ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А72-5847/19 от 14.06.2019 АС Ульяновской области

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ

г.Ульяновск

19 июня 2019 года                                                              Дело № А72-5847/2019

Резолютивная часть определения объявлена 14.06.2019.

Определение в полном объеме изготовлено 19.06.2019.

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Е. Вирясовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью производственная фирма «Инзенский деревообрабатывающий завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Инза Инзенского района Ульяновской области,

к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск;

об отмене решения, оформленного протоколом №1 от 23.01.2019, зачете денежных средств,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 01.01.2019 №48, паспорт;                         ФИО2, доверенность от 01.01.2019 №38, паспорт; ФИО3, доверенность от 01.01.2019 №30, паспорт;

от ответчика – ФИО4, доверенность от 09.01.2019 №3, паспорт;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью производственная фирма «Инзенский деревообрабатывающий завод» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее – Министерство, ответчик) с заявлением о  признании незаконным и отмене протокола №1 от 23.01.2019.

16.05.2019 суд удовлеторил ходатайство Общества об уточнении требований, в связи с чем, заявитель просит:

-отменить решение, выраженное в протоколе Министерства от 23.01.2019;

-обязать ответчика зачесть затраты Общества в сумме 347 703 000 руб. в счет реализации приоритетного инвестиционного проекта «Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств в Ульяновской области».

Общество требования поддерживает.

Ответчик требования не признает по основаниям, изложенным в отзыве, в том числе, указывает, что характер спора имеет гражданско-правовой характер, поскольку заявлено требование о зачетезатрат Общества в сумме 347 703 000 руб. в счет реализации приоритетного инвестиционного проекта, при этом Общество не направляло в адрес Министерства претензию.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В силу статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав.

 Как следует из материалов дела, Приказом Минпромторга России от 08.04.2016 № 1081, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 №419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", инвестиционный проект ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" (Ульяновская область) "Модернизация действующего производства и создание новых лесоперерабатывающих производств ООО ПФ "Инзенский ДОЗ" в Ульяновской области" был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

 23.01.2019 состоялось заседание комиссии Министерства по вопросу рассмотрения отчета Общества об исполнении поквартального графика реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов - за 4 квартал 2018 года.

 По итогам заседания комиссии был составлен протокол (т. 1, л.д.82-86), который содержит решение комиссии:

 1. Принять общий объем инвестиций Общества в проект в рамках выполнения  принятых инвестором обязательств по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в соответствии с концепцией проекта, поэтапным планом реализации проекта (раздел 4 концепции «Поэтапный план реализации проекта (таблица 46 «Поэтапный график реализации проекта») и приложением 3 к распоряжению заинтересованного органа от 09.03.2016 №256, произведенных за период с 2016 года по состоянию на 01.01.2019, равным 77,153 млн. руб., в том числе объем инвестиций, произведенных в 4 квартале 2018 года, равным 0,519 млн. руб. Принять, соответственно, что отставание по объему привлечения инвестиций в проект на 01.01.2019 составляет 268, 604 млн. руб.

 2. Инвестору проекта подготовить финансово-экономическое обоснование по отклонениям хода реализации проекта от концепции проекта, и представить необходимую документацию по проекту в Минпромторг России в целях получения от него заключения о возможности зачтения в рамках исполнения предписания заинтересованного органа затрат Общества по приобретению оборудования и выполнению работ по состоянию на 01.01.2019 в общей сумме 347, 2 млн. руб., в которые инвестором включаются затраты на сумму 69,5 млн. руб., произведенные ранее начала реализации проекта – в 2015 году, а также затраты на общую сумму 200, 5 млн. руб. на приобретение транспорта и оборудования, не соответствующих обязательствам Общества, предусмотренным концепцией проекта и распоряжением заинтересованного органа от 09.03.2016 №256.

 Протокол подписан председателем, 6-ю членами комиссии и секретарем.

 Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

 В силу п.17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее – Постановление №419) (документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 № 190, вступившего в силу 28.02.2018), инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации инвестиционного проекта.

 Заинтересованный орган (в рассматриваемом случае – ответчик по делу) рассматривает отчет о ходе реализации инвестиционного проекта и представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства доклад о результатах его реализации.

