ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-13035/17 от 10.10.2017 АС Хабаровского края

123/2017-125372(1)

Арбитражный суд Хабаровского края 

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о приостановлении производства по делу 

г. Хабаровск дело № А73-13035/2017
17 октября 2017 года

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 10  октября 2017 года. 

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Гавриш О.А. при  ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного  заседания Евдокимовой А.С., 

рассмотрев в предварительном судебном заседании арбитражного суда  первой инстанции дело по заявлению Общества с ограниченной  ответственностью «Солнце Мое» (ОГРН <***> ИНН <***>, место  нахождения: 680031, <...>; 680009,  <...>) 

к Федеральному казенному учреждению «Российская государственная  пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в лице  филиала Дальневосточной государственной инспекции пробирного надзора  (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 119021, <...>, <...>)  

о признании недействительным предписания об устранении выявленных  нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным путем от 31.07.2017 № 954, 

при участии в предварительном судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 28.08.2017, ФИО2 по доверенности от 28.08.2017, ФИО3, директор; 

от ФКУ «Приборная палата России» - ФИО4 по доверенности от  17.05.2017 № 40-04-2-13/60. 

В предварительном судебном заседании в порядке статьи 163  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся  перерыв с 05.10.2017 до 17 часов 30 минут 10.10.2017. 

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Солнце мое» (далее – заявитель, Общество, ООО «Солнце мое»)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к 


Федеральному казенному учреждению «Российская государственная пробирная  палата при Министерстве финансов Российской Федерации» в лице филиала  Дальневосточной государственной инспекции пробирного надзора (далее –  ФКУ «Пробирная палата России») о признании недействительным предписания  об устранении выявленных нарушений законодательства о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, от  31.07.2017 № 954. 

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленное  требование по основаниям, изложенным в заявлении. 

В судебном заседании представитель ФКУ «Приборная палата России»  заявил ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до  рассмотрения мировым судьей судебного участка № 4 судебного района  «Железнодорожный район г.Хабаровска» дела № 5-578/2017. 

В судебном заседании представители заявителя возражали против  удовлетворения ходатайства ФКУ «Приборная палата России» о  приостановлении производства по делу, указывая на то, что в обоих делах  подлежат установлению одни и те же обстоятельства. 

 Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав  фактические обстоятельства и оценив представленные в материалы дела  доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд пришел к  следующим выводам. 

ФКУ «Пробирная палата России» в лице филиала Дальневосточной  государственной инспекции пробирного надзора на основании распоряжения №  46 от 27.06.2017 проведена выборочная проверка с 03.07.2017 по 31.07.2017  (проверяемый период с 31.08.2016 по 01.07.2017) соблюдения ООО «Солнце  мое» обязательных требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ)  и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и  представления информации, а также за организацией внутреннего контроля. 

По результатам данной проверки был составлен акт № 46 от 31.07.2017,  ООО «Солнце мое» выдано предписание № 954 от 31.07.2017, согласно  которому Обществу предписано устранить выявленные нарушения в  установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 20  августа 2017 года. 

Как установлено судом, 31.07.2017 в отношении ООО «Солнце мое»  контролером Дальневосточной государственной инспекции пробирного надзора  составлен протокол об административном правонарушении № 004-17/028, с  изменениями (дополнениями), внесенными 11.08.2017 в 10 часов 00 минут по  месту составления протокола, согласно которому ООО «Солнце мое»,  осуществляя куплю-продажу ювелирных изделий из драгоценных металлов в  период с 31.08.2016 по 01.07.2017, не исполняло требования законодательства  Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, 


полученных преступным путем, и финансированию терроризма, тем самым  совершило административное правонарушение, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), а именно, не  исполняло законодательство в части организации и осуществления внутреннего  контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, в отношении  которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными  средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они  осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных  преступным путем, или финансирования терроризма. 

Согласно протоколу об административном правонарушении проверкой  выявлены следующие нарушения, совершенные ООО «Солнце мое» в период с  31.08.2016 по 01.07.2017. 

Общество не представило сведений о клиентах (продавцах, поставщиках),  их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, а равно  не представлена вся информация о своих клиентах, в отношении которых  применены либо должны применятся меры по замораживанию (блокированию)  денежных средств или иного имущества, что препятствует дать достоверную  оценку исполнения ООО «Солнце мое» законодательства в сфере  противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее -  ПОД/ФТ), ООО «Солнце мое» проверены клиенты покупатели, а не клиенты, в  отношении которых применены либо должны применятся меры по  замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в  соответствии с указанным выше законом и законодательством в сфере ПОД/ФТ.  Тем самым Общество нарушило требования подпункта 1 пункта 1 статьи 7  Федерального закона № 115-ФЗ; пунктов 1.2, 1.3, 2.4 Положения о требованиях  к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом  степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации  (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию  терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59;  пунктов 7.3 и 7.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по  финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным  законом № 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015   № 110. 

Обществом документы о том, что в отношении контрагентов, с которыми  заключены договоры купли-продажи изделий из драгоценных металлов,  принимались обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры  по идентификации бенефициарных владельцев клиентов, в том числе по  установлению в отношении них сведений, предусмотренных подпунктом 1  пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, своевременно, к 03.07.3017 не  представлены. Тем самым Общество нарушило требования подпункта 2 пункта  1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ; пунктов 1.2, 1.3, 1.7, 2.4 Положения о  требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с  учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях  легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и 


финансированию терроризма, утвержденного приказом Росфинмониторинга от  17.02.2011 № 59. 

