплении государственного имущества».

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Отдел Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва.

Дело рассматривается в открытом судебном заседании.

В судебное заседание представитель третьего лица не явился, заявлений и ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не представил. В материалах дела имеется почтовое уведомление от 07.12.2010г.№ 02072, свидетельствующие о надлежащем извещении третьего лица, в связи с чем, суд вправе рассмотреть дело в


порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении, просит признать бездействие ТУ ФАУГИ незаконным, обязать выдать распоряжение о закреплении государственного имущества.

Представитель ТУ ФАУГИ не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что третье лицо письменно не обращалось о прекращении права оперативного управления на спорные помещения.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, установил.

27 февраля 2010 года за входящим № 1-390 Тывастат подал заявление ТУ ФАУГИ по РТ на получение правоустанавливающих документов в виде распоряжения «О закреплении государственного имущества» для оформления права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Чульдум, д. 40.

Решением от 22 июня 2010 года Арбитражный суд Республики Тыва удовлетворил заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о признании незаконным бездействия по выдаче распоряжения «О закреплении государственного имущества», обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва путем выдачи распоряжения «О закреплении государственного имущества».

Не согласившись с указанным решением, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва обжаловало его в кассационном порядке.

Постановлением от 29 октября 2010 года Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отменил решение от 22 июня 2010 года Арбитражного суда Республики Тыва и направил вопрос на новое рассмотрение.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, пояснения сторон, суд считает производство по делу прекратить по следующим основаниям.

Статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической


деятельности (часть 1). Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (часть 2).

В силу статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их


закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как видно из документов и установлено судом, 28.08.2007 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва о признании недействительным распоряжения от 22.08.2006г. № 5-358, акта изъятия объекта недвижимости от 22.08.2006г., распоряжения от 08.12.2005г. № 5-368.

Из материалов дела № А69-2716/06-2 следует, что Агентство, пользуясь полномочиями, предоставленными постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 и от 27.11.2004 N 691, осуществило проверку использования административного здания, внесенного в реестр федерального имущества.

Проверкой установлено, что Тывастат имеет пустующие, излишние и неэффективно используемые площади. Агентством вынесено распоряжение от 22.08.2006г. № 5-358 об изъятии из оперативного управления Тывастата помещения № 8, 9, 10 на первом этаже площадью 69,3 кв.м., помещения № 9, 10, 11, 12 на втором этаже площадью 96,3 кв.м., часть помещений цокольного этажа, площадью 79 кв.м., административного здания, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Чульдум, 40.

Арбитражный суд, рассмотрев дело № А69-2716/06-2, удовлетворил заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва: признал недействительным распоряжение от 22.08.2006 г. № 5-358 Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва полностью; обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва отменить распоряжение от 22.08.2006 г. № 5-358.

Из представленного в материалы дела решения арбитражного суда по делу № А69- 1865/08-8 суд установил следующее: 19.05.2008 Тывастат обратился в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва о признании недействительным распоряжения о закреплении государственного имущества от 24.03.2008г. № 5-117.

Поскольку решением Арбитражного суда Республики Тыва от 30.09.2008г. по делу № А69-2716/06-2 установлено соответствие размера занимаемой площади Тывастат нормам, определенным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 05.01.1998г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений», суд признал


неправомерным и необоснованным вынесение Теруправлением распоряжения о закреплении за Тывастат нежилых помещений общей площадью 1993,8 кв.м. в административном здании, находящемся по адресу: Республика Тыва, г.Кызыл, ул. Чульдум, 40, которое нарушает права и законные интересы Тывастат для эффективного использования помещений в административном здании.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 30 апреля 2009 года по делу № А69-1865/08-8 заявление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва удовлетворено, признано недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва о закреплении государственного имущества от 24.03.2008г. № 5-117 как противоречащее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации; Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва путем отмены незаконно вынесенного распоряжения о закреплении государственного имущества от 24.03.2008г. № 5-117.

По делу № А69-2545/2009-14, на которое ссылается истец, по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва, Отделу Федеральной миграционной службы России по Республике Тыва о признании недействительным распоряжения от 06.06.2007г. № 5-206, обязании выдать распоряжение «О закреплении государственного имущества» для оформления свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления, заявление удовлетворено частично, признано недействительным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва о закреплении государственного имущества от 06.06.2007г. № 5-206 как противоречащее нормам Гражданского кодекса Российской Федерации; ответчика обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены незаконно вынесенного распоряжения о закреплении государственного имущества от 06.06.2007г. № 5-206.

Из пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.


Таким образом, к компетенции арбитражных судов относится рассмотрение в порядке административного судопроизводства возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Под ненормативным правовым актом понимается документ уполномоченного субъекта, адресованный определенному лицу или группе лиц, содержащий обязательные предписания, распоряжения, требования, и направленный на установление, изменение или прекращение правовых отношений. Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно Положению «О Федеральной службе государственной статистики», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. № 420, федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности.

Таким образом, деятельность Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва связана с осуществлением государственных функций и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности. Обжалование действий (бездействия) ТУ ФАУГИ по РТ федеральным законом и иными нормативными актами к подведомственности арбитражного суда не относено.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требование о выдаче распоряжения «О закреплении государственного имущества» не связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью заявителя. Документы, свидетельствующие о том, что бездействие ТУ ФАУГИ по РТ затрагивает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, отсутствуют.


Доказательств обратного вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество в дело не представило.

Поскольку арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо иметь в виду, что само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина- предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде. В частности, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, т.е. не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, могут обратиться с иском в арбитражный суд только в случаях, когда спор с их участием носит экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Таким образом, поскольку спор Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва возник не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо как на основание своих требований, возлагается на данное лицо. В соответствии со статьей 71 указанного Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На основании изложенного, суд прекращает производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:


Производство по заявлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва о признании незаконным бездействия по выдаче распоряжения «О закреплении государственного имущества» прекратить.

Настоящее определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Третий арбитражный апелляционный суд не позднее месячного срока со дня его вынесения.

Судья

Э.А. Санчат



2

3

4

5

6

7

8