ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А72-12652/2023 от 27.10.2023 АС Ульяновской области

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

г.Ульяновск Дело № А72-12652/2023

27.10.2023

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Овсяникова Ю.А., ознакомившись с заявлением и уточнением к заявлению

Администрации города Ульяновска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск

к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск

об обязании уведомить федеральный орган исполнительной власти о возникновении фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса Единой теплоснабжающей организации

установил:

Заявленные требования не подлежат рассмотрению в суде в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 27 АПК РФ Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Администрация города Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» о снятии статуса Единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) с Общества с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» в системе теплоснабжения №61 схемы теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до 2029 года.

Руководствуясь п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 46 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", поскольку в нарушение пунктов 4, 5 части 2 статьи 125 АПК РФ исковое заявление не позволяет определить характер спорных правоотношений, обстоятельства их возникновения, не содержит требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, определением от 29.09.2023 исковое заявление Администрации города Ульяновска оставлено судом без движения.

Суд предложил заявителю в установленный срок устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, и уточнить заявленные требования к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, поскольку невозможно установить, из каких правоотношений заявлен иск: из имеющегося между сторонами гражданско-правового соглашения (упомянутого в тексте искового заявления), или из публичных правоотношений (при этом имеющиеся в иске ссылки на нормативные акты не предусматривают судебного порядка лишения статуса ЕТО).

Во исполнение определения от 29.09.2023 об оставлении заявления без движения, истец 26.10.2023 представил уточнение исковых требований, в соответствии с которыми просит суд: обязать ООО «Теплогенерирующая компания» уведомить федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса ЕТО (прекращения правасобственности или владения имуществом организации), в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Из текста уточнения заявления следует, что истец основывает иск исключительно на Правилах организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила №808), из чего суд делает вывод, что Администрацией заявлены требования не искового характера, вытекающие из гражданских правоотношений (из заключенного между Администрацией города Ульяновска и ООО «Теплогенерирующая компания» Соглашения об исполнении схемы теплоснабжения города Ульяновска от 12.12.2019 №9), а исключительно из публичных правоотношений по организации теплоснабжения (в связи с наличием обстоятельств для лишения ООО «ТГК» статуса ЕТО), которые регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и принятыми во исполнение указанного Закона подзаконными актами, в том числе Правилами №808.

Согласно пункту 13 Правил N 808 организация может утратить статус единой теплоснабжающей организации в случае прекращения права собственности или владения имуществом, указанным в абзаце 2 пункта 7 данных правил, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14 Правил №808 лица, права и законные интересы которых нарушены по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 13 настоящих Правил, незамедлительно информируют об этом уполномоченные органы для принятия ими решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации.

Согласно части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Спор, согласно исковому заявлению и представленному Администрацией заявлению об уточнении исковых требований, возник между органом местного самоуправления и единой теплоснабжающей организацией - ООО «Теплогенерирующая компания» - в связи с переходом прав на котельную - обстоятельства, влекущего в силу п. 13 Правил №808 лишения статуса ЕТО.

Решение о присвоении статуса ЕТО является в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 составной частью (разделом) схемы теплоснабжения поселений, городских округов, городов федерального значения (далее - схемы теплоснабжения) – в рассматриваемом случае муниципального образования «город Ульяновск».

Утверждение схемы теплоснабжения, в том числе присвоение и лишение статуса ЕТО отнесено к компетенции (полномочиям):

а) с численностью населения 500 тыс. человек и более, а также городов федерального значения – федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (Министерство энергетики – Минэнерго России) в соответствии с п.11 ч.2 ст. 4 Закона о теплоснабжении, пп. 4.4.19 п.4 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 №400);

б) менее 500 тыс. человек – органом местного самоуправления (п.6 ч.1 ст.6 Закона о теплоснабжении). При этом органы государственной власти субъектов РФ согласно п.7.1 ч.2 ст. 5 названного Закона осуществляют мониторинг разработки и утверждения СТ таких поселений, городских округов.

Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, потребителями тепловой энергии при разработке, утверждении и актуализации схем теплоснабжения, регулируется Постановлением Правительства РФ от 03.11.2011 N 882 и отнесено к компетенции не суда, а Министерства энергетики РФ.

Следовательно, заявленные требования, связанные с возникновением обстоятельств для лишения ООО «ТГК» статуса ЕТО и, как следствие, изменения (актуализации) схемы теплоснабжения города, не подлежат рассмотрению в арбитражном суде Ульяновской области.

Право на обращение (уведомление) в уполномоченный орган (Минэнерго) при возникновении обстоятельств необходимости актуализации схем теплоснабжения (изменения статуса ЕТО) принадлежит в силу Правил №882 любой из сторон правоотношений по теплоснабжению (в том числе Администрации города как органу местного самоуправления).

Решение уполномоченного органа по результатам процедуры урегулирования разногласий может быть оспорено заинтересованным лицом в суде в общем порядке (с соблюдением правил о компетенции судов).

Суд также считает необходимым отметить, что вопросы применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении споров в сфере административных и иных публичных правоотношений урегулированы Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21.

В соответствии с п.9 указанного Постановления Пленума №21, Вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела, в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы гражданина или организации, определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения. Оформление искового заявления вместо административного искового заявления (заявления, подаваемого в порядке главы 24 АПК РФ) не влияет на определение вида судопроизводства (производства по делу).

При предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 КАС РФ, статья 198 АПК РФ).

К бездействию относится неисполнение (уклонение от исполнения) наделенными публичными полномочиями органом или лицом обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими его полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Бездействием, в частности, признается нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом или несообщение о принятом решении, уклонение от принятия решения при наступлении определенных законодательством событий, например событий, являющихся основанием для предоставления государственных или муниципальных услуг в упреждающем режиме (п.5 Постановления Пленума №21)

В уточненном исковом заявлении Администрация просит суд обязать ООО «ТГК» совершить действия (уведомить уполномоченный орган).

Однако на основании перечисленных процессуальных норм в арбитражный суд не могут предъявляться требования в порядке главы 24 АПК РФ к лицам, не наделенным публичными правомочиями (в данном случае – к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплогенерирующая компания» как коммерческой организации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 127.1 АПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.

С учетом вышеизложенного, суд отказывает в принятии заявления Администрации города Ульяновска об обязании ООО «Теплогенерирующая компания» уведомить федеральный орган исполнительной власти о возникновении указанных в абзацах третьем - пятом пункта 13 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», фактов, являющихся основанием для лишения организации статуса ЕТО (прекращения правасобственности или владения имуществом организации), в течение 3 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 статьи 127.1 АПК РФ отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в суд с такими заявлениями к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.

Администрацией города Ульяновска также заявлено ходатайство о принятии обеспечительной меры в виде возложения обязанности на ООО «Теплогенерирующая компания» исполнять функции ЕТО в целях обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей в системе теплоснабжения № 61 в соответствии со схемой теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск» до присвоения другой организации статуса ЕТО.

В связи с отказом в принятии искового заявления суд, руководствуясь положениями постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2023 N 15 "О некоторых вопросах принятия судами мер по обеспечению иска, обеспечительных мер и мер предварительной защиты", также отказывает в принятии обеспечительной меры.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 127.1, статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Рос­сийской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать в принятии к производству заявления Администрации города Ульяновска к ООО «Теплогенерирующая компания» с ходатайством о принятии обеспечительных мер.

Определение может быть обжаловано в течение одного месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Приложения: заявление на 4 л., приложения к заявлению на 39 л.

Судья Ю.А. Овсяникова