ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-12811/2022 от 08.11.2023 АС Хабаровского края

121/2023-222489(1)



Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-12811/2022  09 ноября 2023 года 

Резолютивная часть судебного акта оглашена 08.11.2023.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи С.Ю. Дацука,  при ведении протокола секретарем К.И. Толмачевой, 

рассмотрел в заседании суда

ходатайство открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  о продлении срока на предоставление документов 

в рамках дела № А73-12811/2022

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 

округ, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр. 1)

к акционерному обществу «Хабаровский речной торговый порт» (ОГРН 

Тихоокеанская, 45)

об урегулировании разногласий при заключении договора,  при участии в судебном заседании: 

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 14.07.2023;  от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 07.10.2022; 

от экспертной организации – не явился, извещен надлежащим образом. 

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО  «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к акционерному  обществу «Хабаровский речной торговый порт» (далее – АО «ХРТП») об урегулировании  разногласий, возникших при заключении договора на подачу и уборку вагонов на  железнодорожный путь необщего пользования (пути №№ 14, 15, 16, развернутой длиной  1 020,7 м, принадлежащих ОАО «РЖД», примыкающих стрелочным переводом № 13 к  парку «Хабаровск-Пристань» железнодорожной станции «Хабаровск-1»). 

Исковые требования мотивированы уклонением ответчика от вступления в  договорные отношения с субъектом естественной монополии на предложенных ОАО  «РЖД» условиях, нормативно обоснованы положениями статей 421, 422, 445, 446  Гражданского кодекса Российской Федерации, предписаниями статей 12, 34, 44, 64  Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта  Российской Федерации». 

Определением суда от 18.08.2022 дело назначено к рассмотрению по общим  правилам искового производства. 

В ходе рассмотрения дела АО «ХРТП» заявлено ходатайство о назначении по делу  финансово-экономической экспертизы с целью определения показателя платы за  использование железнодорожных путей необщего пользования в порядке статьи 82 АПК  РФ. 


Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 06.04.2023 по делу

 № А73-12811/2022 назначена финансово-экономическая экспертиза, проведение которой  поручено обществу с ограниченной ответственностью «Альянс-Аудит» (680000 

<...>), эксперту ФИО3,  имеющей высшее профессиональное образование по специальностям «Бухгалтерский учет  и аудит», «Юриспруденция», стаж экспертной работы свыше 4 лет (квалификационный  аттестат судебного эксперта по финансово-экономической экспертизе). 

На разрешение эксперта поставлен следующий вопрос: определить экономически  обоснованный размер платы за использование железнодорожных путей необщего  пользования №№ 14, 15, 16, развернутой длиной 1 020,7 м, принадлежащих ОАО «РЖД»,  примыкающих стрелочным переводом № 13 к парку «Хабаровск-Пристань»  железнодорожной станции «Хабаровск-1». 

Производство по делу № А73-12811/2022 приостановлено на срок до 18.05.2023.

В период реализации экспертных мероприятий в суд поступило ходатайство ООО  «Аудит Альянс» о предоставлении дополнительных документов, необходимых для  проведения исследования. 

Определением от 11.05.2023 ходатайство удовлетворено, на ОАО «РЖД»  возложена обязанность представить в суд в срок до 13.06.2023 на электронном носителе в  формате Exсel регистры бухгалтерского учета за 2019. 2020, 2021 годы, подтверждающие  фактически произведенные расходы по содержанию железнодорожных путей необщего  пользования по видам деятельности «Грузовые перевозки» и «Предоставление услуг  инфраструктуры в части грузовых перевозок», в том числе: 

- расходы по амортизации и налог на имущество железнодорожных путей  необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2117 и 2147); 

- расходы по амортизации и налогу на имущество земляного полотна,  искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов,  задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, в доле  приведенной длины путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», в общей  приведенной длине железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2116 и  2133 в полном объеме, по элементу затрат «Амортизация» на статьях 2103. 2104, 2106,  2107. 2108. 2109, 2111, 2114, 2119, 2120, 2122, 2123, 2124. 2127. 2128, 2129, 2130, 2131,  2132, 2140, 2141, 2142 и 2144); 

- расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию железнодорожных путей  необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2145 и 2146); 

- расходы по содержанию, эксплуатации, обслуживанию и капитальным ремонтом  земляного полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и  механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования,  принадлежащих ОАО «РЖД», в доле приведенной длины путей необщего  пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», в общей приведенной длине  железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «РЖД» (без учета элемента затрат  «Амортизация» по статьям 2103, 2104, 2106, 2107, 2108, 2109, 2111, 2114. 2119, 2120.  2122, 2123, 2124, 2127, 2128, 2129, 2130, 2131, 2132, 2140, 2141, 2142 и 2144); 

- расходы, связанные с капитальным ремонтом путей необщего пользования,  принадлежащих ОАО «РЖД», 

