ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
«24» февраля 2022 года Дело № А72-6646-54/2019
Резолютивная часть определения объявлена 22.02.2022 г.
Полный текст определения изготовлен 24.02.2022 г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ибетуллова И.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Байбулатовой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительным решения собрания кредиторов
по делу по заявлению
ФИО1 и Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства»
к обществу с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 432026 <...>)
о признании несостоятельным (банкротом)
заинтересованные лица:
- Администрация г. Ульяновска
- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области;
- Ульяновский Областной фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства
при участии в судебном заседании до и после перерыва:
от лиц, участвующих в деле, – не явились, извещены;
установил:
25.04.2019 в Арбитражный суд Ульяновской области посредством почтового отправления поступило заявление ФИО1 о признании общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1» несостоятельным (банкротом), назначении временным управляющим ФИО2 -члена Союза «УрСО АУ», включении в третью очередь реестра требований кредиторов требования в размере 1 563 838 руб. 94 коп.
Определением суда от 07.05.2019 заявление было оставлено без движения.
Определением суда от 23.05.2019 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечена Публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства».
Определением суда от 10.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица, привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Определением суда от 09.12.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ульяновский областной Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства.
16.12.2019 в Арбитражный суд Ульяновской области посредством web-сервиса «Мой Арбитр» поступило заявление Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства», в котором заявитель просит:
- Принять к производству заявление Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» о признании несостоятельным (банкротом) ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КПД-1» и назначить судебное заседание по рассмотрению его обоснованности в приоритетном порядке по отношению к заявлениям иных кредиторов, судебные заседания по рассмотрению обоснованности заявлений иных кредиторов отложить.
- Применить при рассмотрении дела № А72-6646/2019 о несостоятельности (банкротстве) ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КПД-1» правила параграфа 7 главы IX Закона о банкротстве.
- Признать ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КПД-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении застройщика процедуру конкурсного производства сроком на 1 (один) год.
- Утвердить конкурсным управляющим ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КПД-1» арбитражного управляющего ФИО3 (ИНН <***>, зарегистрирован в сводном государственном реестре арбитражных управляющих № 4433), члена Союза арбитражных управляющих «Авангард» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 105062, <...>, пом. I, комн. 8,9,10), соответствующего требованиям статей 20, 20.2, 201.1 Закона о банкротстве и аккредитованного Фондом.
- Взыскать с ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ КПД-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по оплате госпошлины в размере 6000 рублей.
Определением от 17.12.2019 заявление Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства» принято к производству для его рассмотрения с применением правил параграфа 7 главы IX (банкротство застройщиков) Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», назначено судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом для совместного рассмотрения с заявлением ФИО1.
Решением от 27.01.2020 (резолютивная часть от 22.01.2020) общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1» (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом); применены правила §7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; в отношении общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1» открыта процедура конкурсного производства сроком на 1 год; требование ФИО1 признано обоснованным и включено в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1»; конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом КПД-1» утвержден арбитражный управляющий ФИО3, член саморегулируемой организации Союз арбитражных управляющих «Авангард» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 105062, <...>, пом. I, комн. 8,9,10).
Сведения о признании должника банкротом опубликованы в газете «КоммерсантЪ» №23 от 08.02.2020.
27.12.2021 в Арбитражный суд Ульяновской области посредством интернет-системы «Мой Арбитр» поступило заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительным решения собрания кредиторов от 06.12.2021.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 29.12.2021 заявление оставлено без движения.
Определением суда от 18.01.2022 заявление принято к производству, привлечены в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновский Областной фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства, Администрация города Ульяновска.
Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
16.02.2022 посредством сервиса «Мой Арбитр» от ФНС поступили письменные пояснения, от конкурсного управляющего поступили возражения.
В судебном заседании 16.02.2022 был объявлен перерыв до 22.02.2022. После перерыва судебное заседание продолжено.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в рассмотрении дела и надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 60 Закона о банкротстве установлено, что заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. По результатам рассмотрения указанных заявлений, ходатайств и жалоб арбитражный суд выносит определение. Данное определение может быть обжаловано в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В порядке и в сроки, которые установлены пунктом 1 настоящей статьи, рассматриваются жалобы гражданина, представителя учредителей (участников) должника, представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия, иных лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве, на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие права и (или) законные интересы гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве (ч. 3 ст. 60 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о банкротстве в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Из положений пункта 4 статьи 15 Закона о банкротстве следует, что признание решения собрания кредиторов недействительным возможно только в двух случаях: если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц или если решение собрания кредиторов принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов.
