АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Ленина д.74, г.Тюмень, 625052,тел (3452) 25-81-13, ф.(3452) 45-02-07, http://tumen.arbitr.ru, E-mail: info@tumen.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень
Дело №
А70-6192/2021
18 января 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 11 января 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 18 января 2022 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе судьи Прониной Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Умновой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Евротех» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 об истребовании документов у руководителя должника
при участии в судебном заседании:
конкурсный управляющий - не явился.
от ФИО2 – не явился.
установил:
В Арбитражный суд Тюменской области 21.10.2019 обратился уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба, в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Евротех» (далее - ООО «Евротех») о несостоятельности (банкротстве), в связи с наличием просроченной более трёх месяцев задолженности по уплате обязательных платежей в размере 8 592 345 руб. 83 коп., из нее: налог –
4 847 793 руб.82 коп., пени – 3 492 060 руб. 34 коп., штраф – 252 491 руб.67 коп.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 15.04.2021 вышеуказанное заявление было принято судом к производству, возбуждено производство по делу.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.08.2021 (дата объявления резолютивной части решения 04.08.2021) ООО «Евротех» признано несостоятельным (банкротом), с открытием в отношении него процедуры конкурсного производства сроком на шесть месяцев со дня принятия решения, конкурсным управляющим утвержден ФИО3 (далее – ФИО1).
Сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства
и утверждении конкурсного управляющего опубликованы в печатном издании «Коммерсантъ» от № 164 (7126) от 11.09.2021, ЕФРСБ – 09.08.2021.
В Арбитражный суд Тюменской области 15.09.2021 посредством системы
«Мой Арбитр» обратился конкурсный управляющий ФИО1 с ходатайством об истребовании у бывшего руководителя должника ФИО2 (далее – ФИО2) документов:
1.учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство
о регистрации, с соответствующими изменениями, если таковые производились);
2.локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;
3.протоколы собраний руководящих органов за последние три года по настоящее
время;
4.приказы и распоряжения директора за последние три года по настоящее время;
5.ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты
и заключения аудиторских фирм за последние три года;
6.выписка из ЕГРЮЛ;
7.сведения о наличии дочерних и зависимых обществ, наименование и адреса организаций, в которых является учредителем (участником), сведения о доле участия;
8.документы бухгалтерской отчетности (поквартально) (форма № 1, 2) с отметкой налоговой инспекции за последние 3 года, пояснительные записки к бухгалтерским балансам;
9.подробные расшифровки всех показателей бухгалтерского баланса за последние 3 года;
10.развернутые подробные оборотно-сальдовые ведомости по счетам, подтверждающие расшифровки показателей бухгалтерского баланса
11.положение об учетной политике и документообороте и документы, утверждающие её;
12.документация об организации внутреннего контроля на предприятии;
13.последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
14.документы, подтверждающие права на недвижимое имущество, объекты
интеллектуальной собственности (при наличии на балансе);
15.договоры, соглашения, контракты не менее чем за три последних года;
16.сведения об открытых расчетных и иных счета наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков, сведения об остатках денежных средств;
17.документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
18справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами
(в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);
19.лицензии, сертификаты;
20.сведения о фактических основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки, финансовый результат по видам деятельности за последние три года;
21.сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
22.сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч.;
23.сведения о внутренней структуре предприятия, перечень его структурных
подразделений, филиалов и представительств с изменениями за последние три года;
24.сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих за последние три года;
25.сведения о наличии активов, не используемых в производстве в настоящее время, балансовая стоимость таких активов и причины их неиспользования;
26.степень износа имеющихся в настоящее время основных средств, сведения
о наличии и фактическом состоянии полностью изношенных основных средств;
27.наличие и краткая характеристика обременённых основных средств, источник их приобретения;
28.сведения о наличии объектов незавершённого строительства и степени
их строительной готовности, при наличии таких объектов - анализ необходимости завершения работ, размера средств, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию
и сведения о возможной стоимости при реализации;
29.при наличии доходных вложений в материальные ценности - сведения
о получаемых доходах за последние три года;
30.при наличии долгосрочных финансовых вложений - документы-основания вложений, сведения об эффективности вложений и возможность возврата или реализации вложений;
31.расшифровка дебиторской задолженности с указанием ИНН, почтовых адресов контрагентов, даты возникновения и основания возникновения задолженности;
32.первичные документы, подтверждающие наличие и обоснованность дебиторской задолженности (оригиналы договоров, актов, накладных, счетов-фактур
и пр.)
