ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А72-7159-4/2021 от 10.02.2022 АС Ульяновской области

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ульяновск

«11» февраля 2022 года Дело № А72-7159-4/2021

Резолютивная часть определения объявлена 10.02.2022 г.

Полный текст определения изготовлен 11.02.2022г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ибетуллова И.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Байбулатовой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего об обязании бывшего руководителя должника передать документы (имущество) арбитражному управляющему

по делу по заявлению

ИП ФИО1 (ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Сайбер» (ИНН <***>)

о признании несостоятельным (банкротом)

заинтересованное лицо:

– ФИО2

при участии в судебном заседании:

от лиц, участвующих в деле – не явились (извещены).

УСТАНОВИЛ:

31.05.2021 индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – должник) посредством интернет-системы «Мой Арбитр» обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью «Сайбер» несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника; введении в отношении должника процедуры конкурсного производства; включении в реестр требований должника с суммой 482 605,82 руб. в составе третьей очереди; утверждении арбитражного управляющего должника из числа членов САУ "СРО "ДЕЛО" - Союз арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "ДЕЛО" (105082, <...>).

Определением суда от 07.06.2021 заявление было оставлено без движения.

Определением суда от 19.07.2021 срок оставления заявления без движения продлен.

Определением суда от 24.08.2021 заявление принято к производству.

Решением от 28.10.2021 (резолютивная часть объявлена 21.10.2021) суд РЕШИЛ:

«Признать Общество с ограниченной ответственностью «Сайбер» несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.

Открыть в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сайбер» конкурсное производство сроком на 5 месяцев.

Включить индивидуального предпринимателя ФИО1 в третью очередь реестра требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью «Сайбер» с суммой 482 605 руб. 82 коп., из которых: 470 201 руб. 82 коп. – основной долг, 12 404 руб. 00 коп. – госпошлина.

Утвердить конкурсным управляющим ООО «Сайбер» арбитражного управляющего ФИО3, члена Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "ДЕЛО" (ИНН <***>, адрес: 141980, <...>)».

Сведения о введении процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ» № 199 от 30.10.2021.

10.01.2022 от конкурсного управляющего ООО «Сайбер» ФИО3 посредством web-сервиса «Мой Арбитр» поступило ходатайство, в котором заявитель просит обязать бывшего руководителя ООО «САЙБЕР» Р.Е. Безродного предоставить конкурсному управляющему ООО «САЙБЕР» - ФИО3 запрашиваемые сведения:

1. Печати и штампы;

2. Учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями с соответствующими отметками органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

3. Свидетельства о государственной регистрации, о присвоении ОГРН;

4. Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет;

5. Информационное письмо органа государственной статистики о присвоении кодов по общероссийским классификаторам;

6. Протоколы, решения и другие акты органов управления, участников (учредителей) и сведения об аффилированных лицах за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно;

7. Сведения о выданных доверенностях за 3 года;

8. Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;

9. Сведения о наличии (отсутствии) потенциальных оборотных активов к возврату;

10.Перечень имущества, приобретенного или отчужденного в период с 24.08.2018 до момента получения настоящего запроса;

11.Действующие и завершенные договоры за период с 24.08.2018 по настоящее время с приложением по каждому такому договору документов, подтверждающих исполнение или ход исполнения этих договоров;

12.Договоры займа (по займам, выданным и/или полученным) и платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

13.Договоры купли-продажи ценных бумаг (и т.ч. векселей, акции, облигаций), а также платежные поручения по исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, а также иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

14.Договоры купли-продажи долей, а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

15.Договоры уступки прав (требований), а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

16.Договоры перевода долга;

17.Договоры, подтверждающие хозяйственную деятельность (поставки, купли-продажи, аренды, займа, лизинга), в подтверждение целевого использования кредитных денежных средств.

