г. Ульяновск
20 сентября 2022 года Дело № А72-8225/2018
Резолютивная часть определения объявлена 19 сентября 2022 года. Определение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Котельникова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаховой И.Ю.,
рассмотрев заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком» об уменьшении размера исполнительского сбора по делу по иску
публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН <***>, ИНН <***>), Московская область, Красногорский район, филиал г. Ульяновске
к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию "Теплоком" (ОГРН <***>, ИНН <***>) г. Ульяновск
о взыскании 23 400 959 руб. 49 коп.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск
заинтересованное лицо – Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ульяновской области,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность, диплом,
от ПАО «Т Плюс» - в судебное заседание не явились, извещены,
от третьего лица - в судебное заседание не явились, извещены,
от заинтересованного лица – в судебное заседание не явились, извещены,
У С Т А Н О В И Л :
ПАО «Т Плюс» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к УМУП «Теплоком» о взыскании задолженности по тепловой энергии и теплоносителю, приобретенных в целях компенсации потерь в феврале 2018 года, в сумме 23 400 959 руб. 49 коп.
Определением от 04.06.2018 исковое заявление принято к производству суда.
Определением суда от 19.07.2018 по ходатайству ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.11.2018 (резолютивная часть определения оглашена 12.08.2018) между истцом и ответчиком утверждено мировое соглашение, производство по делу № А72-8225/2018 прекращено.
Определением от 17.07.2019 ПАО «Т Плюс» выдан исполнительный лист на принудительное исполнение определения Арбитражного суда Ульяновской области от 15.11.2018 об утверждении мирового соглашения по делу №А72-8225/2018.
Исполнительный лист на принудительное исполнение определения суда серии ФС № 029798862 выдан судом 18.07.2019.
25.08.2022 через канцелярию суда от УМУП «Теплоком» поступило заявление об уменьшении размера исполнительского сбора.
Определением от 29.08.2022 суд принял данное заявление к производству, привлек к участию в арбитражном процессе по рассмотрению настоящего заявления в качестве заинтересованного лица МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.
В судебном заседании 19.09.2022 представителем заявителя поддержаны доводы заявления, даны пояснения.
Представители иных лиц, участвующих в деле, явку в судебное заседание не обеспечили.
Суд рассматривает дело в отсутствии не явившихся лиц в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Оценив представленные доказательства, суд считает заявление об уменьшении размера исполнительского сбора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно частям 2 и 3 статьи 112 данного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 112 указанного Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 9 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» при уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N13-П, исполнительский сбор представляет собой взыскание (меру административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами. Его размер - семь процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника - является лишь допустимым максимумом, верхней границей, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств ФИО2 от 24.03.2022 № 73017/22/52105 (с учётом изменений, внесённых Постановлением от 12.08.2022 № 73017/22/175914) на основании исполнительного листа Арбитражного суда Ульяновской области серии ФС 029798862 от 18.07.2019 в отношении должника УМУП «Теплоком» по возбужденному исполнительному производству № 45246/19/73017-ИП от 26.07.2019 взыскан исполнительский сбор 7% в размере 1 642 967 руб. 33 коп.
Снижение размера исполнительского сбора допускается в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора должны быть учтены фактические обстоятельства, в том соразмерность наказания совершенному правонарушению, имущественное положение должника и другое.
В обоснование своего заявления об уменьшении размера исполнительского сбора УМУП «Теплоком» указывает, что оно является специализированным муниципальным предприятием системы жилищно-коммунального хозяйства в сфере теплоснабжения муниципального образования «город Ульяновск», единственным правообладателем квартальных сетей теплоснабжения в микрорайонах части Верхней Террасы и Нового Города. Основной деятельностью УМУП «Теплоком» (более 97 % от выручки) является оказание услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя. Данные услуги оказываются УМУП «Теплоком» монополисту в сфере теплоснабжения - ПАО «Т Плюс» (филиал в г. Ульяновске). Задолженность ПАО «Т Плюс» перед УМУП «Теплоком» составляет более 21 млн. руб. Добровольно не погашается.
Кроме того, предприятие длительное время имеет непогашаемую задолженность за оказанные до 01.01.2012 услуги по поставке тепловой энергии, теплоносителя, содержание коммуникационных тоннелей различных организаций и юридических лиц большей части муниципальной и бюджетной сферы (учреждения здравоохранения, образования, культуры, гражданской защиты и т.д.). Основную долю составляют долги управляющих компаний, ЖСК, ТСЖ. Общая дебиторская задолженность всех юридических лиц составляет на последнюю отчётную дату более 400 млн.руб. Предприятие принимает все возможные меры по сокращению дебиторской задолженности Согласно справки судебного пристава-исполнителя ФИО2 от 26.05.2021 на сегодняшний день УМУП «Теплоком» имеет ограничения на распоряжения всеми счетами в обслуживающих банках, обращено взыскание на имущество должника, дебиторскую задолженность, кассу. Вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении недвижимого имущества, транспортных средств. Взыскание исполнительского сбора в полном размере только лишь ухудшит и без того тяжёлое материальное положение УМУП «Теплоком», что возможно приведёт к банкротству социально-значимого для города Ульяновска предприятия ЖКХ.
Заявитель просит учесть так же организационно-правовую форму должника и направление его деятельности (муниципальное предприятие и работа в сфере жизненно необходимых функций муниципалитета - в сфере теплоснабжения) как существенное обстоятельство, позволяющее уменьшить исполнительский сбор. Как следует из статьи 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятия» от 14.11.2002 №161-ФЗ, унитарные предприятия создаются, в том числе, в целях решения социальных задач. Предприятие, осуществляющее деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, имеет большую общественную значимость, решение поставленных перед ним задач на прямую зависит от размера его имущественных фондов, которые не должны уменьшаться в результате наложения финансовых санкций в необоснованном размере.
Учитывая, что деятельность должника имеет социальную значимость по теплоснабжению организаций и жителей города Ульяновска, наложение штрафных санкций в виде исполнительского сбора в максимальном размере может привести к существенному затруднению деятельности УМУП «Теплоком», и соответственно – к неблагоприятным последствиям для города (граждан, организаций и городских структур).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также тяжелое материальное положение заявителя и отсутствие намерения не исполнять решение суда, имеются основания для уменьшения исполнительского сбора.
На основании вышеизложенного суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с УМУП «Теплоком», на одну четверть, то есть до суммы 1 232 225 руб. 50 коп.
Руководствуясь статьями 324, 181-188 АПК РФ, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л :
Заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Теплоком» удовлетворить, уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Ульяновского муниципального предприятия «Теплоком» по постановлению, вынесенному 24.03.2022 судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области ФИО2 по исполнительному производству №45246/19/73017-ИП, на одну четверть, то есть до суммы 1 232 225 (один миллион двести тридцать две тысячи двести двадцать пять) руб. 50 коп.
Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, предусмотренные ст. 188 АПК РФ.
Судья А.Г. Котельников