Исключительная компетенция собрания кредиторов должника регламентирована в пункте 2 статьи 12 Закона о банкротстве.
Вопросы, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к исключительной компетенции собрания кредиторов, не могут быть переданы для решения иным лицам или органам.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статей 67, 68, 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела, на сайте ЕФРСБ конкурсным управляющим ООО «ТД «КПД-1» ФИО3 опубликовано сообщение №7716636 от 22.11.2021, содержащее уведомление о проведении собрания кредиторов ООО «ТД «КПД-1» в очной форме, которое состоится 06.12.2021 года в 13-30 часов по адресу: <...> (1 этаж, офис ЗАО «Строительная корпорация») со следующей повесткой дня:
1. Рассмотрение отчета о деятельности конкурсного управляющего и отчета об использовании денежных средств должника.
2. Принятие решения о безвозмездной передаче в собственность муниципальному образованию «город Ульяновск» имущество должника – ООО «ТД КПД-1».
Согласно протоколу собрания от 06.12.2021, на собрании присутствовали представители 3 участников (Ульяновского областного фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства, ООО «КПД-1» и УФНС России по Ульяновской области) с общим количеством голосов 58,76% от общего числа требований конкурсных кредиторов, а также представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области без права голоса.
Голосование по первому вопросу повестки не проводилось, решение по нему не принималось.
По итогам голосования по второму вопросу повестки собрания принято следующее решение:
Передать в безвозмездное пользование в собственность муниципальному образованию «город Ульяновск» имущество должника – ООО «ТД КПД-1», а именно: здание котельной, назначение: нежилое, 1-этажное, общая площадь 265кв.м., кад. № 73:24:040303:2198, расположено по адресу: <...> (год постройки 2014, ИНВ № 00-000002); Право аренды земельного участка общ. пл. 2157 кв.м., кадастровый № 73:24:040303:3879, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты социального и коммунально-бытового назначения, расположенный по адресу: <...>, для использования: под зданием котельной, согласно договора аренды земельного участка №24-4-834 от 23.09.2015; Труба дымовая 4 ствола (2013 г.п. ИНВ № 00-000007); Газопровод котельной (2013 г.п. ИНВ № 00-000003); Газопровод внутренний (2013 г.п. ИНВ № 00-000009); Ограждения металлические (2013 г.п.); Ворота металлические (2013 г.п.); Котел ТТ 100-1000 (2013 г. вып., ИНВ № 00-000006) 1 шт.; Котел ТТ 100-3500 (2013 г. вып., ИНВ № 00-000004) 1 шт.; Котел ТТ 100-3500 (г. вып. 2013, ИНВ № 00-000005) 1 шт.; Система питания котлов: Горелка газовая 600-4500 кВт R512 Unigas (2012 г. вып.) 1 шт., Горелка газовая 600-4500 кВт R512 Unigas (2011 г.вып.) 1 шт., Горелка газовая 600-1650 кВт R71 Unigas (2011 г. вып.) 1 шт., Теплообменник пластинчатый системы отопления NT150LHV/CD-10/87 (2012 г. вып.) 2 шт., Теплообменник пластинчатый системы ГВС 100THV/CDL-10/41 (2012 г. вып.) 2 шт., Установка умягчения воды TS 91-08 (2013 г. вып.) 1 шт., Бак расширительный Zilmet Cal-Pro V=400л (2012 г. вып.) 2 шт., Бак расширительный Zilmet Cal-Pro V=150л (2012 г. вып.) 1 шт., Насос контура котла ТР 125-130/4 (2012 г. вып.) 3 шт., Сетевой насос системы теплоснабжения ТР 80-340/4 (2012 г. вып.) 2 шт., Повысительный насос CR 45-4 (2012 г. вып.) 2 шт., Циркуляционный насос системы Гвс ТР 40-240/2 (2012 г. вып.) 2 шт., Подпиточный насос CR 1-13 (2012 г. вып.) 2 шт., Преобразователь расхода эл. маг. Ду 100 ПРЭМ -100 D 13 (2013 г. вып.) 5 шт., Преобразователь расхода эл. маг. Ду 