ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-10807/16 от 06.10.2016 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Тюмень Дело № A70-10807/2016

13 октября 2016 года

Резолютивная часть определения объявлена 06 октября 2016 года

Определение в полном объеме изготовлено 13 октября 2016 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Сидоровой О.В. при ведении протокола судебного заседании помощником судьи Добрыниным И.Н., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению

Садоводческого некоммерческого товарищества «Светлое»

к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области

об оспаривании решения, содержащегося в письме №3329/03 от 19.08.2016 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 и заключении договора безвозмездного пользования; об обязании совершить действия

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 председатель СНТ «Светлое» на основании протокола общего собрания от 31.05.2014 (л.д. 20); ФИО2 по доверенности от 20.08.2016;

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 05.05.2016 №59/01-Д;

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Светлое» (далее по тексту – СНТ «Светлое», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту – ТУ Росимущества в Тюменской области, ответчик) об оспаривании решения, содержащегося в письме №3329/03 от 19.08.2016 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 и заключении договора безвозмездного пользования; об обязании совершить действия.

В предварительном судебном заседании, представители сторон дали пояснения, представитель заявителя на требованиях настаивал, представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением администрации Тюменского района от 23.11.1992 № 755 создано садоводческое товарищество «Светлое» УВД администрации Тюменской области. Заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1705001:3 для ведения садоводства был выделен СНТ «Светлое» при его создании в 1992.

Из материалов дела также следует, что право собственности УМВД на земельный участок было прекращено по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 03.08.2009 № СМ-16/19409. В настоящее время зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1705001:3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 27.10.2011 № 72 НМ 088064.

СНТ «Светлое» имеет правопритязания на земельный участок с кадастровым номером 72:17:1705001:3 общей площадью 2576207 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под коллективные сады, расположенный по адресу: <...> км. Салаирского тракта. Заявитель указывает, что до 01.03.2015 им была инициирована процедура представления находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3, которая, однако, не была завершена в связи с существенным изменением норм земельного законодательства с указанной выше даты.

19.08.2015 СНТ «Светлое» обратилось в ТУ Росимущества в Тюменской области с целью представления в безвозмездное пользование сроком на пять лет земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 для целей ведения садоводства. Заявление мотивировано ссылками на положения п.1 ст. 14 Федерального закона от 15.01.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях», пп.11 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса РФ.

Получив указанное заявление СНТ «Светлое» ТУ Росимущества в Тюменской области обратилось в центральный аппарат Росимущества с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении СНТ «Светлое» испрашиваемого земельного участка сроком на пять лет, а также направить соответствующее поручение в адрес ТУ Росимущества в Тюменской области (письмо от 07.09.2015 № 4823/03). При этом ТУ Росимущества в Тюменской области в названом обращении указало на то, что считает целесообразным предоставление СНТ «Светлое» испрашиваемого земельного участка.

Из материалов дела следует, что между центральным аппаратом Росимущества и ТУ Росимущества в Тюменской области велась переписка по вопросу возможности предоставления заявителю указанного земельного участка.

В материалы дела представлено поручение Росимущества о рассмотрении обращений от 28.07.2016 № ПП-10/31224. Из указанного поручения следует, что Росимуществом рассмотрены обращения ТУ Росимущества в Тюменской области по вопросу, касающемуся предоставления СНТ «Светлое» в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 площадью 2576207 кв.м., местоположение: <...> км. Салаирского тракта.

В соответствии с п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.

Ссылаясь на установление факта нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества без государственной регистрации права собственности и положения п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ Росимущество указало, что предоставление земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 в безвозмездное пользование СНТ «Светлое» не представляется возможным, пакет документов возвращается в ТУ Росимущества в Тюменской области.

19.08.2016 за № 3329/03 ТУ Росимущества в Тюменской области подготовило письмо «Об информировании», направленное в адрес СНТ «Светлое». Из содержания указанного письма следует, что центральным аппаратом Федерального агентства по управлению государственным имуществом рассмотрено обращение СНТ «Светлое» о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 на праве безвозмездного пользования сроком на 5 лет и принято отрицательное решение ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества без государственной регистрации права собственности, также имеется ссылка на положения п. 4 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Обращаясь в суд с заявлением по настоящему делу, СНТ «Светлое» указывает, что не согласно решением ТУ Росимущества в Тюменской области об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 и заключении договора безвозмездного пользования, содержащимся в письме от 19.08.2016 №3329/03. Заявитель считает отказ незаконным и необоснованным.

По мнению заявителя, оспариваемое решение ТУ Росимущества в Тюменской области, оформленное письмом от 19.08.2016 №3329/03 отвечает признакам ненормативного правового акта государственного органа, поскольку представляет собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенного субъекта права.