18.Договоры купли-продажи движимого и недвижимого имущества, а также платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении, акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, товарные накладные, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

19.Договоры мены, а также акты приема-передачи во исполнение указанных договоров, иные документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

20.Договоры (соглашения) о проведении взаиморасчетов (взаимозачетов требований) и документы, подтверждающие исполнение указанных договоров;

21.Соглашения о прощении долга;

22.Соглашения о зачете;

23.Договоры о залоге имущества;

24.Векселя выписанные, индоссированные, полученные. Основания их выдачи и получения;

25.Договоры поручительства за третьих лиц, оплата за третьих лиц, платежные поручения во исполнение указанных договоров с отметкой банка об их исполнении.

26.Документы по имуществу (имущественным правам) принадлежащим Должнику, в т.ч.

- По транспортным средствам, оборудованию и другой спецтехнике, которыми владеет (владело) Общество за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно,

- По объектам незавершенного строительства за период с 24.08.2018 по настоящее время с приложением сметной документации;

27. Сведения о наличии (отсутствии) объектов не производственной сферы
с указанием расходов на их содержание за период с 24.08.2018 по
настоящее время;

28. Сведения о наличии (отсутствии) других объектов недвижимости, права
на которые не зарегистрированы, но отражены в бухгалтерском балансе
за период с 24.08.2018 по настоящее время;

29. Сведения о наличии (отсутствии) имущества за период с 24.08.2018 по
настоящее время обремененного правами третьих лиц,

30. Документарные и бездокументарные ценные бумаги держателем или
эмитентом, которых являлось Общество за период с 24.08.2018 по
настоящее время.

31. Технические паспорта транспортных средств, специализированной
техники, оборудования;

32. Сведения по фонду оплаты труда и средней заработной плате за период
с 24.08.2018 по настоящее время включительно, подписанные
руководителем и главным бухгалтером;

33. Штатные расписания за период с 24.08.2018 по настоящее время
включительно, заверенные руководителем и главным бухгалтером;

34. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате,
подписанные руководителем и главным бухгалтером;

35. Сведения должны содержать:

- Ф.И.О., место жительства,

- банковские реквизиты сотрудников,

- период образования задолженности и суммы задолженности;

36. Документы, подтверждающие задолженность;

37. Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по увечьям,
возмещению морального вреда, по авторским договорам, подписанные
руководителем и главным бухгалтером;

38. Сведения о наличии (отсутствии) расходов на содержание социальной
сферы, на обновление и другие крупные внепроизводственные расходы;

39.Коллективный трудовой договор;

40.Правила внутреннего трудового распорядка;

41.Трудовые книжки, трудовые договоры, приказы о приеме на работу (об увольнении), табели учета рабочего времени - с 24.08.2018 по настоящее время;

42.Журнал регистрации приказов по личному составу;

43.Списки личного состава;

44.Личные карточки по учету кадров формы Т-2 (в т.ч. временных работников);

45.Личные дела уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты);

46.Лицевые счета работников или ведомости по начислению заработной платы;

47.Невостребованные личные документы (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т.д.);

48.Журналы учета движения трудовых книжек;

49.Табели и наряды работников вредных профессий;

50.Списки сотрудников, занятых на вредном производстве;

51.Списки вредных профессий, определяющих право на льготное пенсионное обеспечение, по возможности, с описанием технологических процессов;

52.Отчёты оценщиков по имуществу Общества;

53.Сведения за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно о наличии (отсутствии) вложений Общества в уставные и складочные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ, в том числе акционерных, членстве и ином участии в коммерческих и некоммерческих организациях и т.д., подписанные руководителем и главным бухгалтером. Сведения должны содержать:

- фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, их контактные адреса и телефоны;

- размер доли, номинальную, балансовую, рыночную стоимость вклада в капиталы других юридических лиц;

- вид, количество, номинал, общую стоимость акций, принадлежащих Обществу;

- краткую характеристику деятельности дочерних и зависимых организаций; сведения об участии Общества в органах управления дочерних и зависимых организаций (наименование органа управления, должность, положение представителя предприятия, иная форма участия, количество голосов в данном органе управления, иная информация об участии вашего предприятия в органах управления, в принятии решений и т.д.).