- сводные регистры бухгалтерского учета в разрезе по видам затрат по  деятельности «Использование пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД»; 

- калькуляцию себестоимости по виду деятельности использование пути необщего  пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО «РЖД») за 2019, 2020, 2021 годы, при  наличии, 

- справку о протяженности путей необщего пользования, принадлежащих «РЖД» в  2019, 2020, 2021 годах, 


- документы, подтверждающие средний интервал времени между выходами  локомотива, в зависимости от фактического числа выходов локомотива, количества  договоров за каждый отчетный период и среднесуточного количества поданных и  убранных вагонов в 2019, 2020, 2021 годах от 1,5 до 5 вагонов в сутки; 

- справку подтверждающую фактическое число выходов локомотива, количество  договоров за отчетный период: 2019, 2020, 2021 года 

- справку об общем количестве поданных вагонов ОАО «РЖД» на пути необщего  пользования в 2019, 2020, 2021 годах; 

- справку о фактически поданных вагонах на подъездные пути необщего  пользования для АО «Хабречторпорт» за 2019, 2020 и 2021 годы, 

- справку о загрузке подъездного пути, используемого АО «Хабречторпорт» -  вагонов в сутки за 2019, 2020 и 2021 год годы, 

- справку - экономическое обоснование коэффициента рентабельности на 2019,  2020 и 2021 годы, в том числе инвестиционные планы (планы капитальных затрат) по  модернизации, новому строительству и иных инвестиционных мероприятиях в отношении  путей необщего пользования, земляного полотна, искусственных сооружений, путевых  машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации  путей необщего пользования, а также иные документы ОАО «РЖД». 

Впоследствии в суд поступили ходатайства эксперта о продлении срока  экспертизы, разъяснении момента, по состоянию на который необходимо определить  размер спорной платы. 

Определением от 09.06.2023 продлен срок проведения экспертизы до 24.07.2023,  эксперту разъяснена необходимость определения экономически обоснованного  размера платы за использование железнодорожных путей необщего пользования №№ 14,  15, 16, развернутой длиной 1 020,7 м, принадлежащих ОАО «РЖД», примыкающих  стрелочным переводом № 13 к парку «Хабаровск-Пристань» железнодорожной станции  «Хабаровск-1» на 2023 год. Производство по делу № А73-12811/2022 приостановлено до  24.07.2023. 

Определением от 28.06.2023 ходатайство ОАО «РЖД» удовлетворено, продлен  срок предоставления документов для производства экспертизы, установленный  определением от 11.05.2023, до 28.07.2023. Кроме того, продлен срок проведения  экспертизы до 18.08.2023. 

Определением от 03.08.2023 ходатайство удовлетворено: срок проведения  экспертизы продлен до 10.10.2023, срок приостановления производства по делу  установлен до аналогичной даты. 

В заседании суда истец поддержал доводы заявления, ответчик не возражал против  удовлетворения ходатайства. 

Изучив материалы дела, арбитражный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 04.04.2014 

«О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об  экспертизе», после приостановления производства по делу в связи с назначением  экспертизы суд решает вопросы о замене эксперта, о привлечении к производству  экспертизы другого эксперта, об отводе эксперта, о предоставлении эксперту  дополнительных материалов, о постановке перед экспертом дополнительных вопросов, об  отмене разрешения участвующему в деле лицу присутствовать при производстве 


экспертизы, о продлении срока проведения экспертизы без возобновления производства  по делу. При этом суд назначает судебное заседание, о времени и месте которого  извещает лиц, участвующих в деле, и эксперта. 

Таким образом, действующее арбитражное процессуальное законодательство  предусматривает возможность разрешения судом вопросов, изложенных в ходатайстве  истца. 

Судом установлено, что ранее экспертом в целях создания условий для реализации  исследовательских мероприятий подавалось ходатайство о предоставлении в его  распоряжение ряда дополнительных документов. 

Определением суда от 11.05.2023 ходатайство эксперта удовлетворено, на ОАО  «РЖД» возложена обязанность в срок до 13.06.2023 предоставить суду на электронном  носителе в формате Exсel регистры бухгалтерского учета за 2019, 2020, 2021 годы,  подтверждающие фактически произведенные расходы по содержанию железнодорожных  путей необщего пользования по видам деятельности «Грузовые перевозки» и  «Предоставление услуг инфраструктуры в части грузовых перевозок», в том числе: 

- расходы по амортизации и налог на имущество железнодорожных путей  необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2117 и 2147); 

- расходы по амортизации и налогу на имущество земляного полотна,  искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и механизмов,  задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования, в доле  приведенной длины путей необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», в общей  приведенной длине железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2116 и  2133 в полном объеме, по элементу затрат «Амортизация» на статьях 2103. 2104, 2106,  2107. 2108. 2109, 2111, 2114, 2119, 2120, 2122, 2123, 2124. 2127. 2128, 2129, 2130, 2131,  2132, 2140, 2141, 2142 и 2144); 

- расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию железнодорожных путей  необщего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД» (статьи 2145 и 2146); 

- расходы по содержанию, эксплуатации, обслуживанию и капитальным ремонтом  земляного полотна, искусственных сооружений, путевых машин (технических средств) и  механизмов, задействованных в процессе эксплуатации путей необщего пользования,  принадлежащих ОАО «РЖД», в доле приведенной длины путей необщего  пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», в общей приведенной длине  железнодорожных путей, принадлежащих ОАО «РЖД» (без учета элемента затрат  «Амортизация» по статьям 2103, 2104, 2106, 2107, 2108, 2109, 2111, 2114. 2119, 2120.  2122, 2123, 2124, 2127, 2128, 2129, 2130, 2131, 2132, 2140, 2141, 2142 и 2144); 

- расходы, связанные с капитальным ремонтом путей необщего пользования,  принадлежащих ОАО «РЖД», 

- сводные регистры бухгалтерского учета в разрезе по видам затрат по  деятельности «Использование пути необщего пользования, принадлежащего ОАО «РЖД»; 

- калькуляцию себестоимости по виду деятельности использование пути необщего  пользования, принадлежащего перевозчику (ОАО «РЖД») за 2019, 2020, 2021 годы, при  наличии, 

- справку о протяженности путей необщего пользования, принадлежащих «РЖД» в  2019, 2020, 2021 годах, 

- документы, подтверждающие средний интервал времени между выходами  локомотива, в зависимости от фактического числа выходов локомотива, количества  договоров за каждый отчетный период и среднесуточного количества поданных и  убранных вагонов в 2019, 2020, 2021 годах от 1,5 до 5 вагонов в сутки; 

- справку подтверждающую фактическое число выходов локомотива, количество  договоров за отчетный период: 2019, 2020, 2021 года 

- справку об общем количестве поданных вагонов ОАО «РЖД» на пути необщего  пользования в 2019, 2020, 2021 годах; 


- справку о фактически поданных вагонах на подъездные пути необщего  пользования для АО «Хабречторпорт» за 2019, 2020 и 2021 годы, 

- справку о загрузке подъездного пути, используемого АО «Хабречторпорт» -  вагонов в сутки за 2019, 2020 и 2021 год годы, 

- справку - экономическое обоснование коэффициента рентабельности на 2019,  2020 и 2021 годы, в том числе инвестиционные планы (планы капитальных затрат) по  модернизации, новому строительству и иных инвестиционных мероприятиях в отношении  путей необщего пользования, земляного полотна, искусственных сооружений, путевых  машин (технических средств) и механизмов, задействованных в процессе эксплуатации  путей необщего пользования, а также иные документы ОАО «РЖД». 

Данные указания не выполнены вследствие причин, связанных с процедурой  подготовки документов и формирования сведений. 

С учетом возникновения необходимости получения и последующего исследования  экспертом дополнительных материалов (значительных по составу и объему, и без  которых, по сообщению эксперта, реализация исследовательских мероприятий  невозможна), суд считает целесообразным продлить срок предоставления документов для  производства экспертизы, установленный определением от 11.05.2023, до 01.12.2023, а  срок проведения экспертизы – до 23.01.2024. 

Суд обращает внимание, что сроки предоставления документов, необходимых для  осуществления экспертных мероприятий, и период приостановления производства  неоднократно корректировались судом. 

Первопричина таких процессуальных решений находится в сфере ответственности  инициатора судебного разбирательства – ОАО «РЖД». 

Продолжительность отведенных судов временных границ в каждом случае и в  совокупности является существенной. 

Данное обстоятельство не может быть оставлено без внимания, в связи с чем суд  констатирует, что скорректированные сроки предоставления документов и  приостановления производства, являются предельными. 

В случае невыполнения (несвоевременного выполнения) указаний суда, к лицам,  участвующим в деле, будут применены меры, установленные главой 11 АПК РФ

Руководствуясь статьями 55, 82, 86, 118, 145, 184-188 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Установить предельный срок предоставления документов для производства  экспертизы, установленный определением от 11.05.2023, до 01.12.2023. 

Предупредить ОАО «РЖД» об ответственности за неисполнение указаний  арбитражного суда в виде штрафа в порядке главы 11 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Продлить срок проведения экспертизы до 23.01.2024.

Эксперту при необходимости предоставления дополнительных материалов  проинформировать суд. 

Эксперту – уведомить участвующих в деле лиц о дате, времени и месте проведения  экспертизы в целях возможности присутствия представителей при ее проведении в  порядке части 2 статьи 83 АПК РФ

Производство по делу № А73-12811/2022 приостановить до 23.01.2024.

Определение суда в части приостановления производства по делу может быть  обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его  вынесения. 

Судья С.Ю. Дацук