ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А72-10831/15 от 07.12.2015 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел.(8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail:info@ulyanovsk.arbitr.ru Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении судебного разбирательства

город Ульяновск

«07» декабря 2015 года Дело № А72-10831/2015 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.В. Конновой,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного  заседания А.В. Воробьевой, 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СП ВИС-МОС» (ОГРН  <***>, ИНН <***>, <...>) 

к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (<...>) 

о признании незаконными и отмене постановлений от 17.07.2015 № 71-114-06 и   № 75-114-06 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ  в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. соответственно, 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета  спора, - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору  (Ростехнадзор) (<...>), 

при участии: 

от заявителя – ФИО1, доверенность от 03.07.2015;  от остальных лиц – явка не обеспечена, извещения согласно почтовым 

уведомлениям, а также отчету о публикации судебных актов; 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «СП ВИС-МОС» (далее – ООО «СП  ВИС-МОС», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления № 75-114-06 от 17.07.2015  Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о назначении административного  наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000  руб. 

Заявление принято судом к производству, делу присвоен номер № А72-10831/2015. 

ООО «СП ВИС-МОС» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с  заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.07.2015 № 71-114-06  Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому,  технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о назначении административного  наказания по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000  руб. 

Заявление принято судом к производству, делу присвоен номер № А72-10832/2015. 


Определением от 15.10.2015 суд объединил дело № А72-10831/2015 с делом № А72- 10832/2015 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением  объединенному делу номера А72-10831/2015. 

Оспариваемыми постановлениями установлено, что ООО «СП ВИС-МОС»  нарушило законодательство о промышленной безопасности опасных объектов, а именно: 

- не произведена регистрация объекта строительства в государственном реестре  опасных производственных объектов (нарушение требования статьи 2 Федерального  закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных  производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ); 

- руководитель предприятия ООО «СП ВИС-МОС» не уведомил территориальный  орган Ростехнадзора о начале строительства подземного сооружения (нарушение  требования пункта 1.2.5 «Правил безопасности при строительстве подземных  сооружений» ПБ 03-428-02 (далее - ПБ 03-428-02); 

- у ООО «СП ВИС-МОС» отсутствует лицензия на осуществление деятельности,  связанной с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных  производственных объектов I, II и III классов опасности (нарушены ст. 9 Закона № 116- ФЗ, постановление Правительства от 10.06.2013 № 492 «О лицензировании эксплуатации  взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III  классов опасности»); 

- ООО «СП ВИС-МОС» не представлена документация по квалификации и  проведению подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности  (категории: Б-4, Б-6), чем нарушены требования статьи 9 Закона № 116-ФЗ, пункт 1.3.3 ПБ  03-428-02; 

- у ООО «СП ВИС-МОС» отсутствует документация по организации и  осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной  безопасности (нарушены требования части 1 статьи 11 Закона № 116-ФЗ); 

- в ООО «СП ВИС-МОС» не создана система управления промышленной  безопасностью (нарушена ч. 3 статьи 11 Закона № 116-ФЗ); 

- ООО «СП ВИС-МОС» не заключен договор обязательного страхования  гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в  результате аварии на опасном объекте (нарушены требования статьи 15 Закона № 116- ФЗ); 

- у ООО «СП ВИС-МОС» отсутствуют мероприятия по локализации и ликвидации  последствий аварий на опасном производственном объекте; не заключен договор на  обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с  профессиональными аварийно-спасательными формированиями; на объекте не создана  вспомогательная горноспасательная команда (нарушение ч. 1 ст. 10 Закона № 116-ФЗ); 

- отсутствуют дополнительные мероприятия при строительстве подземных  сооружений в особо сложных инженерно-геологических условиях (нарушены требования  пункта 1.2.19 ПБ 03-428-2); 

- при строительстве подземного сооружения под руслом реки Журавка в ПОС не  определены границы возможного прорыва в выработки воды, не разработаны меры по их  предупреждению и ликвидации, проект не согласован с территориальным органом  Ростехнадзора (нарушены требования пункта 1.2.20 ПБ 03-428-02); 

- проект производства работ не согласован с территориальным органом  Ростехнадзора, чем нарушены требования пункта 1.2.2 ПБ 03-428-02, пункта 5.7.10 Свод  правил «Организация строительства» СП 48.13330.2011. 