54.Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений с 24.08.2018;

55.Лицензии, сертификаты;

56.Сведения о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;

57.Перечень имущества (здания, сооружения, транспорт, земельные участки, машины, оборудование и пр.), в т.ч. объекты незавершенного строительства, а также сведения о их местонахождении;

58.Документы (приказы, правила или т.п.) определяющие порядок передачи документов бухучета при смене руководителя за период с 2015 года по настоящее время;

59.Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета за период с 2018 по настоящее время;

60.Документы, подтверждающие права на имущество и основания их постановки на учет, в т.ч. свидетельства о праве собственности;

61.Сведения о наличии акций, облигаций и иных ценных бумаг третьих лиц;

62. Сведения об обременении имущества перед третьими лицами (имущество в залоге, имущество, переданное в аренду);

63. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество предприятия (судебные споры, исполнительные листы, решения судов, действия судебных исполнителей, перечень арестованного имущества);

64. Сведения о месте постоянного или временного проживания работников, бывших работников для надлежащего их уведомления, сведении о сумме задолженности перед указанными лицами с подтверждающими документами на указанную дату;

65. Сведения о выданных доверенностях;

66. Сведения об организации и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально-ответственных лицах с предоставлением соответствующих приказов;

67. Результаты ежегодной инвентаризации с 2018-2021 г.г.;

68. Отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управлении должника;

69. Материалы судебных процессов должника - уголовных и гражданских (с 2018 по 2021 г.г.);

70.Сведения о банковских счетах организации и выписки по таким счетам с 2018 по 2021 г.г.;

71.Электронные базы данных (в том числе, 1С);

72.Книги покупок за период с 2018 по настоящее время, с приложением счетов-фактур, полученных за период с 2018 по настоящее время;

73.Книги продаж за период с 2018 по настоящее время с приложением счетов-фактур, выставленных за период с 2018 по настоящее время;

74.Копии выданных/полученных векселей, общие сведения об обязательствах в счет уплаты по которым производились расчеты с использованием векселей, сведения о зачетах встречных однородных требований с использованием векселей; за весь период деятельности Должника, но не менее чем с 2018 по настоящее время;

75.Положение об оплате труда, положение о премировании в период с 2015 года по настоящее время;

76.Документы, подтверждающих право Должника на владение, пользование, распоряжение зданием, сооружением, помещением, земельным участком (договоры купли-продажи, аренды, пользовании и др., свидетельства на право собственности, свидетельства о внесении в реестр);

77. Договоры, соглашения, контракты и иные сделки, заключенные должником за период с 2018 по настоящее время с приложением соответствующих первичных бухгалтерских документов, подтверждающих приобретение и реализацию товаров, работ, услуг (товарные накладные, акты и т.д.), накладных, товарно-транспортных накладных, актов, смет, счетов, счетов-фактур, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, реестров исполнительной документации, а также документов, подтверждающих исполнение/частичное исполнение принятых сторонами обязательств за период с 2018 по настоящее время;

78. Материальные и иные ценности ООО «САЙБЕР».

Определением суда от 13.01.2022 заявление принято к производству.

Согласно статье 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и пункту 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

Согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ неявка лиц, участвующих в рассмотрении дела и надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства, не является препятствием для рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника.

На конкурсного управляющего возложена обязанность по принятию в ведение имущества должника, проведению его инвентаризации и оценки, по принятию мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, по обеспечению сохранности имущества должника, по проведению анализа его финансового состояния, по предъявлению к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании (пункт 2 статьи 129 Закона о банкротстве).

Для возможности исполнения указанных обязанностей конкурсный управляющий должен располагать бухгалтерской и иной документацией.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней со дня утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу ему бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей.