Обществом не проверены бенефициарные владельцы 40 юридических лиц,  состоящих на обслуживании, список бенефициарных владельцев к 03.07.3017  или пояснение не представлены, а равно Обществом не принимались  обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по  идентификации бенефициарных владельцев клиентов. Обществом нарушены  требования подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;  подпункта «г» пункта 3 и подпункта «г» пункта 4 Положения о предоставлении  информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или  иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении  Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации,  осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и  индивидуальным предпринимателям, утвержденного постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209; подпункта «д»  пункта 1.4, пунктов 7.1 и 7.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную  службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной  Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденной приказом Росфинмониторинга  от 22.04.2015 № 110. 

Обществом не представлена информация о находящихся на обслуживании  организациях и индивидуальных предпринимателях из числа поставщиков.  Обществом нарушены требования подпункта 5.4 пункта 2 статьи 7  Федерального закона № 115-ФЗ; пункта 1.7 Положения о требованиях к  идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени  (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания)  доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма,  утвержденного приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 № 59. 

Представленный Обществом журнал внутренних сообщений об операциях,  подлежащих обязательному контролю, форма которого утверждена редакциями  от 11.06.2016, 04.10.2016, 09.02.2017, 01.06.2017 Правил внутреннего контроля  не соответствует предъявляемым требованиям законодательства, не содержит  требуемой информации. Обществом нарушены требования подпунктов «б» и «е»  пункта 27 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или  иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667. 

Утвержденные директором Общества четыре редакции Правил  внутреннего контроля в нарушение требований законодательства утверждены  ненадлежащим должностным лицом общества, не руководителем организации,  генеральным директором ФИО2 Тем самым нарушены требования  пункта 2 (абзац 4) статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. 

Кроме этого, Обществом систематически нарушались требования пункта 8  Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций,  осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в  целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных 


преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом  Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203, требования подпунктов «а»,и «б»  пункта 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым  организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или  иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 № 667. 

 Представитель Дальневосточной государственной инспекции пробирного  надзора пояснил, что протокол об административном правонарушении № 00417/028 от 31.07.2017 вынесен относительно нарушений, выявленных в ходе  плановой выборочной проверки в отношении ООО «Солнце мое», в части  соблюдения действующего законодательства Российской Федерации в сфере  противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма, в части фиксирования, хранения и  представления информации, а также за организацией внутреннего контроля,  результаты которой отражены в акте проверки № 46 от 31.07.2017, на основании  которого вынесено оспариваемое заявителем предписание. 

Протокол об административном правонарушении от 31.07.2017 № 004- 17/028 и другие материалы дела об административном правонарушении,  предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «Солнце  мое», были направлены мировому судье судебного участка № 4 судебного  района «Железнодорожный район г.Хабаровска». 

Мировым судьей возбуждено производство делу № 5-578/2017 о  совершении ООО «Солнце мое» административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ

Определением мирового судьи от 02.10.2017 рассмотрение дела № 5- 578/2017 отложено на 24.10.2017. 

Арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для  приостановления производства по настоящему делу, исходя из следующего. 

В соответствии с нормами главы 16 АПК РФ в случае возникновения  обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, которые могут повлиять на  законность принятого судебного акта, арбитражный суд приостанавливает  производство по делу на срок до момента устранения данных обстоятельств. 

В силу пункта 1 статьи 143 АПК РФ арбитражный суд обязан  приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения  данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого арбитражным  судом. 

Согласно пункту 1 статьи 145 АПК РФ производство по делу  приостанавливается в случае невозможности рассмотрения дела до вступления в  законную силу судебного акта соответствующего суда. 

Таким образом, наличие обязательного основания для приостановления  производства по делу не зависит от усмотрения суда и служит гарантом прав и  законных интересов лица, участвующего в деле, обратившегося с таким  ходатайством. 

Объективной предпосылкой применения данных норм является  невозможность рассмотрения одного дела до принятия решения по другому  делу. При этом невозможность рассмотрения спора обусловлена тем, что 


существенные для дела обстоятельства подлежат установлению при разрешении  другого дела. Такая предпосылка налицо в случае, когда решение по другому  делу будет иметь какие-либо процессуальные или материальные последствия  для разбирательства по настоящему делу. Возможность рассмотрения спора по  существу предопределена необходимостью установления обстоятельств,  имеющих значение для дела и входящих в предмет доказывания, которые  определяются арбитражным судом исходя из характера спорного  правоотношения и норм законодательства, подлежащих применению (часть 1  статьи 133 АПК РФ). 

Следовательно, арбитражный суд обязан приостановить производство по  делу при наличии в совокупности двух условий: если в производстве  соответствующего суда находится дело, связанное с тем, которое рассматривает  арбитражный суд, и если это дело имеет существенное значение для выяснения  обстоятельств, устанавливаемых арбитражным судом по отношению к лицам,  участвующим в настоящем деле.  

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную  силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому  делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам  об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и  имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. 

Преюдициальное значение имеют лишь такие не вызывающие сомнения  фактические обстоятельства, которые ранее были предметом доказывания в  гражданском деле и подтверждены вступившим в законную силу решением. 

Оценив и исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства  настоящего дела и основания заявленных требований, суд пришел к выводу, что  в деле № 5-578/2017 подлежат установлению обстоятельства, которые являются  юридически значимыми для разбирательства настоящего дела. 

С учетом изложенного суд полагает необходимым ходатайство ФКУ  «Приборная палата России» удовлетворить и приостановить производство по  делу. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, пунктом 1 статьи 145,  статьями 147, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд, 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Приостановить производство по делу № А73-13035/2017 до вступления в  законную силу судебного акта мирового судьи судебного участка № 4 судебного  района «Железнодорожный район г.Хабаровска» по делу № 5-578/2017. 

Определение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его  вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд путем подачи  апелляционной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья О.А. Гавриш