ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-17389/2021 от 28.03.2022 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

Дело №

А70-17389/2021

28 марта 2022 года

Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Петренко О.В., при ведении протокола помощником судьи Умновой М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Галкиной Людмилы Николаевны (31.07.1977 года рождения, уроженка пос. Сумкино г. Тобольска, ИНН 720603778748, СНИЛС 12143496530, зарегистрирована по адресу: Тюменская область пос. Сумкино, ул. Нагорная, д. 3, кв. 71), заявление общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение», об установлении требований к должнику.

При участии в судебном заседании:

Не явка, извещены.

Суд установил:

решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.11.2021 должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим утверждена Закржевская Е.С.

Сведения о несостоятельности (банкротстве) должника опубликованы в печатном издании «Коммерсантъ» №216(7178) от 27.11.2021.

В соответствии с пунктом 4 статьи 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (далее – Закон о банкротстве), в ходе процедуры реализации имущества гражданина, требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Пропущенный кредитором по уважительной причине срок закрытия реестра может быть восстановлен арбитражным судом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

В Арбитражный суд Тюменской области 27.01.2022 («Мой Арбитр») обратилось общество с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» (далее – ООО «ТЭО») с заявлением об установлении требований к должнику в размере 1 306 руб. 72коп. суммы задолженности и включении данных требований в реестр требований кредиторов должника.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 31.01.2022 рассмотрение заявления назначено на 28.03.2022.

Должник письменный отзыв не представил, заявленные требования не оспорил.

Финансовый управляющий против заявленных требований не возражал, представил письменный отзыв.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заявление рассматривается в отсутствие не явившихся представителя заявителя, должника (его представителя), финансового управляющего, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

В соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с ТКО в Тюменской области от 27.04.2018 и 24.11.2020, заключенными с Департаментом недропользования и экологии Тюменской области, ООО «ТЭО» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) в зоне деятельности Тюменской области, за исключением территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа. Данные соглашения размещены на официальном сайте ООО «ТЭО» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://teo.ecotko.ru/docs/ в соответствии с п. 8(17). Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов (далее по тексту твердые коммунальные отходы - ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), к коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 148(1) Правил №354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора.

В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, заключение договора по обращению с ТКО является обязанностью не только регионального оператора, но и собственников ТКО, коммунальные отходы которых образуются в жилых домах и жилых помещениях в зоне деятельности регионального оператора.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Исходя из п. 148(2) Правил №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении такой коммунальной услуги.

Порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее - Правила № 1156).

В п. 8 (17) Правил №1156 указано, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил №1156.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил № 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типовой формы договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - типовая форма договора) и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с пп. в п. 148(11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) Правил № 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом.

Согласно справке о зарегистрированных лицах Галкина Л.Н. проживает в жилом помещении по адресу: Тюменская область пос. Сумкино, ул. Нагорная, д. 3, кв. 71 .

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТЭО» разместило 07.12.2018, заявки на заключение договора в адрес регионального оператора не поступало.

Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с нанимателем жилого помещения по вышеуказанному адресу был заключен 28.12.2018 без составления письменной формы, на основании п. 8 (17) Правил № 1156 в соответствии с типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, начало срока действия договора с 01.01.2019.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ предусмотрена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Солидарную с собственником (нанимателем) ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, несут только дееспособные члены его семьи (ч. 3 ст. 31 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 292 ГК РФ).

Кроме того, согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 в деле о банкротстве гражданина учитываются как требования кредиторов по личным обязательствам самого должника, так и требования по общим обязательствам супругов.

Под общими обязательствами супругов понимается все полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи (ч. 2 ст. 45 Семейного Кодекса Российской Федерации). Поскольку должник осуществлял оплату за коммунальные услуги не только в отношении себя, но и несовершеннолетних детей, считаем необходимым рассмотреть вопрос о признании данного обязательства общим для супругов и привлечь к участию в деле супругу должника.

Вопрос о признании обязательства общим разрешается арбитражным судом в деле о банкротстве по ходатайству кредитора при установлении его требования (п. 6 постановленияПленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»).