33.при наличии запасов - подробная расшифровка всех статей запасов в настоящее время, сведения о техническом состоянии материальных запасов, документы, подтверждающие обоснованность отражения в балансе расходов будущих периодов;
34.при наличии краткосрочных финансовых вложений - документы-основания вложений, возможность возврата имущества, внесённого в качестве краткосрочных финансовых вложений;
35.при наличии прочих внеоборотных и оборотных активов - сведения
об их использовании и возможности реализации
36. нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся функций и видов деятельности предприятия;
37. сведения о функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности. пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов, сведения
о мероприятиях в обеспечение сохранности имущества.
Определением Арбитражного суда от 17.09.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 14.10.2021, впоследствии судебное заседание неоднократно откладывалось.
ФИО2 письменный отзыв на ходатайство не представил, заявленные требования не оспорил.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ходатайство рассматривается в отсутствие не явившихся конкурсного управляющего, ФИО2 (их представителей), надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, руководителем и единственным участником ООО «Евротех» являлся ФИО2
Конкурсный управляющий 10.08.2021 и 16.08.2021 направил в адрес бывшего директора должника ФИО2 запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления полномочий конкурсного управляющего. Указанные запросы ФИО2 не исполнены.
Ввиду того, что в трехдневный срок бывшим руководителем ООО «Евротех» ФИО2 не была исполнена установленная Законом о банкротстве обязанность обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Тюменской области с ходатайством об истребовании у бывшего руководителя должника ФИО2 документов должника, согласно перечню.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Пленумом Верховного Суда РФ в абзацах первом, втором пункта 24 постановления от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» разъяснено, что в силу пункта 3.2. статьи 64, абзаца четвертого пункта 1 статьи 94, абзаца второго пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве на руководителе должника лежат обязанности по представлению арбитражному управляющему документации должника для ознакомления или по ее передаче управляющему.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 ГК РФ. По результатам рассмотрения соответствующего обособленного спора выносится судебный акт, который может быть обжалован в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 223 АПК РФ.
В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 11.07.2017 № 307-ЭС16-21419 по делу № А56-42909/2014, заявленное конкурсным управляющим требование основано, по сути, на факте прекращения в силу закона корпоративных отношений между юридическим лицом - должником и гражданином, осуществлявшим функции единоличного исполнительного органа. Спорные отношения являются неотъемлемой частью процедуры передачи полномочий органа юридического лица от одного субъекта другому. Эта процедура выступает предметом гражданско-правового регулирования и в ее рамках бывший директор продолжает нести обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно (пункт 3 статьи 53 Гражданского кодекса). На такие отношения не распространяются ограничения, приведенные в абзаце втором пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Гражданского кодекса РФ, передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки.
Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
Таким образом, надлежащим доказательством передачи ФИО2 оригиналов документов ООО «Евротех» конкурсному управляющему ФИО4 будет являться подписанный сторонами акт приема-передачи оригиналов документов ООО «Евротех».
Поскольку на дату рассмотрения судом настоящего ходатайства конкурсного управляющего оригиналы документов должника в ведение конкурсного управляющего ответчиком не переданы, данное обстоятельство существенно затрудняет проведение конкурсным управляющим мероприятий по инвентаризации имущества должника, пополнению конкурсной массы за счет оспаривания сделок должника, взыскания дебиторской задолженности и т.д.
Исследовав ходатайство и прилагаемые к нему документы, оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что законное требование конкурсного управляющего о передаче оригиналов документов бывшим руководителем должника ФИО2 не исполнено, суд считает заявленное ходатайство об истребовании документов обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 66, 184-186, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд,
определил:
Заявленное ходатайство удовлетворить.