 Согласно п.18 Постановления №419, контроль за ходом реализации инвестиционного проекта осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).

 Заинтересованный орган представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации данные о проверке хода реализации инвестиционного проекта с учетом поэтапного плана его реализации, в том числе о ходе создания (завершения) и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.

В силу п.19 Постановления №419, в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.

Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

В случае непредставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации копии указанного предписания Министерство промышленности и торговли Российской Федерации вправе направить инвестору собственное предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения.

Копия этого предписания направляется в заинтересованный орган субъекта Российской Федерации.

Отчет о выполнении данного Министерством промышленности и торговли Российской Федерации предписания инвестор направляет в заинтересованный орган.

В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

В случае если в течение 30 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации не поступило заявление заинтересованного органа об исключении инвестиционного проекта из перечня либо заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации направляет в адрес заинтересованного органа уведомление о намерении исключить инвестиционный проект из перечня.

В случае если в течение 14 дней с момента направления Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомления заинтересованным органом не представлена информация об устранении нарушений в указанный в предписании срок, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации принимает решение об исключении инвестиционного проекта из перечня и направляет его копию заинтересованному органу для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

Данное решение может быть оспорено инвестором в судебном порядке.

Аналогичные нормы содержатся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №190).

В силу п.26 Постановления №190, инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, и справку о ходе реализации инвестиционного проекта.

Заинтересованный орган рассматривает отчет об исполнении поквартального графика и не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет доклад об исполнении поквартального графика и выполнении обязательств с приложением отчета об исполнении поквартального графика и справки о ходе реализации инвестиционного проекта, представленных в заинтересованный орган инвестором, в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Согласно п.27 Постановления №190, объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поквартальным графиком.

Контроль за исполнением поквартального графика осуществляется заинтересованным органом.

Заинтересованный орган осуществляет выездные проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных не реже одного раза в 6 месяцев с представлением в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации акта проверки.

Таким образом, результат проверки исполнения инвестором поквартального графика и достоверности отчетных данных оформляется заинтересованным лицом актом контрольного органа, который не является ненормативным правовым актом, подлежащим оспариванию в арбитражном суде в рамках главы 24 АПК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 29, статье 198 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 разъяснено, что предметом рассмотрения в суде являются заявления об обжаловании ненормативных правовых актов, которые одновременно как не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, так и нарушают указанным актом права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц.

При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.

Между тем оспариваемый документ от 23.01.2019 является промежуточным документом, носит информационный характер о результатах квартальной проверки и не отвечает перечисленным выше признакам ненормативного правового акта, а значит, не может быть оспорен в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Как пояснил суду представитель ответчика, протокол от 23.01.2019 является внутренним рабочим документом Министерства, решение носит информационный, рекомендательный характер.

Решение, оформленное протоколом от 23.01.2019, не устанавливает и не прекращает субъективных прав Общества, а является документом, свидетельствующим о комиссионном рассмотрении отчета за 4 квартал 2018 года.

Оспариваемое заявителем решение комиссии не является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня, для принятия решения о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков.

Согласно пояснениям ответчика, нормам вышеназванных Постановлений Правительства РФ №419, 190, решениями органа государственной власти, которые порождают правовые последствия для Общества и могут повлечь нарушение его прав и свобод (создавать препятствия к их осуществлению), являются решения об исключении инвестиционного проекта из перечня, о расторжении договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, предписания, неисполнение которых является основанием для исключения инвестиционного проекта из перечня, но не решение, оформленное протоколом от 23.01.2019, которое, соответственно, не может быть признано незаконным в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ, т.к. не является ненормативным правовым актом.

Суд отклоняет вышеприведенные доводы ответчика о гражданско-правовом характере спора, поскольку считает, что требование о зачетезатрат в сумме 347 703 000 руб. было заявлено Обществом как способ устранения нарушенных прав в порядке ст.201 АПК РФ (при этом выбор способа устранения нарушенных прав принадлежит суду).

Суд считает, что производство по делу по заявлению Общества подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с  неподведомственностью спора арбитражному суду.

Следует возвратить заявителю по справке из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб. 00 коп.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 104, 184, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                             ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу прекратить.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью Производственная фирма «Инзенский деревообрабатывающий завод» по справке из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                           М.А.Семенова