Арбитражный суд Тюменской области
625052, г. Тюмень, ул. Хохрякова, 77
об утверждении отчета конкурсного управляющего и
завершении процедуры конкурсного производства
г. Тюмень Дело № А70-8795/2008
«20» августа 2013 года.
Арбитражный суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Трубициной Н.Г., судей Скифского Ф.С., Ли Э.Г., при ведении протокола судебного секретарем Кликушиной А.С., рассмотрев в судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк» (ОГРН <***>; ИНН <***>) отчет конкурсного управляющего о завершении процедуры конкурсного производства
при участии представителей сторон:
от должника конкурсный управляющий: ФИО1 по доверенности ГК «Агентство по страхованию вкладов», личность установлена по паспорту; ФИО2 по доверенности ФИО1, личность установлена по паспорту;
от уполномоченного органа УФНС России по Тюменской области: ФИО3, по доверенности, личность установлена по паспорту;
от ЦБ РФ: ФИО4 по доверенности, личность установлена по паспорту;
установил:
Приказами Банка России от 3 декабря 2008 г. № ОД-915 и № ОД-918 у Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций и назначена временная администрация по управлению банком. Основанием для отзыва лицензии послужила неспособность банка удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам в течение 14 дней с наступления даты их удовлетворения.
На дату отзыва лицензии открытое акционерное общество «Тюменьэнергобанк» относилось к крупным кредитным организациям Тюменской области и обладало разветвленной сетью структурных подразделений в Тюменской области и иных субъектах РФ. Основным направлением деятельности банка являлось финансирование строительной отрасли Тюменской области.
Банк являлся участником системы страхования вкладов.
Решением арбитражного суда Тюменской области от 19 июня 2009 года признано несостоятельным (банкротом) открытое акционерное общество «Тюменьэнергобанк», в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов». Представителем конкурсного управляющего назначен ФИО1
Срок конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевался. Определением Арбитражного суда Тюменской области от 19 февраля 2013 в очередной раз продлен срок конкурсного производства, рассмотрение отчета по результатам конкурсного производства назначено на 20 августа 2013 года.
В судебном заседании ФИО1 представитель конкурсного управляющего пояснил положения отчета, поддержал ходатайство о завершении конкурсного производства.
Представитель ФИО3 УФНС России по Тюменской области заявил ходатайство об отложении рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника до представления конкурсным управляющим ликвидационного баланса, согласованного с Банком России.
Представитель ФИО5 Главного управления по Тюменской области Центрального Банка Российской Федерации возражала против завершения конкурсного производства, заявила ходатайство о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев. Ходатайство мотивировала тем, что до настоящего времени не согласован с ЦБ России ликвидационный баланс должника, в отношении конкурсного управляющего ЦБ России проводится проверка по осуществлению конкурсного производства ОАО «Тюменьэнергобанк», которая завершится в декабре 2013 года, что ГУ по Тюменской области ЦБ России предъявил в Арбитражный суд Тюменской области исковое заявление к ОАО «Тюменьэнергобанк» с привлечением третьего лица ФИО6 о признании недействительными торгов по продаже имущества должника и договора уступки прав требования (цессии), заключенного по результатам торгов, что не исключает возможности возврата имущества в конкурсную массу и его реализации выше, чем продажа на оспариваемых торгах.
Суд, изучив материалы дела и представленные доказательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отклонении ходатайств УФНС России об отложении рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства, об отклонении ходатайства ЦБ России о продлении срока конкурсного производства, о завершении конкурсного производства в отношении должника ОАО «Тюменьэнергобанк», об утверждении отчета конкурсного управляющего ОАО «Тюменьэнергобанк» по следующим основаниям.
Статьей 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусмотрено следующее: «Настоящий Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их ликвидации в порядке конкурсного производства.
Отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативными актами Банка России».
Статьями 50.43, 50. 44 указанного закона предусмотрено, что после завершения расчетов с кредиторами, согласования ликвидационного баланса, а также после прекращения производства по делу о банкротстве в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 1 статьи 50.13 настоящего Федерального закона, конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства; к отчету конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства прилагаются:
1) ликвидационный баланс;
2) документы, подтверждающие реализацию имущества кредитной организации и основания для списания имущества;
3) реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 50.37 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве, которые направляются конкурсному управляющему и в Банк России.
Определение о завершении конкурсного производства и определение о прекращении производства по делу о банкротстве подлежат немедленному исполнению.
В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.
В соответствии со статьей 147 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения процедуры конкурсного производства.
На основании указанных выше норм законодательства о банкротстве, 01.08.2013 в Арбитражный суд Тюменской области обратился конкурсный управляющий должника Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» с ходатайством об утверждении отчета и завершении процедуры конкурсного производства, открытой в отношении должника (л.д. 79-80 т. 94).