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по доводам,  изложенным в заявлениях и представленных документах, в том числе указав, что его  позиция об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения  подтверждается заключением экспертизы от 07.09.2015 производственной деятельности  ООО «СП ВИС-МОС» по строительству подводного перехода методом 


наклонно(горизонтально)-направленного бурения через реку Журавка, через реку Бейсуг,  проведенной экспертами федерального государственного бюджетного учреждения науки  Института горного дела Уральского отделения Российской академии наук (в том числе  Корнилковым М.В., членом Научно-технического совета Ростехнадзора), а также  разъяснением заместителя руководителя Ростехнадзора от 15.09.2015 № 00-06-05/1574/1. 

Указанные экспертные заключения содержат следующие выводы:

Из ответа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному  надзору, г. Москва (исх. № 00-06-05/1574/1 от 15.09.2015) на запрос ООО «СП ВИС-МОС»  от 11.08.2015 № 988-П следует: 

«…В соответствии с информацией предоставленной ООО «Газпром Инвест»  (заказчик строительства) в рамках осуществления проекта «Южный поток» подводные  переходы через р.Бейсуг (Брюховецкий район Краснодарского края) и р. Журавка  (Кореновский район Краснодарского края) входят в состав объекта капитального  строительства: «Участок Починки-Анапа. 1379-1570,5 км Южно-Европейского  газопровода. 2-й этап (Восточный коридор)». 

При этом, подземные переходы газо- и нефтепроводов через естественные и  искусственные препятствия представляют собой части единого производственно- технологического комплекса (магистральный трубопровод) и не являются  самостоятельными подземными сооружениями, не связаны с разработкой недр, для  строительства и эксплуатации которых требуется получение лицензии на право  пользования недрами. 

Отличительной особенностью технологии строительства переходов через  естественные и искусственные препятствия наклонно-направленным бурением является  бестраншейный способ прокладки трубопровода в предварительно пробуренную и  расширенную скважину при помощи специального бурового оборудования и без  нахождения людей. 

В соответствии с требованиями Свода правил «Магистральные трубопроводы. СНиП  III-42-80*», утвержденного приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 61/пр,  устанавливающего основные требования к производству и приемке строительно- монтажных работ при строительстве и реконструкции линейной части магистральных  трубопроводов, строительство подводных переходов и переходов трубопроводов под  автомобильными и железными дорогам способом наклонно-направленного бурения  должны выполнять строительные организации, имеющие свидетельство о допуске к  проведению таких работ, выданного саморегулируемой организацией, на основании  проекта производства работ, согласованного с проектной организацией, заказчиком и  заинтересованными организациями. 

При строительстве объектов капитального строительства предусмотрено  осуществление государственного строительного надзора и в рамках него осуществляются 


все иные федеральные государственные надзоры, за исключением случаев,  предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации…». 

 Кроме того, заявитель ссылается на письмо от 07.08.2015 № 01-01/420  Саморегулируемой организации Ассоциации строителей нефтегазовых объектов  «Нефтегазстрой»: «считаем, что подрядной строительной организации не требуется  лицензия и иные разрешительные документы на эксплуатацию взрывопожароопасных  производственных объектов на этапе строительства, а также надлежащим образом  оформленная регистрация особо опасного объекта перед началом строительных работ». 

Заявитель также обосновывает свою позицию экспертным заключением от  20.08.2015 Международной ассоциации специалистов горизонтального направленного  бурения, из которого в том числе следует, что строительство переходов методом ГНБ  (прокладка инженерных коммуникаций бестраншейным способом в грунтовой скважине  малого диаметра) не относится к категории опасных производственных объектов,  организация, выполняющая прокладку подземных инженерных коммуникаций различного  назначения методом ГНБ не является эксплуатирующей организацией. 