Обязать бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью «Евротех» (ИНН <***>, ОГРН <***>) ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: г. Тюмень, адрес: <...>) передать конкурсному управляющему обществом с ограниченной ответственностью «Евротех» ФИО1 оригиналы следующих документов и информацию:
1. учредительные документы (устав, учредительный договор, свидетельство
о регистрации, с соответствующими изменениями, если таковые производились);
4.локальные документы, подтверждающие полномочия руководящих органов;
5.протоколы собраний руководящих органов за последние три года по настоящее
время;
4. приказы и распоряжения директора за последние три года по настоящее время;
5. ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм за последние три года;
6. выписка из ЕГРЮЛ;
9.сведения о наличии дочерних и зависимых обществ, наименование и адреса организаций, в которых является учредителем (участником), сведения о доле участия;
10.документы бухгалтерской отчетности (поквартально) (форма № 1, 2) с отметкой налоговой инспекции за последние 3 года, пояснительные записки к бухгалтерским балансам;
9. подробные расшифровки всех показателей бухгалтерского баланса за последние 3 года;
10. развернутые подробные оборотно-сальдовые ведомости по счетам, подтверждающие расшифровки показателей бухгалтерского баланса
11. положение об учетной политике и документообороте и документы, утверждающие её;
12. документация об организации внутреннего контроля на предприятии;
13. последние акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, последние инвентаризационные ведомости (в том числе акций, облигаций, ценных бумаг) по установленным формам;
14. документы, подтверждающие права на недвижимое имущество, объекты интеллектуальной собственности (при наличии на балансе);
15. договоры, соглашения, контракты не менее чем за три последних года;
18.сведения об открытых расчетных и иных счета наименование и реквизиты обслуживающих учреждений банков, сведения об остатках денежных средств;
19.документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);
20.справку о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами (в том числе акт сверки с налоговой инспекцией);
19. лицензии, сертификаты;
23.сведения о фактических основных направлениях деятельности (основных видах продукции, работ, услуг) в форме пояснительной записки, финансовый результат по видам деятельности за последние три года;
24.сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.);
25.сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч.;
23. сведения о внутренней структуре предприятия, перечень его структурных
подразделений, филиалов и представительств с изменениями за последние три года;
27.сведения о фактической численности работников в форме справки, утвержденное штатное расписание или штатную расстановку рабочих за последние три года;
28.сведения о наличии активов, не используемых в производстве в настоящее время, балансовая стоимость таких активов и причины их неиспользования;
29.степень износа имеющихся в настоящее время основных средств, сведения
о наличии и фактическом состоянии полностью изношенных основных средств;
27. наличие и краткая характеристика обременённых основных средств, источник их приобретения;
34.сведения о наличии объектов незавершённого строительства и степени их строительной готовности, при наличии таких объектов - анализ необходимости завершения работ, размера средств, необходимых для ввода объектов в эксплуатацию и сведения о возможной стоимости при реализации;
35.при наличии доходных вложений в материальные ценности - сведения о получаемых доходах за последние три года;
36.при наличии долгосрочных финансовых вложений - документы-основания вложений, сведения об эффективности вложений и возможность возврата или реализации вложений;
37.расшифровка дебиторской задолженности с указанием ИНН, почтовых адресов контрагентов, даты возникновения и основания возникновения задолженности;
38.первичные документы, подтверждающие наличие и обоснованность дебиторской задолженности (оригиналы договоров, актов, накладных, счетов-фактур и пр.);
39.при наличии запасов - подробная расшифровка всех статей запасов в настоящее время, сведения о техническом состоянии материальных запасов, документы, подтверждающие обоснованность отражения в балансе расходов будущих периодов;
36.при наличии краткосрочных финансовых вложений - документы-основания вложений, возможность возврата имущества, внесённого в качестве краткосрочных финансовых вложений;
37.при наличии прочих внеоборотных и оборотных активов - сведения об их использовании и возможности реализации
36. нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, касающиеся функций и видов деятельности предприятия;
37. сведения о функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности. пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов, сведения о мероприятиях в обеспечение сохранности имущества.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его вынесения в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Судья
Пронина Е.В.