Конкурсным управляющим представлены все необходимые документы для завершения конкурсного производства в отношении ОАО «Тюменьэнергобанк».
В суде установлено и подтверждено доказательствами что, объявление об открытии в отношении должника Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк» конкурсного производства опубликовано в издании СМИ газете «Коммерсантъ» № 124 от 11.07.2009 , в «Вестник банка России» № 42 от 15.07.2009, в газете «Тюменские известия» 11.07.2009.
Реестр требований кредиторов закрыт 09.09.2009.
На дату закрытия реестра включено в реестр требования 3 154 кредиторов на общую сумму требований 7 573 904 тыс. рублей, из них 782 кредитора первой очереди на сумму 5 754 201 тыс. рублей; 1 кредитор второй очереди на сумму 757 тыс. рублей; 2 371 кредиторов третьей очереди на сумму 1 818 946 тыс. рублей.
За реестром требований кредиторов конкурсным управляющим учтены требования 167 кредиторов на сумму 207 683 тыс. рублей.
Также конкурсным управляющим установлены требования трех кредиторов третьей очереди, обязательства перед которыми возникли по договорам субординированных депозитов, на общую сумму 235 000 тыс. рублей, требования которых согласно статье 50.39 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций подлежат удовлетворению после удовлетворения требований всех иных кредиторов.
Имущество должника реализовано. В конкурсную массу поступило денежных средств на сумму 3 692 123 тыс. рублей.
На основании определения Арбитражного суда Тюменской области от 12 марта 2012г. о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и кредиторами должника произведено списание неликвидного имущества банка балансовой стоимостью 278 888 тыс. рублей, в том числе недостача имущества (денежные средства в банкоматах г. Сургут, г. Челябинск) на сумму 101 тыс. рублей, ссудной задолженности, невозможной к взысканию, балансовой стоимостью 254 849 тыс. рублей, вложений в ценные бумаги (акции\доли), эмитенты которых отсутствуют, либо находятся в стадии ликвидации балансовой стоимостью 23 938 тыс. рублей.
Также на основании определения Арбитражного суда Тюменской области от 29 ноября 2012г. о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и кредиторами произведено списание неликвидного имущества банка балансовой стоимостью 63 827,9 тыс. рублей, дебиторская задолженность, невозможная к взысканию, на сумму 54 928,5 тыс. рублей.
Из средств конкурсной массы требования кредиторов первой очереди удовлетворены частично, всего на сумму 3 495 856 тыс. рублей, что составляет 60, 75 процентов от общей суммы требований кредиторов первой очереди.
Расходы конкурсного производства составили 196 267 тыс. рублей.
В связи с недостаточностью конкурсной массы требования кредиторов: частично первой очереди, второй и третьей остались не погашенными на сумму 4 078 048 тыс. рублей.
На основании статьи 141 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов, оставшиеся непогашенными на окончание конкурсного производства из-за недостаточности (отсутствия) конкурсной массы, считаются погашенными.
Поэтому требования кредиторов Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк» в общей сумме 4 078 048 рублей считаются погашенными.
Все счета банка закрыты. Согласно Справке ГУ по Тюменской области ЦБ России от 31.07.2013 № 26-4-56\4942 (л.д.105 т.94) остаток денежных средств на корреспондентском счете 30101810000000000901 конкурсного управляющего ОАО «Тюменьэнергобанк» на 31.07.2013 г. составлял 0-00 (ноль рублей 00 копеек).
В процедуре конкурсного производства закрыты 8 филиалов банка в городах: Москва, Сургут, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень (2 филиала), с. Викулово и <...> структурных подразделений Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк».
Конкурсным управляющим проведена работа по завершению передачи документов в архив. В государственные архивы по месту нахождения филиалов банка переданы документы по личному составу: Викуловского за 1989-2009 г.г., Уральского за 199-2009 г.г., Упоровского за 1991-2009 г.г., Свердловского за 2006 -2009 г.г., Сургутского за 199-2009 г.г.
По договору с ГУ «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» г. Тюмени сданы документы по личному составу за 1993-2010 г.г. головного банка (в том числе ДО Ишимскокое социальное отделение за 2001-2009г.г., и ДО Тобольское социальное отделение за 2001-2009 г.г.) Тюменского Социального отделения и Тюменского Городского филиала.
По договору с ГБУТО «Государственный архив социально-политической истории Тюменской области» г. Тюмени сданы документы временного срока хранения с учетом дополнительных офисов: ДО Викуловский, ДО Тобольский, ДО Ишимский, ДО Казанский, ДО Свердловский, ДО Заводоуковский, Сургутского, Челябинского филиалов за 2003-2009 г.г.
Ликвидационный баланс Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк» представлен в налоговый орган по месту регистрации должника и направлен на согласование в Банк России 01.08.2013.