В пункте 47 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в случае отказа или уклонения обязанных лиц от передачи документов и ценностей должника арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 АПК РФ. В определении об их истребовании суд указывает, что они должны быть переданы арбитражному управляющему; в случае неисполнения соответствующего судебного акта суд вправе выдать исполнительный лист.

Следовательно, действуя добросовестно и разумно, как требует пункт 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве, конкурсный управляющий в целях обеспечения надлежащего исполнения своих обязанностей, установленных пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, должен принять меры по истребованию от бывших руководителей должника документов и материальных ценностей, в случае, если последними предусмотренная названным Законом обязанность не исполняется.

Согласно разъяснению, изложенному в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения предусмотренной пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Учитывая специфику требования о присуждении к исполнению обязанности в натуре (в данном случае обязанности по передаче документов и имущества), в предмет доказывания входит исследование возможности исполнить эту обязанность, что, в свою очередь, возможно лишь при наличии требуемого имущества у данного лица на момент рассмотрения спора.

В ходе рассмотрения вопроса об истребовании документов и имущества должника, конкурсным управляющим должны быть представлены доказательства того, что истребуемое имущество находилось у бывшего руководителя должника в период исполнения им своих полномочий и на момент рассмотрения спора, а также факт его намеренного уклонения от передачи имущества. Бывший руководитель вправе опровергнуть факт нахождения у него истребуемого имущества, представив соответствующие доказательства.

При отсутствии документации и имущества должника у бывшего руководителя возникает объективная невозможность исполнения обязанности по их передаче арбитражному управляющему. Это, в свою очередь, исключает возможность удовлетворения судом требования об исполнении им в натуре обязанности, предусмотренной абзацем вторым пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве (абзац первый пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

В отношении исполнения обязанности по передаче конкурсному управляющему имущества должника специальное средство защиты, предусмотренное пунктом 2 статьи 126 Закона о банкротстве, может быть использовано арбитражным управляющим в ситуации, когда бывший руководитель должника уклоняется (отказывается) от участия в приемке-передаче имущества, владение которыми должник не утратил.

Если же имущество должника незаконно получено бывшим руководителем и находится во владении последнего, подлежат применению общие способы защиты - виндикационный иск (статья 301 ГК РФ), иск о признании недействительной сделки, на основании которой имущество перешло от должника к руководителю, и о применении последствий ее недействительности (статья 168 ГК РФ) и т.д. В случае когда из-за противоправных действий руководителя имущество выбыло из собственности возглавляемой им организации и поступило третьим лицам, защита конкурсной массы должна осуществляться путем предъявления иска о возмещении убытков (статья 53.1 ГК РФ) или о привлечении к субсидиарной ответственности (глава III.2 Закона о банкротстве).

Указанная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 306-ЭС19-2986 по делу N А65-27205/2017.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сайбер» его директором и единственным участником с 27.03.2017 до открытия конкурсного производства в отношении должника является ФИО2.

Арбитражным управляющим в адрес бывшего руководителя должника направлялся запрос о передаче документов.

Как указывает конкурсный управляющий, в нарушение требований статьи 126 Закона о банкротстве соответствующая обязанность по передаче документации и материальных ценностей Общества конкурсному управляющему указанным лицом не исполнена, что послужило основанием для обращения конкурсного управляющего в суд с настоящим заявлением.

В силу положений статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (наблюдательного или иного совета, правления и т.п.).

Согласно п.1 ст.9 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Согласно ст.29 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В соответствии с п.1 ст.7 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии с п.1 ст.10 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно ст.13 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета; годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год; промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления; промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный период менее отчетного года.

Согласно ст.14 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Согласно ст.8 ФЗ от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику; экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами; при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Согласно п.1 ст. 50 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Из вышеизложенного следует, что бывший руководитель ООО «Сайбер» ФИО2 обязан обеспечить передачу в полном объеме всей бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

При этом суд отмечает, что у бывшего руководителя должника могут быть истребованы соответствующие документы и сведения, относящиеся к периоду деятельности должника под руководством этого руководителя. Возложение на него обязанности по передаче управляющему документов и сведений, не относящихся к периоду его руководства, может быть только в случае доказанности наличия у него таких документов и сведений.

