ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А71-6486/11 от 06.04.2015 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-6486/2011

24 апреля 2015 года

Резолютивная часть определения объявлена 06 апреля 2015 г.

Мотивированное определение изготовлено 24 апреля 2015 г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики

в составе судьи Ломаевой Е.И.,

  при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красновой У.Е., рассмотрев в рамках дела открытого акционерного общества «Ижевский машиностроительный завод» г. Ижевск заявление конкурсного управляющего должника Авилова Владимира Ивановича к Администрации г. Ижевска об обязании принять имущество,

при участии представителей:

от заявителя: не явился – уведомлен,

от Администрации г. Ижевска: Сибирякова О.Ю. – представитель по доверенности № 14/01-33ДО от 12.01.2015 г., служебное удостоверение,

от ФНС России: Ялагина Г.Т. – представитель по доверенности № 1 от 23.06.2014 г., паспорт,

Гарифуллина А.О. – представитель собрания кредиторов, протокол собрания кредиторов от 27.05.2014 г., паспорт,

От Министерства культуры и туризма УР: Макшакова А.С. – представитель, доверенность от 24.03.2015 г., паспорт,

иные лица: не явились – уведомлены, в том числе, путем опубликования судебных актов по делу на официальном сайте Арбитражного Суда Удмуртской Республики в сети Интернет по адресу http://www.udmurtiya.arbitr.ru,

установил:

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 апреля 2012 г. Открытое акционерное общество «Ижевский машиностроительный завод», г. Ижевск (далее – ОАО «Ижевский машзавод», должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство; определением арбитражного суда от 23 ноября 2012 г. конкурсным управляющим должника утвержден Авилов Владимир Иванович.

16 января 2015 г. конкурсный управляющий ОАО «Ижевский машзавод» Авилов В.И. обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об обязании принять имущество должника, в котором просит обязать Администрацию г. Ижевска принять в собственность Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: г. Ижевск, пр. Дерябина, 2.

Определением суда от 23 января 2015 г. указанное заявление принято к производству и рассмотрению в рамках дела о банкротстве ОАО «Ижевский машзавод»; определением суда от 24 февраля 2015г. к участию в обособленном споре об обязании принять имущество в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики.

В настоящем судебном заседании представителем собрания кредиторов заявление конкурсного управляющего об обязании принять имущество поддержано.

Представителем Администрации г. Ижевска в материалы дела представлен дополнительный письменный отзыв на заявление и поддержаны доводы, ранее изложенные в отзыве (л. д. 40), согласно которым оснований для удовлетворения заявления не имеется в силу следующего.

Так, согласно статье 1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) предметом регулирования закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества и др.

Согласно статье 4 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Объекты культурного наследия находятся под государственной охраной.

В силу статьи 6 Федерального закона № 73-Ф3 под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, является объектом культурного наследия регионального значения.

Согласно статье 9.2. Федерального закона № 73-Ф3 к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с постановлением Правительства УР от 27.02.2012 г. № 65 «О Министерстве культуры, печати и информации Удмуртской Республики» управление охраной и сохранением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального и регионального значения является одной из основных функций Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики.

Федеральный закон № 73-ФЗ (статья 9.3.), Устав муниципального образования «Город Ижевск» к полномочиям органов местного самоуправления относят осуществление государственной охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

На основании норм ФЗ № 73 собственник объекта культурного наследия должен обеспечить доступ к объекту культурного наследия, вместе с тем, Монумент расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью.

Министерством культуры и туризма УР письменный отзыв на заявление конкурсного управляющего в материалы дела о банкротстве не предоставлен; представителем Министерства культуры и туризма УР в судебном заседании даны устные пояснения.

Представителем ФНС России поддержаны доводы ранее представленного письменного отзыва (л. д. 67-68); заявление об обязании принять имущество считает обоснованным.

Заслушав пояснения представителей участвующих в процессе лиц, исследовав в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными указанным Законом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное названным Законом имущество.

К такому иному имуществу, как следует из пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве, относятся социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, а также иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, продаются в порядке, установленном статьей 110 данного Закона. Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

Пунктом 4.1. статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

Как следует из материалов дела о банкротстве, Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2, по состоянию на 01.07.1992 г. входил в перечень объектов заданий и сооружений отдела 006 ГЗ «Ижмаш» (л. д. 47-50); соответственно, был включен в состав конкурсной массы должника.

