об отказе в обеспечительных мерах
г. Ульяновск
14.05.2019 Дело №А72-4642/2019
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) в размере 184900879,11 руб.,
по делу по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>, 433870, Ульяновская область, Новоспасский район, рабочий <...>)
к Министру природы и цикличной экономики Ульяновской области,
к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области,
к Правительству Ульяновской области
о признании действий Правительства Ульяновской области и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области об отказе в рассмотрении по существу письма Заявителя от 24.01.2019 незаконными;
об обязании Правительства Ульяновской области и Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области разработать и принять Постановление «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета Ульяновской области субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией объектов обработки, утилизации отходов, а также рассмотреть письма ООО "Симбирская экологическая компания" от 24.01.2019 в порядке, предусмотренном действующим законодательством и порядком предоставления субсидий;
без вызова сторон,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министру природы и цикличной экономики Ульяновской области, к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области, к Правительству Ульяновской области, в котором просит (с учетом уточнений, принятых определением от 25.04.2019):
1. Признать действия Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области об отказе в рассмотрении по существу письма ООО "Симбирская экологическая компания" от 23.01.2019 незаконными.
2. Обязать Правительство Ульяновской области разработать и принять Постановление "Об утверждении Порядка предоставления из областною бюджета Ульяновской области субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией объект обработки, утилизации отходов" в соответствии со ст. 78 БК РФ и Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 №887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
3. Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской облает рассмотреть письмо ООО "Симбирская экологическая компания" от 24.01.2019 в порядке, предусмотренном действующим законодательством и порядком предоставления субсидий.
4. Обязать Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской облает заключить с ООО "Симбирская экологическая компания" договор (соглашение) о предоставлении субсидий, в соответствии со ст.78 БК РФ и возместить Истцу произведенные затраты, связанные со строительством объекта обработки отходов в Новоспасском районе Ульяновской области.
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области требования не признает, представило в материалы дела отзыв, в котором указало следующее: «Обеспечение реализации Подпрограммы «Обращение с отходами производства и потребления» осуществляется путём конкурсных процедур, что исключает возможности прямого финансирования хозяйствующего субъекта, что видно из следующих нормативно правовых актов.
В соответствии с значимостью основных направлений государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды Российской Федерации на 2012 - 2020 годы» и Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2030 года была разработана Подпрограмма «Обращение с отходами производства и потребления» (далее - Подпрограмма) государственной программы Ульяновской области «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2021 годы», утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/415-П.
Государственным заказчиком данной подпрограммы (программы) является Министерство. Одной из целей и задач подпрограммы является обеспечение экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления. Источником финансового обеспечения реализации подпрограммы являются субсидии федерального бюджета РФ, бюджетные ассигнования областного бюджета Ульяновской области и внебюджетные источники финансирования.
Строительство объектов по обработке твердых коммунальных отходов будет осуществляться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с разделом 7 Подпрограммы реализация подпрограммы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями мероприятий государственной программы.
Отбор исполнителей мероприятий государственной программы (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
13.05.2019 Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) в размере 184900879,11 руб. Кроме того, Общество просило предоставить отсрочку уплаты государственной пошлины сроком на 12 месяцев.
Рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания", суд пришел к следующим выводам.
Согласно частям 1 и 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лиц, участвующих в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно статьи 92 АПК РФ заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. Ходатайство об обеспечении иска может быть изложено в исковом заявлении.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Кодекса. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 90 данного Кодекса, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
Согласно пункту 10 Постановления от 12.10.2006 № 55, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требований заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. Кроме того, рассматривая заявление о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.07.2003 № 11 в соответствии со статьями 90, 91 и 99 АПК РФ обеспечительные и предварительные обеспечительные меры (далее - обеспечительные меры) могут приниматься судом, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
По смыслу арбитражного процессуального законодательства основной целью принятия обеспечительных мер является укрепление гарантий реального исполнения решения.
Анализ указанных норм показывает, что заявление о принятии обеспечительных мер должно быть связано с предметом иска, обеспечивать его и исполнение судебного решения, а также препятствовать причинению существенного ущерба заявителю.
Оценка обоснованности применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела (статья 71 АПК РФ).
Заявитель мотивирует заявленные обеспечительные меры тем, что письмом Председателя Правительства Ульяновской области от 05.03.2018 №73-П-01/4989 исх. Правительство Ульяновской области взяло на себя обязательства в полной мере обеспечить реализацию мероприятий по созданию на территории Ульяновской области объектов обработки твердых коммунальных отходов по мероприятию "Создание объекта по обработке твердых коммунальных отходов в Новоспасском районе Ульяновской области" с общим объемом финансирования 184 900 879,11 рублей, из них за счет средств субсидий федерального бюджета - 151 618 721, 11 рублей, за счет средств областного бюджета - 33 282 158,29 рублей.
Данные денежные средства заложены в бюджете РФ (таблица 56 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 20121 годов") и бюджете Ульяновской области (приложение 7 Закона Ульяновской области "Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов") и на основании закона могут быть направлены, в том числе, на "Создание объекта по обработке твердых коммунальных отходов в Новоспасском районе Ульяновской области".
Заявитель считает, что заявленные обеспечительные меры непосредственно связаны с предметом иска, непринятие мер по обеспечению искового заявления может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в связи с направлением денежных средств на иные, не предусмотренные государственной программой Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 года" цели, в нарушение требований ст.24.5 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Оценив разумность и обоснованность требований заявителя о принятии обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия таких мер, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости принятия заявленных обеспечительных мер в связи с недоказанностью обстоятельств, свидетельствующих о том, что непринятие обеспечительных мер в заявленном виде может затруднить (сделать невозможным) в дальнейшем исполнение судебного акта по делу, привести к причинению заявителю значительного ущерба. Заявитель не представил суду доказательства, подтверждающие намерение применения бюджетной меры принуждения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность по доказыванию обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 90 АПК РФ, возложена на заявителя, который в силу пункта 5 части 2 статьи 92 АПК РФ должен обосновать причины обращения в арбитражный суд с заявлением об обеспечении иска конкретными обстоятельствами, свидетельствующими о необходимости принятия обеспечительных мер, а также представить доказательства, подтверждающие его доводы.
В нарушение указанных норм Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что непринятие данной меры приведет к причинению ему значительного ущерба. Заявитель не представил надлежащих, неоспоримых доказательств существования реальной угрозы невозможности исполнения решения суда.
Оценка обоснованности применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела (статья 71 АПК РФ).
Учитывая исключительный характер обеспечительных мер, их принятие возможно, только при условии предоставления бесспорных доказательств необходимости обеспечения иска. Основания применения обеспечительных мер по ходатайству заинтересованного лица должны устанавливаться судом в каждом конкретном деле на основании представленных заявителем документов, обосновывающих его ходатайство.
Исходя из отсутствия доказательств, обосновывающих и подтверждающих наличие хотя бы одного из оснований, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении ходатайства заявителя о принятии обеспечительной меры.
При подаче заявления Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" заявило ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете.
Суд считает возможным на основании ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворить заявленное ходатайство.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 90-99, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Ходатайство Общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" об отсрочке уплаты государственной пошлины удовлетворить.
Предоставить Обществу с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" отсрочку уплаты государственной пошлины в размере 3000 рублей на срок не превышающий шести месяцев.
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства (в том числе денежные средства, которые будут поступать на банковский счет) в размере 184900879,11 руб. оставить без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано путем подачи апелляционной и кассационной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области в месячный срок.
Судья О.А. Лубянова