Рассмотрев перечень истребуемых сведений и документов, суд отмечает следующее.

Определением от 13.01.2022 суд указал конкурсному управляющему представить доказательства фактического наличия у бывшего руководителя должника истребуемого перечня документов и сведений.

Подобных доказательств как по всему перечню, так и по конкретным позициям из заявленного списка истребуемых документов и сведений со стороны конкурсного управляющего не представлено, связи с чем суд исходит из общих требований ведения экономическим субъектом подобного рода бухгалтерского учета и презумпции наличия у него обязательных документов в силу требований закона.

Согласно ст.50 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество обязано хранить следующие документы:

1) договор об учреждении общества, за исключением случая учреждения общества одним лицом, решение об учреждении общества, устав общества, утвержденный учредителями (участниками) общества, а также внесенные в устав общества и зарегистрированные в установленном порядке изменения и дополнения;

2) протокол (протоколы) собрания учредителей общества, содержащий решение о создании общества и об утверждении денежной оценки неденежных вкладов в уставный капитал общества, а также иные решения, связанные с созданием общества;

3) документ, подтверждающий государственную регистрацию общества;

4) внутренние документы общества;

5) положения о филиалах и представительствах общества;

6) решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, изменения в решение о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг;

7) протоколы общих собраний участников общества, заседаний ревизионной комиссии общества;

8) списки аффилированных лиц общества;

9) заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

10) судебные решения по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем, а также судебные акты по таким спорам, в том числе определения о возбуждении арбитражным судом производства по делу и принятии искового заявления либо заявления об изменении основания или предмета ранее заявленного иска;

11) протоколы заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества;

12) договоры (односторонние сделки), являющиеся крупными сделками и (или) сделками, в совершении которых имеется заинтересованность;

13) иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Из заявленного управляющим перечня документов и сведений в отсутствие убедительных доказательств обратного, в перечень документов и сведений, которые безусловно должны иметься в должника, не могут быть включены следующие:

– Сведения о выданных доверенностях за 3 года;

– Решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника об избрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника или представителя собственника имущества должника - унитарного предприятия;

– Сведения о наличии (отсутствии) потенциальных оборотных активов к возврату;

– Векселя выписанные, индоссированные, полученные. Основания их выдачи и получения;

– Документарные и бездокументарные ценные бумаги держателем или эмитентом, которых являлось Общество за период с 24.08.2018 по настоящее время.

– Сведения о наличии (отсутствии) расходов на содержание социальной сферы, на обновление и другие крупные внепроизводственные расходы;

– Табели и наряды работников вредных профессий;

– Списки сотрудников, занятых на вредном производстве;

– Списки вредных профессий, определяющих право на льготное пенсионное обеспечение, по возможности, с описанием технологических процессов;

– Отчёты оценщиков по имуществу Общества;

– Сведения за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно о наличии (отсутствии) вложений Общества в уставные и складочные капиталы других хозяйственных обществ и товариществ, в том числе акционерных, членстве и ином участии в коммерческих и некоммерческих организациях и т.д., подписанные руководителем и главным бухгалтером. Сведения должны содержать:

- фамилия, имя, отчество руководителя и главного бухгалтера, их контактные адреса и телефоны;

- размер доли, номинальную, балансовую, рыночную стоимость вклада в капиталы других юридических лиц;

- вид, количество, номинал, общую стоимость акций, принадлежащих Обществу;

- краткую характеристику деятельности дочерних и зависимых организаций; сведения об участии Общества в органах управления дочерних и зависимых организаций (наименование органа управления, должность, положение представителя предприятия, иная форма участия, количество голосов в данном органе управления, иная информация об участии вашего предприятия в органах управления, в принятии решений и т.д.).

– Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений с 24.08.2018;

– Лицензии, сертификаты;

– Сведения о наличии акций, облигаций и иных ценных бумаг третьих лиц;

– Сведения об обременении имущества перед третьими лицами (имущество в залоге, имущество, переданное в аренду);

– Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество предприятия (судебные споры, исполнительные листы, решения судов, действия судебных исполнителей, перечень арестованного имущества);

– Сведения о месте постоянного или временного проживания работников, бывших работников для надлежащего их уведомления, сведении о сумме задолженности перед указанными лицами с подтверждающими документами на указанную дату;

– Сведения о выданных доверенностях;

– Сведения об организации и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия,

– Результаты ежегодной инвентаризации с 2018-2021 г.г.;

– Отчеты по оценке бизнеса, имущества должника, аудиторские заключения, протоколы, заключения и отчеты ревизионной комиссии, протоколы органов управлении должника;

– Материалы судебных процессов должника - уголовных и гражданских (с 2018 по 2021 г.г.);

– Копии выданных/полученных векселей, общие сведения об обязательствах в счет уплаты по которым производились расчеты с использованием векселей, сведения о зачетах встречных однородных требований с использованием векселей; за весь период деятельности Должника, но не менее чем с 2018 по настоящее время;

– Сведения по фонду оплаты труда и средней заработной плате за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно, подписанные руководителем и главным бухгалтером;

– Сведения должны содержать:

- Ф.И.О., место жительства,

- банковские реквизиты сотрудников,

- период образования задолженности и суммы задолженности;

– Коллективный трудовой договор,

– Невостребованные личные документы (трудовые книжки, дипломы, свидетельства об образовании и т.д.).

В этой части требование управляющего не подлежит удовлетворению ввиду недоказанности их наличия у бывшего руководителя должника.

Решением суда от 28.10.2021 установлено, что согласно ответам регистрирующих органов у должника не имеется объектов недвижимости и транспортных средств.

С учетом этого, в отсутствие доказательств обратного не подлежит удовлетворению требование управляющего в отношении следующих документов и сведений:

– Документы по имуществу (имущественным правам) принадлежащим Должнику, в т.ч.

- по транспортным средствам, оборудованию и другой спецтехнике, которыми владеет (владело) Общество за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно,

- по объектам незавершенного строительства за период с 24.08.2018 по настоящее время с приложением сметной документации;

– Сведения о наличии (отсутствии) объектов не производственной сферы с указанием расходов на их содержание за период с 24.08.2018 по настоящее время;

– Сведения о наличии (отсутствии) других объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы, но отражены в бухгалтерском балансе за период с 24.08.2018 по настоящее время;

– Сведения о наличии (отсутствии) имущества за период с 24.08.2018 по настоящее время обремененного правами третьих лиц,

– Технические паспорта транспортных средств, специализированной техники, оборудования;

– Документы, подтверждающих право Должника на владение, пользование, распоряжение зданием, сооружением, помещением, земельным участком (договоры купли-продажи, аренды, пользовании и др., свидетельства на право собственности, свидетельства о внесении в реестр).

Суд также отмечает, что заявленные к передаче договоры, указанные в пунктах 11-23 перечня, охватываются содержанием пункта 77 перечня истребуемых документов, в связи с чем не усматривает оснований для их дублирования.

Заявляя требование об обязании бывшего руководителя передать электронные базы данных (в том числе, 1С), в нарушение вышеуказанных норм права и разъяснений по их применению, заявитель не представил доказательств их наличия у должника и у его бывшего руководителя.

Конкурсный управляющий просит передать ему «документы, подтверждающие задолженность» (п.36 перечня), и «материальные и иные ценности ООО «САЙБЕР»» (п.78 перечня).

Суд отмечает, что истребование судом у бывшего руководителя документов и имущества должника в том виде, как это заявлено конкурсным управляющим, влечет за собой установление существа обязательства, неисполненного бывшим руководителем, судебным приставом-исполнителем, а не судом, что нарушает принципы правовой определенности и исполнимости судебного акта.

