ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А71-13008/13 от 03.12.2013 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении без движения

г. Ижевск

Дело № А71-13008/2013

03 декабря 2013 года

Г34

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мельникова А.Ю. рассмотрел исковое заявление федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике", УР, г. Сарапул (ИНН <***>, ОГРН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы", Пермский край, г. Пермь (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 636644 руб. 03 коп. долга по договору по организации Интернет-магазина (для реализации товаров магазина исправительного учреждения) № ИК-5/У-2013/ИМ от 01.01.2013, процентов за пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л :

Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Компьютерные Коммуникационные Системы" (далее – ответчик) о взыскании 636644 руб. 03 коп. долга по договору по организации Интернет-магазина (для реализации товаров магазина исправительного учреждения) № ИК-5/У-2013/ИМ от 01.01.2013, процентов за пользование чужими денежными средствами.

Согласно пункту 2 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате госпошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины.

Истец полагает, что освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему иску, ссылаясь на положения пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).


Статьей 333.35 НК РФ, на которую ссылается истец, предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пунктом 1.1. настоящей статьи от уплаты государственной пошлины освобождены органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, казенные учреждения, редакции средств массовой информации, за исключением средств массовой информации рекламного и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии - за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений.

По смыслу указанной нормы права для казенных учреждений предусмотрены льготы по уплате государственной пошлины только при использовании наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своем наименовании.

Впункте 4 Информационного письма № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обратил внимание на то, что глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит нормы об освобождении государственных и муниципальных учреждений от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами. При этом указано, что, если такое учреждение выполняет одновременно и функции государственного органа, вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины следует решать в зависимости от наличия оснований для применения подпункта 1 и подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» исправительные колонии как государственные учреждения выполняют функции государственного органа в публично- властных отношениях, связанных с исполнением уголовного наказания.

Как следует из устава федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (Приложение № 3 к приказу ФСИН России от 08.02.2011 № 68) (далее - Устав), федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» является учреждением уголовно- исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учреждение является некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме федерального


казенного учреждения. Основной вид деятельности Учреждения – деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабелитационной помощи бывшим заключенным.

Однако наличие статуса государственного органа само по себе не является основанием для освобождения Федеральной службы исполнения наказаний от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, поскольку такой орган может действовать как в сфере властных, публичных отношений, так и в области хозяйственных отношений как учреждение (статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2.4.Устава (раздел II: предмет и цели деятельности Учреждения) предусмотрены виды приносящей доход деятельности, осуществляемые по договорам на возмездной основе с юридическими и физическими лицами.

Таким образом, исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы освобождаются от уплаты государственной пошлины лишь при инициировании арбитражного процесса в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций по исполнению уголовного наказания.

Учитывая изложенное, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по делам о взыскании причитающегося им по гражданско-правовым договорам, заключенным с лицами, оказывающими Учреждению возмездные услуги для целей, не связанных с его основным видом деятельности, должны рассматриваться не как государственные органы, а как учреждения, действующие от своего имени и, в том числе, в своем интересе (статьи 1, 120 Гражданского кодекса Российской Федерации). Взыскание причитающегося по гражданско-правовому договору также не представляет собой случая защиты государственных и (или) общественных интересов.

Как следует из представленных истцом документов, заявленные исковые требования основаны на гражданско-правовом договоре № ИК-5/У-2013/ИМ по организации Интернет-магазина (для реализации товаров магазина исправительного учреждения) от 01.01.2013.

По указанным делам Управления Федеральной службы исполнения наказаний не освобождаются от уплаты государственной пошлины ни на основании пункта 1 части 1 ст. 333.35, ни на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд признал, что истцом не выполнены положения пункта 2 статьи 126 АПК РФ.

Таким образом, на основании статьи 128 АПК РФ исковое заявление подлежит оставлению без движения до устранения обстоятельств послуживших основанием для оставления заявления без движения.

Руководствуясь статьями 125, 126, 128, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики


о п р е д е л и л :

1. Исковое заявление Федерального казенного учреждения "Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике", УР, г. Сарапул (ИНН <***>, ОГРН <***>) оставить без движения.

2. Предложить истцу в срок до 27 декабря 2013 года представить в Арбитражный суд Удмуртской Республики (<...>) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины (с приложением документов, подтверждающих его обоснованность).

3. Истцу разъясняется, что в соответствии с частью 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обстоятельства послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, исковое заявление и прилагаемые к нему документы будут возвращены в порядке статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.Ю. Мельников



2

3

4