65ПРЭМ -65 D (2013 г. вып.) 1 шт., Преобразователь расхода эл. маг. Ду 20 ПРЭМ -20 D 13 (2013 г. вып.) 1 шт., Привод эл. ESBE 230B (2013 г. вып.) 2 шт., Клапан запорный газовый электромаг. Madas dy 150 (2013 г. вып.) 1 шт., Шкаф котельной автоматики (2013 г. вып.) 1 шт., Шкаф учета в сборе с ВКТ5 (2013 г. вып.) 1 шт., Электронное устройство Anti Ca d (2013 г. вып.) 1 шт., Трехходовой клапан Dy 150 ESBE 3F (2013 г. вып.) 1 шт., Трехходовой клапан Dy 125 ESBE 3F (2013 г. вып.) 1 шт., Регулятор давления Ду 125 (2013 г. вып.) 1 шт., Измерительный комплекс счетчик СГ 16МП Ду 150 с кор. ЕК 270 125 (2013 г. вып.) 1 шт., GSM - модем CINTERION M C55 (2013 г. вып.) 1 шт., Блок аварийной сигнализации «Карат» (2013 г. вып.) 1 шт., Светозвуковой извещатель Призма 200 (2013 г. вып.) 1 шт., Блок бесперебойного питания (2013 г. вып.) 1 шт., Блок передачи аварийного сигнала по GSM Гранит 2А (2013 г. вып.) 1 шт., Аппарат сотовой связи Master MK303 (2013 г. вып.)1шт., Сигнализатор загазованности SELTRON CH (2013 г. вып.) 1 шт., Сигнализатор загазованности SELTRON CO (2013 г. вып.) 1 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 200 Tecofi CO (2013 г. вып.) 12 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 150 Tecofi (2013 г. вып.) 12 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 125 Tecofi (2013 г. вып.) 9 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 100 Tecofi (2013 г. вып.) 3 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 80 Tecofi (2013 г. вып.) 10 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 65 Tecofi (2013 г. вып.) 2 шт., Затвор дисковый поворотный Dy 40 Tecofi Tecofi (2013 г. вып.) 4 шт., Клапан обратный межфланцевый Dy 125 Tecofi (2013 г. вып.) 3 шт., Клапан обратный межфланцевый Dy 80 Tecofi (2013 г. вып.) 4 шт., Клапан обратный межфланцевый Dy 40 Tecofi (2013 г. вып.) 2 шт., Фильтр Dendor Dy 150 (2013 г. вып.) 4 шт., Фильтр Dendor Dy 125 (2013 г. вып.) 3 шт., Фильтр Dendor Dy 65 (2013 г. вып.) 1 шт., Фильтр Tecofi Dy 40 (2013 г. вып.) 2 шт., Клапан предохранительный Ду 80 (2013 г. вып.) 1 шт., Клапан предохранительный Ду 50 (2013 г. вып.) 6 шт., Регулятор давления Ду 25 (2013 г. вып.) 2 шт., Автоматический воздухоотделитель ICMA (2013 г. вып.) 2 шт., Кран шаровый Ру 1,6М Па Ду 50 (2013 г. вып.) 3 шт., Фильтр газовый ФГ-150 (2013 г. вып.) 1 шт., Счетчик водяной ВСХН Dy 65 (2013 г. вып.) 1 шт., Счетчик водяной ВСХН Dy 25 (2013 г. вып.) 1 шт.
Трубопровод отопления ППМ 200-45, трубопровод ГВС ППМ 150-49, ППМ 100-36, месторасположение: От котельной (<...>) до УТ1-7 м; от УТ1 до УТ2 - 78,95 м; Трубопровод отопления ППМ 125-36, трубопровод ГВС ППМ 100-36, ППМ 80-45,5 месторасположение: От УТ2 до ввода в жилой дом №75 по ул. Панорамная, г. Ульяновск - 32,96 м; Трубопровод отопления ППМ 150-49, трубопровод ГВС ППМ 125-36, ППМ 100-36, месторасположение: от УТ2 до УТ3 - 148,92 м; Трубопровод отопления ППМ 100-36, трубопровод ГВС ППМ 80-45,5, ППМ 65-37, месторасположение: от УТ3 до ввода в жилой дом №77 по ул. Панорамная, г. Ульяновск - 13 м; Трубопровод отопления ППМ 150-49, трубопровод ГВС ППМ 100-36, ППМ 80-45,5, месторасположение: От УТ3 до УТ4 - 32,41 м; Трубопровод отопления ППМ 100-36, трубопровод ГВС ППМ 80-45,5, ППМ 65-37, месторасположение: От УТ4 до ввода в жилой дом №79 по ул. Панорамная, г. Ульяновск - 57,28м.
За принятие данное решения проголосовали кредиторы с 96,37 % голосов (Ульяновский областной фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства и ООО «КПД-1»), против – 3,63% (УФНС России по Ульяновской области).
Иные вопросы на собрании кредиторов не обсуждались.