В соответствии с пунктом 2 статьи 50.42 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс составляются в соответствии с нормативными актами Банка России и представляются в Банк России на согласование. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления в Банк России документов, установленных нормативными актами Банка России.
Конкурсный управляющий направил для согласования в Центральный Банк России (Главное управление по Тюменской области) для согласования ликвидационный баланс ОАО «Тюменьэнергобанк» 31.07.2013 г., что подтверждается сопроводительным письмом № 20-01 исх-192\м (л.д. 108 т. 94).
Таким образом, конкурсным управляющим представлены доказательства выполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ссылки УФНС России по Тюменской области и ЦБ России о том, что конкурсное производство не может быть завершено до согласования ЦБ России ликвидационного баланса, не могут является основанием для отложения рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства, либо продления срока конкурсного производства, поскольку согласование ликвидационного баланса не является само по себе доказательством выполнения всех мероприятий конкурсного производства конкурсным управляющим.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении ходатайств УФНС России по Тюменской области и ГУ по Тюменской области ЦБ России об отложении рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства в отношении ОАО «Тюменьэнергобанк» и продлении срока конкурсного производства.
Сведений о поступлении жалоб на действия (бездействие) конкурсного управляющего в материалы дела не представлено. Поэтому суд отказывает в удовлетворении ходатайства ГУ по Тюменской области ЦБ России о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев для окончания проверки Банком России законности действий (бездействий) конкурсного управляющего ГК «Агентство по страхованию вкладов» при проведении процедур банкротства в отношении ОАО «Тюменьэнергобанк».
Также несостоятелен довод ГУ по Тюменской области ЦБ России о продлении срока конкурсного производства на шесть месяцев в связи с обращением в суд с иском об оспаривании торгов имущества банка как проведенных по низкой цене: реализация дебиторской задолженности ОАО «Сибкомплектмонтаж» перед Банком в сумме 194 875,671 тыс. рублей за 6 300 тыс. рублей физическому лицу ФИО6
На день рассмотрения отчета в настоящем судебном заседании Исковое заявление ГУ по Тюменской области ЦБ России об оспаривании торгов дебиторской задолженности не принято к производству, и доказательств обратного не представлено.
Представленный конкурсным управляющим отчет соответствует требованиям статей 50.43 и 50.44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредитных организаций» и статье 147 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Жалоб на действия конкурсного управляющего, не рассмотренных арбитражным судом, в деле не имеется.
Все имущество должника реализовано, иного имущества для пополнения конкурсной массы не установлено, работники должника уволены, архивные документы сданы в архив, филиалы и отделения банка ликвидированы, счета закрыты.
Суд, считает, что продление сроков конкурсного производства нецелесообразно, средств для дальнейших процедур банкротства не имеется.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным представленный отчет конкурсного управляющего утвердить и в соответствии со статьями 50.43 и 50.44 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» кредитных организаций» и статьи 149 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» конкурсное производство, открытое в отношении ОАО «Тюменьэнергобанк» - завершить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Отказать в удовлетворении ходатайства УФНС России по Тюменской области об отложении рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства в отношении должника ОАО «Тюменьэнергобанк».
Отказать в удовлетворении ходатайства Главного управления по Тюменской области Центрального Банка Российской Федерации о продлении срока конкурсного производства в отношении должника ОАО «Тюменьэнергобанк».
Утвердить отчет конкурсного управляющего Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по результатам конкурсного производства в отношении должника Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк».
Завершить процедуру конкурсного производства, открытую в отношении Открытого акционерного общества «Тюменьэнергобанк», (ОГРН <***>; ИНН <***>), зарегистрированное по юридическому адресу: 625000, <...>.
На основании статьи 50.42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» конкурсному управляющему Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в тридцатидневный срок со дня вынесения определения о завершении конкурсного производства представить в Банк России определение арбитражного суда и другие документы в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") и Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей указанной регистрации, установленных Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
На основании пунктов 2 и 3 статьи 149 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:
Направить настоящее определение по истечении тридцати, но не позднее шестидесяти дней с даты вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.
Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства может быть обжаловано до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.
Обжалование определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства приостанавливает исполнение этого определения.
В случае, если арбитражным судом принята к производству жалоба на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, арбитражный суд направляет определение о принятии жалобы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого определения. Судебный акт, вынесенный по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства, направляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, заказным письмом с уведомлением о вручении, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в течение рабочего дня, следующего за днем вынесения такого судебного акта.
С даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.
Определение направить арбитражному управляющему Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», ФИО1, в орган по контролю, Главному управлению по Тюменской области Центрального Банка Российской Федерации кредиторам, УФНС России по Тюменской области.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Тюменской области.
Председательствующий судья Н.Г. Трубицина
Судьи Э.Г. Ли
Ф.С. Скифский