АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru; е-mail: info@udmurtiya.arbitr.ru
____________________________________________________________________________
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ижевск Дело №А71-9051/2011
09 января 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 09 ноября 2017 года.
Определение в полном объеме изготовлено 09 января 2019 года.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Бусыгиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гущей Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Общества с ограниченной ответственностью «Деметра» (далее – ООО «Деметра», должник) г. Ижевск жалобу Федеральной налоговой службы (далее – ФНС России) г. Москва на ненадлежащее исполнение ФИО1 обязанностей конкурсного управляющего,
при участии представителей:
от ФНС России: ФИО2 – представитель по доверенности от 29.06.2017, служебное удостоверение,
от а\у ФИО1: ФИО3 по доверенности от 27.06.2017, паспорт,
от конкурсного управляющего: не явились, уведомлены,
иные лица: не явились (извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Удмуртской Республики),
установил:
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2012 года ООО «Деметра» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство сроком на 6 (шесть) месяцев, конкурсным управляющим предприятия-должника утвержден ФИО4.
Сообщение о признании ООО «Деметра» банкротом, открытии конкурсного производства и предъявлении требований кредиторами опубликовано в газете «Коммерсантъ» № 81 от 05 мая 2012 года.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 января 2013 года удовлетворено заявление ФИО4 об освобождении его от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ООО «Деметра»; конкурсным управляющим ООО «Деметра» утвержден ФИО1
Определениями суда срок конкурсного производства, открытого в отношении ООО «Деметра» неоднократно продлевался.
До завершения конкурсного производства, открытого в отношении ООО «Деметра», ФНС России обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с жалобой, в которой просит признать ненадлежащим исполнение ФИО1 обязанностей конкурсного управляющего ООО «Деметра», выразившееся в непредставлении бухгалтерской и налоговой отчетности, не начислении текущих платежей по транспортному налогу, по единому налогу по упрощенной системе налогообложения. В жалобе ФНС России указала, что согласно отчету арбитражного управляющего все имущество ООО «Деметра» реализовано единым лотом. 26.11.2014 с ООО «АСПЭК-Строй» заключен договор купли-продажи имущества. Согласно перечню имущества в собственности должника находились здания, сооружения, транспортные средства, машины и прочее оборудование. Декларацию по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 годы необходимо было предоставить не позднее 01.02.2013, 01.02.2014, 01.02.2015. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. ФИО1 должна была быть предоставлена декларация по упрощенной системе налогооблажения, декларации по налогу на имущество – не позднее 31.03.2013, 31.03.2014, 31.03.2015 с исчислением сумм авансовых платежей и налога. Кроме того, бухгалтерская отчетность за 2012, 2013, 2014, 2015 годы должна была быть предоставлена не позднее 30.03.2013, 30.03.2014, 30.03.2015, 30.03.2016.
Определением суда от 27.10.2016 жалоба ФНС России на ненадлежащее исполнение ФИО1 обязанностей конкурсного управляющего ООО «Деметра» принято к производству в рамках дела о банкротстве ООО «Деметра».
Рассмотрение жалобы неоднократно откладывалось, в том числе определением суда от 02.10.2017 отложено на 09.11.2017.
В настоящем судебном заседании представитель ФНС России доводы жалобы поддержал.
Представитель арбитражного управляющего ФИО1 привела доводы, изложенные в возражениях на жалобу, поступивших в суд 08.11.2017 посредством электронной подачи документов «Мой арбитр». Полагает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению в связи со следующим. 31.10.2016 конкурсный управляющий направил в МРИ ФНС России № 9 по УР налоговую декларацию по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014, налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2012, 2013, 2014 годы, налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2012, 2013, 2014, 2015 годы. Все имущество, принадлежащее должнику, было реализовано в 2014 году. Обязанность по регистрации транспортного средства при продаже лежит на новом собственнике. На конкурсного управляющего обязанностей по снятию с учета транспортного средства перед продажей не возложено. Таким образом, обязанность по представлению налоговой декларации за 2015 год у ООО «Деметра» и, следовательно, у конкурсного управляющего отсутствовала. Кроме того, ФНС России участвует в деле о банкротстве как уполномоченный орган и не осуществляет полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В данном случае на подателя жалобы возлагается обязанность представить доказательства нарушения соответствующих прав кредитора в деле о банкротстве. Допущенные конкурсным управляющим нарушения являются по сути административными и не связаны напрямую с нарушением требований Закона о банкротстве. Факт нарушения прав и законных интересов ФНС России не доказан.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав представленные в обоснование жалобы доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными указанным Законом.
Согласно п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Согласно п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан, в частности: принимать меры по защите имущества должника; анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности; предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц; разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве; выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
В силу статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве.
На конкурсного управляющего согласно положениям пункта 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете, статей 23, 24, 27 НК РФ возлагается обязанность по организации ведения бухгалтерского учета должника, и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности.
При этом наличие специальной ответственности за нарушения в рамках правоотношений по ведению бухгалтерского учета, предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, исчисления и уплаты налогов не исключают ответственности лица, исполняющего обязанности конкурсного управляющего за ненадлежащее исполнение данных обязанностей, выразившихся в необеспечении исполнения должником возложенных на него обязанностей по ведению бухгалтерского учета, предоставлению бухгалтерской и налоговой отчетности, уплате налогов. Равным образом не освобождает конкурсного управляющего как руководителя должника от исполнения предусмотренных законом обязанностей то обстоятельство, что налоговым органом не были применены меры налогового контроля в отношении должника, так как данное обстоятельство не освобождает должника и его руководителя от обязанности соблюдать требования законодательства.
