г.Ульяновск Дело № А72-15650/2019
02.12.2019
Резолютивная часть определения объявлена 26.11.2019.
В полном объеме определение изготовлено 02.12.2019.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.П.Крецкой,
рассмотрев заявление
Общества с ограниченной ответственностью "Горкомхоз" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 432045, <...>)
к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области
о признании незаконным решения, выраженного в письме от 18.09.2019 №0778, об оставлении без рассмотрения материалов для пересмотра положений производственной программы в области обращения с ТКО регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год, а также предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год,
об обязании ответчика рассмотреть материалы, направленные Заявителем письмом от 17.09.2019 №2025,
при участии в заседании:
от Заявителя – ФИО1, доверенность от 23.08.2019, диплом, паспорт, ФИО2, доверенность от 01.10.2019, диплом, паспорт,
от Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области – ФИО3, доверенность от 07.10.2019, диплом, удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Горкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в котором просит:
1. Признать незаконным решение Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в лице структурного подразделения - Департамента по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, выраженного в письме от 18.09.2019г. №0778, об оставлении без рассмотрения материалов для пересмотра положений производственной программы в области обращения с ТКО регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год, а так же предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год.
2. Обязать Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области рассмотреть материалы, направленные ООО «Горкомхоз» письмом от 17.09.2019г. № 2025, в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. N484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Участниками спорных правоотношений могут быть юридически лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, должностные лица, образования, не имеющие статуса юридического лица, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно ч.3 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч.1 и ч.2 указанной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к компетенции арбитражных судов.
Определяющим моментом отнесения того или иного дела к компетенции арбитражных судов является субъектный состав, а также предмет спора, экономический (предпринимательский) характер требования. Указанный вывод отвечает по смыслу разъяснениям по вопросу о подведомственности дел арбитражному суду, содержащееся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 года №11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса РФ».
В данном случае Заявителем оспаривается решение Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, в лице структурного подразделения - Департамента по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, выраженного в письме от 18.09.2019 №0778, об оставлении без рассмотрения материалов для пересмотра положений производственной программы в области обращения с ТКО регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год, а так же предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год.
Заявитель в пояснениях указал, что от результата рассмотрения материалов зависит размер тарифа на услугу, осуществляемую Обществом.
Указанные требования Заявителя сводятся по сути к пересмотру предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год.
Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области считает, что данный спор компетентен рассматривать суд общей юрисдикции. Цены в сфере твердых коммунальных отходов устанавливаются нормативным правовым актом. Из содержания заявления ООО «Горкомхоз» следует, что по своей сути его требования сводятся к проверке судом отдельных положений действующих нормативных правовых актов - приказа от 20.11.2018 № 06-206, приказа от 07.05.2019 № 06-88 на соответствие нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, - Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», постановлению Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами», постановлению Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 «Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов».
Суд считает, что в данном случае оспариваемое Заявителем решение административного органа не может быть рассмотрено без рассмотрения законности нормативных правовых актов, которые являются результатов таких действий (процедуры установления нормативов).
Однако, возможность обжалования нормативных правовых актов арбитражный суд АПК РФ не предусмотрена, за исключением оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, к которым данный спор относится.
Спор между ООО «Горкомхоз» и Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возник из правоотношений по установлению нормативов при осуществлении регулируемой деятельности, результатом которой является нормативный правовой акт, поэтому такой спор относится к компетенции суда общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, заявление возвращается заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 4 статьи 39 АПК РФ. Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу с 01 октября 2019 года.
Согласно ч.4 ст.39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
В силу ч.5 ст.39 АПК РФ по результатам рассмотрения арбитражным судом вопроса о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда или суда общей юрисдикции выносится определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня его вынесения. Жалоба на это определение рассматривается без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд. Дело и определение направляются в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по истечении срока, предусмотренного для обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы -после принятия постановления суда об оставлении жалобы без удовлетворения.
Согласно п.6 ст.39 АПК РФ дело, направленное из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд или из арбитражного суда в суд общей юрисдикции, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.
С учетом изложенного, настоящее дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Горкомхоз" к Министерству цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области о признании незаконным решения, выраженного в письме от 18.09.2019 №0778, об оставлении без рассмотрения материалов для пересмотра положений производственной программы в области обращения с ТКО регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год, а также предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Горкомхоз» на 2019 год, об обязании ответчика рассмотреть материалы, направленные Заявителем письмом от 17.09.2019 №2025, подлежит передаче в Ульяновский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Руководствуясь статьей 39, статьей 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать дело А72-15650/2019 в Ульяновский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение десяти дней в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья О.А. Лубянова