Исследовав материалы дела, суд считает, что производство по делу № А70-10807/2016 подлежит прекращению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом государственного органа, который может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.

Исследовав вопрос полномочий Росимущества и ТУ Росимущества в Тюменской области по вопросу предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, суд установил следующее.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее – Положение № 432) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Пунктом 5.35(1) Положения № 432 установлено, что Росимущество осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, а именно принимает в установленном порядке решения о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также согласно 5.35(2) принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с п. 1 Положения № 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Согласно п. 4 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Росимущества от 30.04.2009 № 122 утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области (далее по тексту - Положение № 122).

Согласно п. 1 Положения № 122 Территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с п.4.1 Положения № 122 определены полномочия ТУ Росимущества в Тюменской области, которые осуществляются им в установленной сфере деятельности самостоятельно. Так, согласно п. 4.1.14 Положения № 122 ТУ Росимущества в Тюменской области самостоятельно предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

Пунктом 4.2. Положения № 122 определены полномочия ТУ Росимущества в Тюменской области, которые осуществляются им по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Так, согласно п. 4.2.23. Положения № 122 ТУ Росимущества в Тюменской области по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектаров, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.

Как указывалось выше, испрашиваемый земельный участок превышает десять гектаров, следовательно, ТУ Росимущества в Тюменской области не вправе предоставлять СНТ «Светлое» испрашиваемый земельный участок в самостоятельном порядке.

В силу указанных выше норм земельный участок, превышающий площадь десять гектаров может быть предоставлен ТУ Росимущества в Тюменской области заинтересованному лицу только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Из материалов дела следует, что ТУ Росимущества в Тюменской области в установленном порядке обратилось в Росимущество о рассмотрении указанным лицом вопроса о предоставлении СНТ «Светлое» испрашиваемого им земельного участка.

Согласно поручению Росимущества о рассмотрении обращений от 28.07.2016 № ПП-10/31224 указанным лицом было принято решение о невозможности предоставления СНТ «Светлое» в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3.

Получив поручение Росимущества о рассмотрении обращений от 28.07.2016 № ПП-10/31224 ТУ Росимущества в Тюменской области подготовило и направило в адрес заявителя письмо от 19.08.2016 за № 3329/03 «Об информировании».

Из буквального содержания указанного письма следует, что центральным аппаратом Росимущества рассмотрено обращение СНТ «Светлое» о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка с кадастровым номером 72:17:1705001:3 и принято отрицательное решение ввиду того, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимого имущества без государственной регистрации права собственности.

В силу изложенных выше положений у ТУ Росимущества в Тюменской области отсутствуют полномочия по принятию решений о предоставлении заинтересованным лицам земельных участков площадью свыше десяти гектаров. Разрешение указанного вопроса относится к полномочиям центрального аппарата Росимущества (площадь испрашиваемого земельного участка составляет 268 гектаров)

ТУ Росимущества в Тюменской области осуществляет полномочия по предоставлению земельного участка площадью, превышающей десять гектаров только поручению Росимущества. В данном случае такое поручение отсутствует, поскольку центральным аппаратом Росимущества было принято решение об отказе в предоставлении СНТ «Светлое» испрашиваемого земельного участка.

Изложенный выше анализ полномочий Росимущества и ТУ Росимущества в Тюменской области, поручение Росимущества о рассмотрении обращений от 28.07.2016 № ПП-10/31224, по существу свидетельствуют о том, что письмо ТУ Росимущества в Тюменской области от 19.08.2016 за № 3329/03 носит исключительно информационный характер. Указанное обстоятельство также следует из буквального содержания названного письма.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что письмо ТУ Росимущества в Тюменской области от 19.08.2016 №3329/03 не устанавливает, не отменяет, не изменяет и не может изменить какие-либо права и обязанности заявителя, поскольку носит информационный характер. Решение об отказе в предоставлении земельного участка принято центральным аппаратом Росимущества, что было доведено до сведения заявителя путем направления письма от 19.08.2016 №3329/03.

С учетом изложенного, данный документ не является ненормативным правовым актом или решением органа государственной власти, возможность оспаривания которого предусмотрена главой 24 АПК РФ.

Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

На основании изложенного, дело, возбужденное по заявлению СНТ «Светлое», не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В силу положений п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в связи с прекращением производства по делу, а 6 000 руб. возвращаются заявителю в связи с излишней уплатой государственной пошлины.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.150, ст. 151 АПК РФ арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по делу № A70-10807/2016 прекратить.

Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу «Светлое» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 9 000 руб. Выдать справку на возврат государственной пошлины после вступления определения в законную силу.

Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Сидорова О.В.