Результаты собрания кредиторов от 06.12.2021 опубликованы на сайте ЕФРСБ сообщением № 7818124 от 09.12.2021.
Оспаривая результаты данного собрания по второму вопросу повестки дня, уполномоченный орган указывает на неправомерность безвозмездной передачи имущества должника муниципальному образованию без какой-либо соразмерной компенсации со стороны последнего. Свою позицию заявитель обосновывает ссылками на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.11.2019 №3(2019) и Постановление Конституционного суда РФ от 16.05.2000 №8-П.
Возражая против требований уполномоченного органа, конкурсный управляющий указывает, что спорное имущество не было реализовано в ходе нескольких торгов, является социально значимым, Администрация города Ульяновска выразила готовность принять данное имущество в муниципальную казну при наличии соответствующего решения собрания кредиторов.
Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего.
Из содержания рассматриваемого заявления следует, что уполномоченный орган не соглашается именно с безвозмездностью передачи в муниципальную казну имущества должника, не оспаривая как социально-значимый характер данного имущества, так и саму возможность его передачи публично-правовому образованию.
Заявитель также не указывает на нарушения процедуры проведения собрания кредиторов и подведения его итогов. Судом такие нарушения также не выявлены.
С учетом содержания рассматриваемого заявления и доводов участников спора суд приходит к выводу о том, что в данном случае между ФНС, конкурсным управляющим и иными кредиторами фактически возникли разногласия по вопросу возмездности передачи в муниципальную казну г.Ульяновска социально-значимого имущества должника, в связи с чем настоящий спор подлежит рассмотрению судом по правилам разрешения разногласий в порядке п. 1 ст. 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Судом установлено, что спорное имущество состоит из здания котельной, расположенной по адресу: <...> права аренды земельного участка, на котором расположена эта котельная, а также технологически связанные с ней теплофикационное оборудование и трубопроводы отопления и горячего водоснабжения.
В материалы обособленного спора №А72-6646-52/2019 Администрацией г.Ульяновска были представлены пояснения, согласно которым спорная котельная снабжает горячим водоснабжением и отоплением многоквартирные дома по адресам: <...>.
Данная котельная учтена в Схеме теплоснабжения города Ульяновска (http://ulmeria.ru/ru/content/2029-2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, а также иное предусмотренное Законом о банкротстве имущество (пункт 2 статьи 131 Закона о банкротстве).
В силу положений пункта 6 статьи 129 Закона о банкротстве под социально значимыми объектами понимаются, в том числе, объекты, водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения.
Таким образом, спорное имущество должника действительно является социально значимыми объектами, обеспечивающими снабжение коммунальными ресурсами населения города Ульяновска, что подлежит учету при проведении процедур банкротства в отношении организаций, обладающих таким имуществом.
Однако в силу изложенных норм оно составляет имущественную массу должника, за счет которой могут быть удовлетворены требования кредиторов предприятия-банкрота.
Защита публичных прав и законных интересов неопределенного круга лиц в ситуации нахождения социально значимых объектов в конкурсной массе осуществляется в установленном Законом о банкротстве порядке.
Отчуждение таких объектов в силу прямого указания пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве происходит в особом порядке - в форме конкурса - с возложением на покупателя обязанности надлежащим образом содержать и использовать названные объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законодательством Российской Федерации обязательства.
Гарантиями сохранения режима целевого использования объектов коммунальной инфраструктуры являются закрепленная в пунктах 4.1 и 4.2 статьи 132 Закона о банкротстве обязанность покупателя заключить с органом местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 статьи 132 Закона о банкротстве, и предусмотренные пунктом 4.2 статьи 132 этого Закона последствия нарушения данного соглашения в виде расторжения в судебном порядке договора купли-продажи по иску органа местного самоуправления и передачи объектов в собственность муниципального образования с выплатой им денежной компенсации покупателю.
Согласно пункту 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве в случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Приведенное правовое регулирование обусловлено необходимостью обеспечения жизненных потребностей населения в коммунальных услугах.
При этом законодательством о банкротстве предусмотрен особый механизм поступления социально значимого имущества в муниципальную собственность.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", следует, что согласно пункту 6 статьи 132 Закона передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 этой статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения суда в сроки, предусмотренные таким определением. Судам при применении данной нормы следует учитывать, что указанное определение принимается только при наличии разногласий между конкурсным управляющим и муниципальным образованием (собственником жилищного фонда) или при отказе последних принять упомянутое имущество. В отсутствие же таких разногласий для его передачи определение суда не требуется.
