г. Ульяновск Дело № А72-1096/21-ИП
25.01.2022
Резолютивная часть определения объявлена 20.01.2022
Определение в полном объеме изготовлено 25.01.2022
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании заявление
Общества с ограниченной ответственностью «МВА» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск
заинтересованные лица - ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике,
судебный пристав- исполнитель ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО1,
об уменьшении размера (освобождении от взыскания) исполнительского сбора,
при участии:
лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, извещены;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «МВА» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 10 000 руб., наложенного на Общество с ограниченной ответственностью «МВА» постановлением судебного пристава- исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО1 от 28.10.2021 № 73040/21/840255 в рамках исполнительного производства №243226/21/73040-ИП.
Определением от 19.11.2021 указанное заявление принято судом к производству; суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, судебного пристава- исполнителя ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО1
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судебное заседание на основании ст. 156 АПК РФ проводится в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Как усматривается из материалов дела, на исполнении в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области находится исполнительное производство №243226/21/73040-ИП, возбужденное на основании исполнительного документа – Акт по делу об административном правонарушении №18810118210720074637 от 20.07.2021, выданного ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике по делу №18810118210720074637 от 13.08.2021 о назначении административного штрафа в размере 500 руб.
В связи с неисполнением должником в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа Судебный пристав- исполнитель ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области ФИО1 вынесла постановление № 73040/21/840255 от 28.10.2021 о взыскании с должника – ООО «МВА» - исполнительского сбора по ИП имущественного характера в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в обоснование заявленных требований указывает, что на момент возбуждения исполнительного документа должником был частично оплачен вышеуказанный штраф (в размере 250 руб.). В связи с тем, что должник полагал о том, что оплачен в период действия 20дневной льготы, Общество полагало об отсутствии задолженности по штрафу. Обществом Постановление о возбуждении исполнительного производства получено не было, о наличии исполнительного производства Обществу стало известно в связи с посещением официального сайта УФССП. Оставшаяся сумма задолженности была оплачена Обществом в день ознакомления с информацией о наличии исполнительного производства (28.10.2021). Кроме того, доказательства оплаты Обществом штрафа в полном объеме были представлены судебному приставу-исполнителю 28.10.2021. Заявитель указывает на несоизмеримость суммы исполнительного сбора (10 000 руб.) и суммы штрафа по исполнительному документу (500 руб.).
Судебный пристав-исполнитель считает вынесенное Постановление законным и обоснованным, поясняет, что Постановление о возбуждении исполнительного производство было направлено в адрес должника с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Кроме того, информация о возбуждении исполнительного производства размещена в свободном доступе на официальном сайте УФССП России по Ульяновской области. Согласно сведениям базы АИС ФССП России по Ульяновской области постановление о возбуждении исполнительного производства получено и прочитано 20.10.2021. Таким образом, 27.10.2021 у должника истек срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
28.10.2021 на депозитный счет Отделения поступило 250 руб. 28.10.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о распределении денежных средств. 29.10.2021 денежные средства в размере 250 руб. платежным поручением №186268 поступили на расчетный счет взыскателя. 28.10.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. 03.11.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Заинтересованное лицо ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике отзыв в материалы дела не представило.
В силу ст.324 АПК РФ вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава - исполнителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 128 Закона N 229-ФЗ заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом; исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 названного Федерального закона, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 данного Федерального закона (в том числе о взыскании исполнительского сбора), если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.
Исходя из приведенных положений законодательства РФ, заявление должника-организации об уменьшении размера (освобождении от взыскания) исполнительского сбора, взысканного в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного уполномоченным органом – ГИБДД – подведомственно арбитражному суду.
Как предписывает часть 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации (часть 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
На основании части 2 статьи 112 Закона N229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В силу п.78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу части 6 статьи 112 Закона N229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный законом размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Согласно пункту 26 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2004 N 77 "О практике рассмотрения дел, связанных с исполнением судебных актов арбитражных судов" арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава-исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике в отношении ООО «МВА» вынесено постановление по делу об административном правонарушении №18810118210720074637 от 20.07.2021 о назначении ООО «МВА» административного штрафа в размере 500 руб.
В соответствии с п.1.3 статьи 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, статьей 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.
Установленный законодателем «льготный период» для оплаты штрафа в рассматриваемом случае истек 10.08.2021, при этом частичная оплата штрафа 250 руб. произведена Обществом 11.08.2021.
Таким образом, поскольку указанный штраф не был оплачен в добровольном порядке, на основании Акта ЦАФАП ГИБДД, выданного по делу №18810118210720074637 от 13.08.2021, судебным приставом-исполнителем 18.10.2021 в отношении ООО «МВА» возбуждено исполнительное производство N 243226/21/73040-ИП.
Должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке. Кроме того, в постановлении о возбуждении исполнительного производства должник был предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
Согласно п.2.1. ст.14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В силу пункта 4 части 2 статьи 29 Закона об исполнительном производстве лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 606 (ред. от 26.11.2020) утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
В соответствии с указанными Правилами, Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации).
Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
Согласно части 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительного производства от 18.10.2021 было вынесено судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, и направлено в адрес ООО «МВА» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что подтверждается представленными в материалы дела сведениям базы АИС ФССП России. Из представленных сведений следует, что Постановление о возбуждении исполнительного производства было получено Обществом (уведомление прочитано) 20.10.2021.
Для ознакомления Общества с представленными судебным приставом доказательствами суд откладывал проведение судебного заседания, однако заявитель в установленном статьями 9,65 АПК РФ порядке представленные документы не опроверг, возражений суду не заявил.
Таким образом, суд пришел к выводу, что предусмотренные законом меры для извещения ООО "МВА" о возбуждении в отношении него исполнительного производства о взыскании в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД МВД по Удмуртской Республике задолженности в размере 500 руб. судебным приставом-исполнителем были выполнены, в связи с чем, применительно к правилам статьи 29 Закона об исполнительном производстве, должник считается извещенным о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
Поскольку материалами дела установлено, что ООО "МВА" было осведомлено о возбуждении в отношении него исполнительного производства и установлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, которые в этот срок должником исполнены не были (с учетом получения Обществом постановления о возбуждении исполнительного производства 20.10.2021 – не исполнено в срок до 27.10.2021), следовательно, у судебного пристава-исполнителя имелись предусмотренные статьей 112 Закона об исполнительном производстве основания для вынесения 28 октября 2021 года постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 10 000 руб.
В силу пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Должником доказательств наличия таких обстоятельств не представлено.
Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
По доводам о несоразмерности исполнительского сбора сумме назначенного штрафа суд считает необходимым отметить, что исполнительский сбор установлен судебным приставом в минимальном размере, предусмотренном для юридических лиц.
В силу п.75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Оценив представленные суду доказательства по правилам ст.71 АПК РФ и оценив обстоятельства дела, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с ООО «МВА» в рамках исполнительного производства №243226/21/73040-ИП на одну четверть, до суммы 7500 руб.
Руководствуясь ст. ст. 182, 188, 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление об уменьшении размера (освобождения от взыскания) исполнительского сбора удовлетворить частично.
Уменьшить исполнительский сбор, подлежащий взысканию с ООО «МВА» по постановлению судебного пристава-исполнителя от 28.10.2021 по исполнительному производству №243226/21/73040-ИП, до 7500 руб.
В остальной части требований отказать.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок в порядке, установленном ст.188 АПК РФ.
Судья Ю.А. Овсяникова