ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А70-5841/10 от 14.07.2010 АС Тюменской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Хохрякова д.77, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 46-38-93, ф.(3452) 45-02-07,

http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

14  июля 2010 года Дело № А70-5841/2010


Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Тихомирова В.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО2, ФИО3,
к Прокуратуре Тюменской области,
о признании решения от 20.04.2010 г. об отказе в оспаривании протоколов конкурсной комиссии от 08.12..2008 г. и от 10.12.2008  по итогам конкурса через арбитражный суд  и обязании подать исковое заявление в защиту публичных интересов прелпринимателей,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Вагановой А.В.

при участии:

от заявителей: ФИО1  –предприниматель, ФИО4 по дов. от 25.09.09 г. и по дов. от 09.06.2008г.,  
от ответчика:  ФИО5 на основании служ. удостоверения № 082658 от 15.10.2009г.,

установил:

Индивидуальные предприниматели ФИО1, ФИО2, ФИО3 (далее – заявители, предприниматели) обратились с заявлением об оспаривании решения Прокуратуры Тюменской области от 20.04.2010 г. об отказе в оспаривании протоколов конкурсной комиссии от 08.12..2008 г. и от 10.12.2008  по итогам конкурса, выраженного в письме от 20.04.2010 г.

Предприниматели  в судебном  заседании  поддержали требования по основаниям, изложенным в письменном заявлении.

В ходе рассмотрения дела заявителями подан ряд ходатайств: о вызове свидетелей, об истребовании  доказательств (материалов проверки, проведённой оперуполномоченным ОБЭП МУВД Ишимское,  Журнала учёта регистрации договоров за 2008 г. ГЛПУ Тюменской области  «Областная больница № 4»). Суд не усматривает возможности для их удовлетворения, так как  заявителями не приведено каких-либо оснований, связанных с указанием конкретных  доказательственных сведений  и  с  их относимостью   к делу.

Ответчик считает необходимым производство по делу прекратить в связи с  неподведомственностью спора  арбитражному суду, изложил  доводы, приведённые в письменном отзыве.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемое решение Прокуратуры Тюменской области содержится  в письме  от 20.04.2010, подписанном Первым заместителем прокурора Тюменской области, в котором сообщается о результатах изучения обращения  предпринимателей ФИО1 и ФИО6  предпринимателей (л.д.23-25). В частности, отражены доводы и сведения,  связанные с выводом об отсутствии оснований для  обращения прокурора в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением об оспаривании протокола заседания конкурсной комиссии от 08.12.2008  и итогового конкурсного отбора на право осуществления перевозок  от 10.12.2008.

Суд считает, что соответствующие доводы заявителей подлежат отклонению, поскольку  указанное письмо не является ненормативным актом или решением государственного органа, связанным с  неблагоприятными последствиями в сфере экономической деятельности, носит чисто информативный характер,  не возлагает обязанностей на заявителей и   непосредственно не создаёт им препятствий при осуществлении предпринимательской деятельности. Кроме того,  следует учесть, что заявители не лишены права самостоятельно обратиться  с заявлением и требованиями,  по которым    сделан  соответствующий вывод об отсутствии оснований для   обращения  прокурора в арбитражный суд.

Необходимо  также учесть, что прокурор осуществляет функцию надзора за соблюдением  законодательства путём принятия соответствующих мер  в отношении различных субъектов. При этом обращения в суд с заявлением или иском является правом, а не обязанностью прокурора.

Частью 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре» определены виды надзора и соответствующие направления деятельности прокуратуры в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 указанного Закона предметом надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте. Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы; проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Исходя из имеющихся материалов дела и доводов ответчиков суд приходит к выводу о наличии, в связи с конкретным   оспариваемым решением, мероприятий по прокурорскому надзору за исполнением законов. Результатом  этой деятельности стала информация, изложенная в письме от 20.04.2010, и истолкованная заявителями как решение, влекущее последствия в сфере экономических прав и интересов заявителей.

Кроме того, на основании положений ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ заявители не могли обратиться с соответствующим заявлением  в арбитражный суд, если оспариваются  действия, предпринятые в рамках прокурорского надзора, а соответствующий спор не связан  с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 29 АПК РФ  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Таким образом, арбитражный суд может рассмотреть спор, возникший из административных и иных публичных правоотношений, если он носит  экономический характер и связан с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также  содержит признаки обозначенных в АПК РФ категорий  либо  прямо отнесён к компетенции арбитражного суда федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о  признании  недействительными  ненормативных  правовых актов,  незаконными  решений  и  действий  (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных  лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный  правовой  акт,   решение и действие (бездействие) не соответствуют  закону  или  иному  нормативному правовому  акту  и  нарушают  их  права  и  законные     интересы в сфере предпринимательской  и   иной   экономической   деятельности,   незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают  иные  препятствия  для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из обозначенных выше норм права, требования, связанные с решением Прокуратуры Тюменской области,  не могут быть рассмотрены арбитражным судом.

В связи с  указанными выше  обстоятельствами производство по делу  надлежит прекратить.

Руководствуясь  ст. 104, п. 1 ч. 1 ст. 150,  ст.151, ст.184-188  Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                                       О П Р Е Д Е Л И Л :

Производство по делу № A70-5841/2010 прекратить.

Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Восьмой  арбитражный апелляционный суд.

                      Судья                                                                                      Тихомиров В.В.