В связи с этим заявление конкурсного управляющего в этой части также не подлежит удовлетворению.

Доказательства исполнения бывшим руководителем должника обязанности по предоставлению конкурсному управляющему остальных запрошенных документов и сведений в материалы дела не представлены.

В материалы дела также не представлены доказательства невозможности их передачи либо их отсутствия.

В отношении требования об обязании передать печати и штампы суд исходит из презумпции их наличия у бывшего руководителя.

С учетом изложенного, суд считает необходимым заявление конкурсного управляющего удовлетворить частично.

Руководствуясь статьями 60, 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), статьями 66, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Обязать ФИО2 передать конкурсному управляющему ООО «Сайбер» ФИО3 следующие документы и сведения в отношении должника:

1.Печати и штампы;

2.Учредительные документы со всеми изменениями и дополнениями с соответствующими отметками органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

3.Свидетельства о государственной регистрации, о присвоении ОГРН;

4.Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет;

5.Информационное письмо органа государственной статистики о присвоении кодов по общероссийским классификаторам;

6.Протоколы, решения и другие акты органов управления, участников (учредителей) и сведения об аффилированных лицах за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно;

7.Перечень имущества, приобретенного или отчужденного в период с 24.08.2018 до открытия в отношении процедуры конкурсного производства;

8.Штатные расписания за период с 24.08.2018 по настоящее время включительно.

9.Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате.

10.Сведения о наличии (отсутствии) задолженности по увечьям, возмещению морального вреда, по авторским договорам.

11.Правила внутреннего трудового распорядка;

12.Трудовые книжки, трудовые договоры, приказы о приеме на работу (об увольнении), табели учета рабочего времени - с 24.08.2018 по настоящее время;

13.Журнал регистрации приказов по личному составу;

14.Списки личного состава;

15.Личные карточки по учету кадров формы Т-2 (в т.ч. временных работников);

16.Личные дела уволенных (заявления, автобиографии, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, характеристики, листки по учету кадров, анкеты);

17.Лицевые счета работников или ведомости по начислению заработной платы;

18.Журналы учета движения трудовых книжек;

19.Сведения о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами;

20.Перечень имущества (здания, сооружения, транспорт, земельные участки, машины, оборудование и пр.), в т.ч. объекты незавершенного строительства, а также сведения о их местонахождении;

21.Документы (приказы, правила или т.п.) определяющие порядок передачи документов бухучета при смене руководителя за период с 2017 года по настоящее время;

22.Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета за период с 2018 по настоящее время;

23.Документы, подтверждающие права на имущество и основания их постановки на учет, в т.ч. свидетельства о праве собственности;

24.Сведения о материально-ответственных лицах с предоставлением соответствующих приказов;

25.Сведения о банковских счетах организации и выписки по таким счетам с 2018 по 2021 г.г.;

26.Книги покупок за период с 2018 по настоящее время, с приложением счетов-фактур, полученных за период с 2018 по настоящее время;

27.Книги продаж за период с 2018 по настоящее время с приложением счетов-фактур, выставленных за период с 2018 по настоящее время;

28.Положение об оплате труда, положение о премировании в период с 2017 года по настоящее время;

29.Договоры, соглашения, контракты и иные сделки, заключенные должником за период с 2018 по настоящее время с приложением соответствующих первичных бухгалтерских документов, подтверждающих приобретение и реализацию товаров, работ, услуг (товарные накладные, акты и т.д.), накладных, товарно-транспортных накладных, актов, смет, счетов, счетов-фактур, справок о стоимости выполненных работ по форме КС-2, КС-3, реестров исполнительной документации, а также документов, подтверждающих исполнение/частичное исполнение принятых сторонами обязательств за период с 2018 по настоящее время.

В остальной части заявление оставить без удовлетворения.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.Р.Ибетуллов