В отношении ООО «Деметра» была представлена в ИФНС России №9 по Удмуртской Республике следующая отчетность:
- налоговые декларации по транспортному налогу за 2013 г., за 2014 г., за 2015г., за 2016г., уточненные налоговые декларации по транспортному налогу за 2013 г., за 2014 г.;
- по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения за 2014г.
Налоговые декларации были сданы в ИФНС России №9 по Удмуртской Республике 31 октября 2016 года.
ИФНС России №9 по Удмуртской Республике в период с 09.11.2016 по 09.02.2017 была проведена налоговая проверка, по результатам которой составлены акт налоговой проверки от 27.02.2017 № 25104 и принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 19052 от 27.04.2017. В описательной части решения установлено, что срок представления «Налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогооблажения» за 2014 год – 31.03.2015. ООО «Деметра» налоговая декларация за 2014 год представлена 31.10.2016. На основании изложенного принято решение привлечь общество к ответственности за совершение налогового правонарушения по п.1 с.119 НК РФ (Непредставление налогоплательщиком-организацией в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета); назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 руб.
В период с 25.01.2017 по 25.04.2017 ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике была проведена камеральная налоговая проверка по транспортному налогу за 2013 год. По результатам данной проверки установлено, что за 2013 год организацией представлены первичная (09.11.2016) и уточненная (25.01.2017) налоговые декларации. В первичной декларации налог исчислен к уплате 0 руб. В ходе камеральной проверки установлено, что в декларации отражены не все транспортные средства – по данным налогового органа не указаны ТС с государственными регистрационными знаками: <***> (ВАЗ 21074), 2071УО18 (ПФС-0,75). 25.01.2017 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация с учетом вышеуказанных объектов налогооблажения, в которой сумма налога составила 2621 руб., дополнительно начислено в бюджет транспортного налога за 2013 год в сумме 3414 руб. За неуплату транспортного налога за 2013 год ООО «Деметра» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Штраф составил 524,20 руб.
В период с 25.01.2017 по 25.04.2017 ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике была проведена камеральная налоговая проверка по транспортному налогу за 2014 год. По результатам данной проверки установлено, что за 2014 год организацией представлены первичная (09.11.2016) и уточненная (25.01.2017) налоговые декларации. В первичной декларации налог исчислен к уплате 0 руб. В ходе камеральной проверки установлено, что в декларации отражены не все транспортные средства – по данным налогового органа не указаны ТС с государственными регистрационными знаками: <***> (ВАЗ 21074), 2071УО18 (ПФС-0,75). 25.01.2017 налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация с учетом вышеуказанных объектов налогооблажения, в которой сумма налога составила 2621 руб., дополнительно начислено в бюджет транспортного налога за 2013 год в сумме 3414 руб. На момент подачи уточненной декларации сумма налога не уплачена. За неуплату транспортного налога за 2014 год ООО «Деметра» привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Штраф составил 524,20 руб. Кроме того, с учетом того, что первичная налоговая декларация за 2014 год представлена с нарушением предусмотренного законом срока (срок до 01.02.2015) ООО «Деметра» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ. Штраф составил 1000 руб.
В отношении транспортного налога за 2015 год ИФНС России № 9 по Удмуртской Республике также была проведена камеральная налоговая проверка в период с 25.01.2017 по 25.04.2017, в ходе которой установлено, что 25.01.2017 ООО «Деметра» представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2015 год. Сумма налога составила 2621 руб. Декларация представлена с нарушением установленного законом срока (не позднее 01.02.2016). С учетом изложенного, ООО «Деметра» привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.119 НК РФ. Штраф составил 1000 руб.
Согласно п.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогооблажения.
Налогоплательщики-организации обязаны представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию по транспортному налогу в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим периодом, которым, в соответствии с п.1 ст.360 НК РФ является календарный год (п.3 ст.363.1 НК РФ).
Согласно п.1 ст.346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст.346.12 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения (ст.346.14 НК РФ).
Согласно ст.346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с п.1 ст.346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Организации представляют декларацию в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи).
Согласно п.346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее сроков, установленных для подачи налоговой декларации статьей 346.23 НК РФ. Организации – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, ООО «Деметра» должно было сдать в налоговый орган налоговые декларации по транспортному налогу за 2012, 2013 и 2014 годы не позднее 01.02.2013, не позднее 01.02.2014, не позднее 01.02.2015 соответственно. Налоговые декларации по упрощенной системе налогооблажения за те же периоды – не позднее 31.03.2013, не позднее 31.03.2014, не позднее 31.03.2015 с исчислением сумм авансовых платежей и налога.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов.
Таким образом, в нарушение законодательства о налогах и сборах, а также в нарушение обязанностей органов управления должника в процедуре конкурсного производства, установленных Законом управляющий должника не исполнил обязанности по предоставлению в установленные сроки налоговых деклараций по транспортному налогу и по единому налогу по упрощенной системы налогооблажения за указанные выше периоды. В результате указанного бездействия конкурсного управляющего ООО «Деметра» привлечено к ответственности в виде уплаты штрафов, подлежащих уплате за счет средств конкурсной массы.
На основании изложенного, жалобу ФНС России на действия (бездействия) арбитражного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Деметра» ФИО1, следует признать обоснованной.
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения заявлений, ходатайств и жалоб арбитражным судом выносится определение.
Руководствуясь ст. ст. 32, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Жалобу Федеральной налоговой службы г. Москва на действия (бездействие) арбитражного управляющего Общества с ограниченной ответственностью «Деметра» ФИО1 № 13-19/14529 от 06.10.2016 признать обоснованной.
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня его принятия.
Информация по делу опубликована на официальном сайте Арбитражного Суда Удмуртской Республики в сети Интернет по адресу http://www.udmurtiya.arbitr.ru.
Судья О. В. Бусыгина