Обязательства, связанные с содержанием жилого помещения и пользованием коммунальными услугами, не относятся к числу тех, по которым законом допускается самостоятельная имущественная ответственность несовершеннолетних.

Согласно ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

По смыслу этих положений закона в их взаимосвязи обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за несовершеннолетних детей собственника жилого помещения (в том числе в случае, когда они являются участниками права собственности) несут их родители.

Согласно решению Арбитражного суда Галкина Л.Н., зарегистрирована по адресу: Тюменская область пос. Сумкино, ул. Нагорная, д. 3, кв. 71 .

Коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами должнику оказывается в полном объеме, претензии к качеству услуг отсутствуют.

В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу (п. 148(27) Правил №354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 (п. 148(28) Правил №354).

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с Правилами № 354 исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд. (п. 148(34) Правил №354).

В соответствии с пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам, а именно: исходя из количества лиц, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления твердых коммунальных отходов, цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 24.01.2019 № 08/01-21 с 01.01.2019 норматив накопления твердых коммунальных отходов для 1 проживающего в многоквартирном жилом доме установлен в размере 276,86 кг/год.

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 № 303/01-21 с 01.01.2019 по 30.06.2019 предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «ТЭО» составляет 6027,18 рублей / тонну (с НДС), с 01.07.2019 - 5 895,11 рублей / тонну (с НДС), c 01.10.2020 по 30.06.2021 - 6 130,91 рублей / тонну (с НДС), с 01.07.2021 по 31.12.2021 8286,11 рублей / тонну (с НДС).

Распоряжение Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 18.12.2020 № 843/01 -21 установлен льготный тариф для физических лиц, проживающих в Тюменской области, который составляет с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 6 339,36 рублей / тонну (с НДС).

В соответствии с п. 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по формуле 9(1) в i-м жилом помещении и определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Таким образом, размер оплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО для 1 проживающего в многоквартирном доме в месяц составил:

с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 139,06 рублей (6,02718 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев),

с 01.07.2019 по 31.12.2019 - 136,01 рублей (5,89511 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев).

с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 136,01 рублей (5895,11 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев).

с 01.07.2020 по 30.09.2020 - 136,01 рублей (5895,11 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев).

с 01.10.2020 по 31.12.2020 - 141,45 рублей (6,13091 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев).

с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 141,45 рублей (6,13091 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев).

с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 146,26 рублей (6,33936 руб./кг (тариф за 1 тонну/1000) *276,86 кг (норматив в год):12 месяцев)

Период начислений определен исходя из того, что 01.01.2019 дата начала оказания региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в Тюменской области.

Разъяснениями данными в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 63 под текущими требованиями понимаются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве. Расчетный период по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен равным одному календарному месяцу п. 5 типовой формы договора. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, п. 6 типовой формы договора).

Следовательно, требование об оплате за оказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за август 2021 года на момент возбуждения дела о банкротстве (11.09.2021) относится к реестровым требованиям.

Таким образом, на момент возбуждения дела о признании банкротом (11.09.2021) в отношении Галкиной Л.Н. реестровая задолженность по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определена за период с 01.01.2019 по 31.08.2021.

В отношении жилого помещения, в котором проживает Галкина Л.Н., открыт лицевой счет № 11911497, согласно которому размер задолженности составляет 1 306 руб. 72 коп.

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», включение требований кредиторов в реестр требований кредиторов должника осуществляется на основании определения арбитражного суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 100, 213.24., 213.27 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-186, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

определил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать обоснованными и подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов Галкиной Людмилы Николаевны (31.07.1977 года рождения, уроженка пос. Сумкино г. Тобольска, ИНН 720603778748, СНИЛС 12143496530, зарегистрирована по адресу: Тюменская область пос. Сумкино, ул. Нагорная, д. 3, кв. 71) требования общества с ограниченной ответственностью «Тюменское экологическое объединение» в размере 1 306 руб. 72 коп. суммы задолженности.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.

Судья

Петренко О.В.