Ответчик явку в судебное заседание не обеспечил, требования не признает по  доводам, изложенным в отзывах и дополнительном отзыве, не согласен с  вышеназванными экспертными заключениями, в том числе обосновывает свою позицию  определением термина «горных работ» (приказ Ростехнадзора № 599 от 11.12.2013),  пунктом 3.2 постановления Правительства Москвы от 03.08.2004 № 530-1111 «Об  утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 6.01-03 «Бестраншейная  прокладка коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов и  реконструкция трубопроводов с применением специального оборудования», разъяснением  от 17.07.2015 № 07-05-06/994 Управления горного надзора Федеральной службы по  экологическому, технологическому и атомному надзору. Из указанного разъяснения, в  том числе следует: «в целях регистрации в государственном реестре опасных  производственных объектов, участок строительства подземных сооружений методом  наклонно-горизонтального бурения идентифицируется по признаку ведения горных работ  как «участок специального строительства». 

Кроме того, ответчиком представлено письмо от 02.11.2015 № 08.04-15 ФГБОУ ВПО  «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.  Платова», в котором экспертами сделаны следующие выводы: 

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной  безопасности опасных производственных объектов» (приложение 1, п. 5) участок, где  ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных  ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых,  осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), является опасным  производственным объектом и подлежит регистрации в государственном реестре. 

Также ответчиком в обоснование своей позиции представлено экспертное  заключение Общероссийской общественной организации «Союз маркшейдеров России»  от 29.10.2015, текст постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от  31.03.2015 № 09АП-6777/2015. 

Заявителем представлено дополнение к заявлениям об оспаривании вышеуказанных  постановлений, в котором им не признаются доводы ответчика, изложенные в  дополнительном отзыве. 

Определением от 10.11.2015 суд привлек в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно 


предмета спора, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному  надзору (Ростехнадзор) (г. Москва, ул. А. Лукьянова, 4, стр. 1) с целью дачи  соответствующих пояснений при наличии противоположных доводов сторон по вопросу  отнесения объекта строительства методом наклонно-горизонтального бурения к особо  опасным производственным объектам. 

Ростехнадзор в представленных пояснениях указал, что направление им отзыва не  представляется возможным ввиду неполучения от заявителя копий заявлений об  оспаривании постановлений и соответствующих доказательств в их обоснование. 

Прокуратура Кореновского района Краснодарского края сообщила, что не  располагает дополнительно представленными заявителем суду документами. 

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд счел необходимым отложить  судебное разбирательство в соответствии с нормами статьи 158 АПК РФ

Руководствуясь статьями 158, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 Ответчику – направить копии отзывов, дополнительного отзыва, а также  представленных доказательств в обоснование своей позиции в адрес третьего лица,  доказательства направления представить в суд. 

Сторонам – представить копию судебного акта Краснодарского краевого суда по  жалобе должностного лица ООО «СП ВИС-МОС» на постановление о привлечении к  административной ответственности за совершение административных правонарушений  по аналогичным событиям. 

Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору  (Ростехнадзор) – представить отзыв на заявления ООО «СП ВИС-МОС». 

В силу статьи 16 АПК РФ требования арбитражного суда о представлении  доказательств, сведений и других материалов, даче объяснений, разъяснений, заключений  и иные требования, связанные с рассматриваемым делом, являются обязательными и  подлежат исполнению органами, организациями и лицами, которым они адресованы. 

При этом в силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений  административных органов о привлечении к административной ответственности  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к  административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший  оспариваемое решение. 

после принятия заявления к производству стороны приобретают процессуальные  права и исполняют процессуальные обязанности, установленные статьей 41 и иными  положениями АПК РФ

информация о движении настоящего дела и о принятых судебных актах может быть  получена на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области  http://ulyanovsk.arbitr.ru, на сервисе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  http://kad.arbitr.ru, 

в соответствии с ч. 31 ст. 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона  в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой 


стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не  вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения  относительно существа заявленных требований. 

Судья О.В. Коннова