АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.
Тюмень
Дело №
А70-2395/2014
04 июня 2014 года
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи И.А. Опольской, при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Ю.В. Стаховой, рассмотрев заявление ООО «Газпром межрегионгаз Курган» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «СибЭнергоСтрой»,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 30.12.2013,
от должника: ФИО2 директор, протокол № 1 от 31.10.2011,
от органа по контролю: ФИО3 по доверенности от 11.11.2013,
от РЭК Тюменской области, ХМАО-Югра, ЯНАО: не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курган» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общество с ограниченной ответственностью «СибЭнергоСтрой».
Представитель заявителя в судебном заседании поддержала заявленные требования, с учетом представленных уточнений указала сумму задолженности в размере 23 766 166,28 рублей, в материалы дела дополнительно представила документы, в отношении доказательств реализации имущества должника приставом-исполнителем.
Должник заявил возражения, считает заявление необоснованным в связи с несоблюдением кредитором требований, предусмотренных статьёй 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», при этом наличие задолженности перед заявителем не оспаривает.
Представитель органа по контролю оставил заявление на усмотрение суда, по кандидатуре арбитражного управляющего возражений не заявил.
В силу статьи 198 Закона о банкротстве лицом, участвующим в деле о банкротстве должника - субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными Законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.
К участию в деле на основании статьи 198 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» привлечен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на территории Тюменской области (место регистрации ООО «СибЭнергоСтрой») - Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого округа.
Представитель Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого округа в судебное заседание не явился, орган о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.
Изучив заявление кредитора, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, присутствовавших в судебном заседании, суд считает подлежащим прекращению производство по делу, возбужденному по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Курган».
В соответствии с пунктом 1 статьи 197 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность субъектов естественных монополий регулируется в таких сферах, как услуги по передаче электрической и тепловой энергии.
Согласно пункту 4.4.8 Положения о министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400, к субъектам естественных монополий топливно-энергетического комплекса относятся организации, деятельность которых связана, в том числе, с производством электрической, тепловой энергии и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, входящее в состав единого производственно-технического комплекса.
Как следует из материалов дела, постановлением и.о. Главы города Катайска от 19 июля 2012 года № 141 ООО «СибЭнергоСтрой» утверждено в качестве предприятия-поставщика горячей воды и тепловой энергии населению, бюджетным организациям и прочим потребителям в городе Катайске.
Постановлением Департамента Государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 13 сентября 2012 года № 36-1 ООО «СибЭнергоСтрой» включено в «Реестр энергоснабжающих и прочих организаций Курганской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок к ним».
Письмом от 08 апреля 2014 года № 469 Администрации города Катайска Курганской области подтверждается деятельность ООО «СибЭнергоСтрой» на территории города Катайска в условиях естественной монополии.
Письмом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 25 апреля 2014 года № 05-04/1113 подтверждается открытие дела и назначении уполномоченного по установлению тарифа для ООО «СибЭнергоСтрой» на предстоящий 2015 год.
С учетом положений пункта 1 статьи 197 Закона о банкротстве и статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 "О естественных монополиях" приложенные в материалы дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО «СибЭнергоСтрой» является субъектом естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, что не оспаривается ни заявителем-кредитором, ни должником.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий осуществляют: ФАС России в части контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и Федеральная служба по тарифам России.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции: формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль; определяют методы регулирования, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии; контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований настоящего Федерального закона; вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях; принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Указанными полномочиями, включая формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, принятие решений о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него наделена в силу пунктов 5.3.2, 6.4 положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам и ее территориальные органы.
В соответствии с пунктом 5.3.2 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам формирует и ведет реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.08.2004 N 59 утверждено Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, в пунктах 4 и 11 которого закреплено следующее. Формирование Реестра осуществляется на основании результатов анализа информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов и иных источников, свидетельствующей об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности, предусмотренных пунктом 3 Временного положения. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, а также другие заинтересованные юридические и физические лица могут получить выписку из соответствующего реестра после мотивированного письменного обращения.
Между тем, отсутствие того или иного хозяйствующего субъекта в указанном реестре не исключает наличия у него статуса субъекта естественной монополии. Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВАС РФ от 03.02.2012 N ВАС-56/12.
Параграфом 6 "Банкротство субъектов естественных монополий" главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлены специальные правила, регулирующие особенности банкротства субъектов естественных монополий, что связано с их особым положением среди участников имущественного оборота.
Поскольку должник является субъектом естественной монополии, а доказательств обратного суду не представлено, то производство по делу о банкротстве ООО «СибЭнергоСтрой» должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными статей 197 - 201 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 197 Закона о банкротстве субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах
1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Пунктами 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регламентируется очередность обращения взыскания на имущество организации-должника. Согласно этой норме Закона в первую очередь взыскание обращается на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров (выполнении работ или оказании услуг).
Представитель заявителя в ходе рассмотрения заявления кредитора в материалы дела представил список имущества должника, не участвующего при оказании услуг, в связи с чем заявил возражения относительно недоказанности заявителем выполнения требования статьи 197 Закона о банкротстве.
К настоящему судебному заседание в материалы дела ООО «Газпром межрегионгаз Курган» представило требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении должником подтверждающих документов и заявку № 45/42/24022 на реализацию арестованного имущества, датированные 30 мая 2014 года.
Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Курган» на дату судебного заседания не доказало соблюдение нормы статьи 197 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части условия обращения взыскания на имущество.
Данный вывод суда соответствует сложившейся судебной практике, в том числе постановлениям Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.01.2013 по делу N А56-71321/2011 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО «Газпром межрегионгаз Курган» на дату обращения в арбитражный суд не представило также доказательств установления в рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении ООО «СибЭнергоСтрой» с целью взыскания по судебным актам, на которых основано требование ООО «Газпром межрегионгаз Курган», заявленное в настоящем деле, отсутствия у должника имущества, на которое возможно было обратить взыскание в указанной выше очередности и порядке.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", арбитражный суд отказывает во введении наблюдения и прекращает производство по делу о банкротстве при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по рассмотрению заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, удовлетворено или требование такого кредитора признано не обоснованным либо установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
При изложенных обстоятельствах требования ООО «Газпром межрегионгаз Курган» являются необоснованными, во введении наблюдения следует отказать, производство по делу прекратить, применительно к пункту 3 статьи 48 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Руководствуясь статьями 3, 7, 197-198, пунктом 3 статьи 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Признать необоснованными требования ООО «Газпром межрегионгаз Курган» к ООО «СибЭнергоСтрой» (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), во введении наблюдения отказать.
Прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «СибЭнергоСтрой» (625000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня вынесения судебного акта в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья
Опольская И.А. - 28