Таким образом, в силу приведенных положений Закона о банкротстве на органе местного самоуправления лежит обязанность принять нереализованное в ходе конкурсного производства имущество должника.
Законом о банкротстве предусмотрено основание приобретения социально значимого имущества в муниципальную собственность на возмездной основе в случае существенного нарушения или неисполнения покупателем условий соглашения, предусмотренного абзацем вторым пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве. В таком случае договор купли-продажи подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления; в этом случае такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2018 N 1117-О).
В иных случаях приобретение имущества в муниципальную собственность имущества должника должно соответствовать требованиям Закона о контрактной системе.
Как следует из материалов дела, 26.02.2021 и 16.04.2021 были проведены открытые аукционы с открытой формой представления предложения о цене по продаже вышеуказанного социально-значимого имущества должника.
Торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
15.06.2021 были проведены торги в виде открытого публичного предложения, по продаже вышеуказанного социально-значимого имущества должника.
Торги также признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
04.10.2021 были проведены торги в виде открытого публичного предложения по продаже части имущества, входящего в состав социально-значимого, кроме трубопроводов отопления и ГВС.
Торги были признаны состоявшимися, победителем торгов признано ООО «РСУ», предложившее цену 2 106 000 руб.
12.10.2021 были проведены торги в виде открытого публичного предложения по продаже оставшейся части имущества – трубопроводов отопления и ГВС.
Торги признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок.
Из материалов настоящего спора, а также спора №А72-6646-52/2019 следует, что ООО «РСУ» отказалось от здания котельной, ввиду отсутствия намерения использовать его для подачи коммунальных ресурсов населению, тогда как данная обязанность является обязательным условием для приобретения социально-значимых объектов.
Таким образом, указанное выше имущество (здание котельной и трубопроводы) по результатам проведенных торгов не было реализовано.
Из материалов дела также следует, что 22.11.2021 от Главы города Ульяновска в адрес конкурсного управляющего поступило обращение с просьбой провести собрание кредиторов и рассмотреть вопрос о безвозмездной передаче здания котельной и трубопроводов, с учетом социальной значимости котельной и в целях недопущения нарушения прав граждан и обеспечения бесперебойного водоснабжения населению.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае судом не установлено условий для приобретения социально-значимого имущества в муниципальную собственность на возмездной основе.
Как уже было указано, на собрании кредиторов 06.12.2021 большинством голосов принято решение передать социально-значимые объекты должника в собственность муниципального образования, что фактически направлено на прекращение данного вида деятельности должника.
В соответствии с пунктом 6 статьи 129 Закона о банкротстве собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан. Конкурсный управляющий обязан прекратить производство должником товаров (выполнение работ, оказание услуг) на основании решения собрания кредиторов о прекращении хозяйственной деятельности должника в течение трех месяцев с даты принятия такого решения.
Таким образом, собрание кредиторов 06.12.2021, приняв соответствующее решение, не вышло за пределы своей компетенции.
Ссылки уполномоченного органа на Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 27.11.2019 №3(2019) и Постановление Конституционного суда РФ от 16.05.2000 №8-П применительно к рассматриваемому случаю суд считает несостоятельными исходя из следующего.
Правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 N 8-П, на которые ссылается заявитель, касается проверки конституционности статьи 104 ранее действовавшего Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который учитывал объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, в составе имущества должника, не включаемого в конкурсную массу (соответственно, не могущего быть предметом торгов).
Данный спор рассматривался исходя из предположения, что спорное имущество изымается в муниципальную собственность в силу запрета на приватизацию объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, установленного в частности статьей 9 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" без сохранения права хозяйственного ведения с выплатой должнику справедливой компенсации в интересах его кредиторов.
Вместе с тем, в данном случае должник муниципальным предприятием (владеющим муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения и ограниченным в продаже такого имущества в частную собственность в силу запрета на приватизацию) не является.
Согласно пункту 4.1 статьи 132 Закона о банкротстве в случае, если объекты коммунальной инфраструктуры не проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 Закона о банкротстве, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.
Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы (пункт 5 статьи 132 Закона о банкротстве).
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением - пункт 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
Аналогичные выводы относительно оценки схожих обстоятельств дела содержатся в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.11.2021 N Ф04-6758/2021 по делу N А45-25793/2014, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2021 N Ф04-4197/2019 по делу N А27-27208/2016.
С учетом изложенного суд признает ошибочной позицию уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу, в связи с чем оставляет его заявление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 15 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области оставить без удовлетворения.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Судья И.Р.Ибетуллов