Согласно Перечню объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия (памятников археологии), расположенных на территории города Ижевска (л. д. 41-45) Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны. Авторы В.И. Лоскутов, Б.М. Балицкий, Л.В. Аллилуев. 1970 г., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения.

04.08.2014 г. решением комитета кредиторов ОАО «Ижевский машзавод» (л. д. 6-9) утверждены Предложения о продаже на открытых торгах в форме конкурса имущества, принадлежащего ОАО «Ижевский машзавод», а именно: Монумента Славы, посвященного боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны (авторы – В.И.Лоскутов, Б.М.Балицкий, Л.В.Аллилуев, 1970 г.), расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, пр. Дерябина, 2 (л. д. 10-24).

Торги, назначенные на 26.09.2014 г. в 12 часов 00 минут, признаны несостоявшимися; повторные торги, назначенные на 07.11.2014 г. в 12 часов 00 минут, также признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок (л. д. 27-32).

В соответствии с пунктом 5.7 Предложений о продаже на открытых тогах в форме конкурса имущества, принадлежащего ОАО «Ижевский машзавод» (памятник истории и культуры) от 04.08.2014 г. в случае, если повторные торги в форме конкурса по продаже имущества Должника признаны несостоявшимися, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество Должника подлежит передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Конкурсным управляющим направлены в адрес Администрации г. Ижевска письма с просьбой о принятии указанного имущества (№ ИМ-01/09 от 15.04.2013 г. – л. д. 33, № Иж/15 от 09.06.2014 г. – л. д. 35, . № ШИ-01/56 от 17.11.2014 г. – л. д. 37-38).

Администрация г. Ижевска отказалась принять объект в муниципальную собственность, поскольку памятник расположен на территории ОАО «Ижевский машзавод» (письма № 01-18-2333 от 31.07.2013 г. – л. д. 34, № 4186/01-27ДО от 05.08.2014 – л. д. 36).

Письмом № 01-19/3260 от 19.12.2014 г. (л. д. 39) Управлением имущественных отношений Администрации г. Ижевска сообщено конкурсному управляющему о том, что основания для включения объекта культурного наследия в муниципальную собственность отсутствуют, так как Монумент Славы расположен на земельном участке, не являющемся муниципальной собственностью.

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления заявления конкурсного управляющего должника об обязании принять имущество в суд.

Пунктом 5 статьи 132 Закона о банкротстве установлено, что социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

В соответствии с пунктом 6 статьи 132 Закона о банкротстве передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума ВАС № 60 от 23.07.2009 «О некоторых вопросах, связанных с принятием ФЗ от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, и жилищного фонда социального использования осуществляется соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением.

Анализ положений статьи 132 Закона о банкротстве в совокупности дает суду основание сделать вывод о том, что, несмотря на то, что законодателем отдельно в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве не обозначены объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации применительно к их дальнейшей судьбе в случае их не реализации в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, это имущество, которое согласно статье 1 Федерального закона № 73-ФЗ признается особым видом недвижимого имущества, не может оставаться безхозным в случае ликвидации собственника этого имущества.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, понятие чего содержится в статье 3 Федерального закона № 73-ФЗ, представляют собой объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объекты науки и техники и иные предметы материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

По существу понятия, изложенного в статье 3 Федеральный закон № 73-ФЗ, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации по аналогии (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) возможно отнести к социально значимым объектам; соответственно, применить в отношении определения их судьбы при ликвидации собственника положения пунктов 5 и 6 стать 132 Закона о банкротстве.

Изложенные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства подтверждают обоснованность заявления конкурсного управляющего ОАО «Ижевский машзавод» об обязании принять имущество должника; заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 32, 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002г., статьями 185-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

определил:

Обязать Администрацию города Ижевска принять имущество Отрытого акционерного общества «Ижевский машиностроительный завод» - Монумент Славы, посвященный боевому и трудовому подвигу Ижевских машиностроителей в годы Великой Отечественной войны, расположенный по адресу: г. Ижевск, пр. Дерябина, 2.

В соответствии со статьей 124 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» определение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в установленном статьей 223 АПК РФ, статьей 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Информация по делу опубликована на официальном сайте Арбитражного Суда Удмуртской Республики в сети Интернет по адресу http://www.udmurtiya.arbitr.ru.

Судья Е. И. Ломаева