ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А72-19283/19 от 27.11.2020 АС Ульяновской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30.11.2020 Дело №А72-19283/2019

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения оглашена 27.11.2020

Полный текст решения изготовлен 30.11.2020

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.А. Леонтьева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багиной А.А., рассматривает в судебном заседании заявление ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" об уменьшении размера исполнительского сбора

по делу по заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, 432017, <...>,)

к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" (432017, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании обязательных платежей и санкций по налогам и сборам

заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель МОСА по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились (уведомлены), заявление без участия;

от ответчика (заявителя) – ФИО2, доверенность от 27.11.2019., диплом, паспорт;

от иных лиц- не явились (уведомлены).

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" в котором просит взыскать задолженность в размере 13 401 654,98 руб., страховых взносов в размере 13 163 075,77 руб., пени по страховым взносам в размере 238 579,21 руб.

Определением от 12.12.2019 исковое заявление принято к производству судьи Леонтьева Д.А.

Решением по делу от 23.01.2020 заявленные требования удовлетворены, суд взыскал с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН» в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ульяновской области задолженность по налогам и страховым взносам в размере 13 401 654,98 руб., в том числе задолженность по налогам и страховым взносам – 13 163 075,77руб., задолженность по пени – 238 579,21руб. Взыскал с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 (пятьсот) рублей.

10.03.2020 выдан исполнительный лист серии ФС № 031904234.

31.08.2020 через канцелярию Арбитражного суда Ульяновской области от ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" поступило заявление об уменьшении размера исполнительского сбора на одну четвертую часть от подлежащей взысканию суммы до суммы 703 586,88 руб.

Определением от 03.09.2020 суд принял заявление к производству.

Определением от 03.09.2020 суд привлек в качестве заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя МОСА по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1.

В судебном заседании 27.11.2020 от заявителя поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств, на заявленных требованиях настаивает.

Суд ходатайство удовлетворил.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает возможным удовлетворитьзаявление ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" об уменьшении размера исполнительского сбора.

При этом суд исходил из следующего.

Как усматривается из материалов дела, ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" является должником по исполнительному производству от 19.08.2020 № 41422/20/73017-ИП, возбуждённому основании исполнительного листа № ФС 031904234 от 10.03.2020, выданного на основании решения Арбитражного суда Ульяновской обл. от 23.01.2020 г. по делу № А72-19283/2019. Предметом исполнения указанного исполнительного листа являлась задолженность ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" в размере 13 401 654,98 руб. в пользу взыскателя Межрайонной ИФНС России № 8 по Ульяновской области.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.

В связи с неисполнением ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ГОСПИТАЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВОЙН" исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, было вынесено постановление от 19.08.2018 № 41422/20/73017-ИП о взыскании исполнительского сбора в размере 938 115,85 руб.

При подаче заявления об уменьшении размера исполнительного сбора заявитель пояснил следующее, что исполнение должником исполнительного документа было невозможно, так как все счета Госпиталя Ветеранов арестованы, что подтверждается Уведомлением о приостановлении операций, но расходованию бюджетных средств от 11.07.2018.

Так же заявитель сообщил, что Постановлением судебного пристава - исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО1 от 26.03.2020 № 16461/20/73017-ИП возбуждено исполнительное производство о взыскании в пользу Инспекции Федеральной Налоговой Службы по Ленинскому району г. Ульяновска в размере 13 121 317,12 руб., и при выделении дополнительных финансовых средств Министерством здравоохранения Ульяновской области оплата производится в счет погашения задолженности по исполнительному производству № 16461/20/73017- ИП. Сумма остатка задолженности по исполнительному производству № 16461/20/73017-ИП составляет 5 680 671,25 руб.

На основании п.6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, о снижении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Пунктом 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Конституционный Суд РФ в п.4 Постановления от 30.07.2001 года №13-П указал, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции РФ недопустимо.

На основании изложенного, руководствуясь статьей ст.112 Закона об исполнительном производстве, АПК РФ заявитель просит уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению от 19.08.2020 судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО1 на одну четверть до суммы 703 586 руб. 89 коп.

По мнению суда, взыскиваемый размер исполнительского сбора не соответствует характеру совершенного правонарушения исходя из следующего.

Согласно Уставу Госпиталя Ветеранов учредителем и собственником имущества Госпиталя Ветеранов является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области выполняет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Заявитель с целью оплаты задолженности по исполнительному производству №41422/20/73017-ИП в установленный срок обращался с письмами в адрес Министерства здравоохранения Ульяновской области с целью получения дополнительного финансирования, в том числе на оплату кредиторской задолженности перед налоговым органом.

Основные лицевые счета Госпиталя Ветеранов арестованы, должник находится в тяжелом материальном положении, что подтверждается Уведомлением о приостановлении операций по расходованию бюджетных средств от 11.07.2018 сводными данными об исполнении плана ФХД на 2020 год.

Согласно пункту 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.

После принятия Конституционным судом Российской Федерации Постановления от 30.07.2001 13-П, законодатель во исполнение указаний, изложенных в настоящем Постановлении, установил порядок, размер, основания для уменьшения размера исполнительского сбора, определив максимальный размер его уменьшения, что составляет на одну четверть от суммы, подлежащей взысканию.

Так, согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного законом.

Таким образом, характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение являются правовыми основаниями для уменьшения размера исполнительского сбора. Кроме того, в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указано, что судом могут быть учтены и иные существенные обстоятельства. Следовательно, суд наделен правом самостоятельно квалифицировать те или иные обстоятельства в качестве оснований уменьшения исполнительского сбора (при соблюдении указанных условий суд может снизить максимальный размер исполнительского сбора).

Оценив предоставленные доказательства и обстоятельства дела, суд, руководствуясь конституционными принципами справедливости наказания, его индивидуализации, дифференцированности и соразмерности, ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, приходит к выводу о том, что основания для взыскания исполнительского сбора в максимальном размере отсутствуют: этот размер не соответствует характеру совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя, его имущественному положению и возникшим обстоятельствам.

Суд, в рамках представленных ему Законом об исполнительном производстве полномочий, принимая во внимание вышеназванные обстоятельства, считает возможным удовлетворить требование заявителя ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн" и уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением от 19.08.2020 судебного пристава–исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области на одну четверть от подлежащей взысканию суммы, то есть до суммы 703 586 руб. 89 коп.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.А.Леонтьева, руководствуясь статьями 184-188, 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Ходатайство заявителя о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела удовлетворить.

Заявление об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава–исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области от 19.08.2020 на одну четверть до суммы 703 586 (семьсот три тысячи пятьсот восемьдесят шесть) руб. 89 коп.

Определение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в месячный срок.

Судья Д.А.Леонтьев