Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14389-43480/2020
28 июля 2022 года
Резолютивная часть определения оглашена 26.08.2022.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Ф. Савон при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.Н.Кутенковой
рассмотрев в заседании суда ходатайства ФИО1 (вх. 43480 от 25.03.2022)
об исключении имущества из конкурсной массы должника
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 (дата и место рождения: 04.11.1980, г. Хабаровск, ИНН <***>, СНИЛС <***>, адрес регистрации: <...> А, кв.1)
при участии: в отсутствие представителей сторон
УСТАНОВИЛ:
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.09.2020 возбуждено производство по делу о банкротстве должника.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 09.11.2021 должник признан банкротом, введена процедура реализации имущества гражданина. Финансовым управляющим должника утвержден ФИО2, члена Ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих».
25.03.2022 ФИО1 обратилась в арбитражный суд с ходатайством об утверждении Положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества должника.
Определением от 29.04.2022 указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании.
Финансовым управляющим представлен мотивированный отзыв, согласно которому финансовый управляющий считает заявление необоснованным.
Должник, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, явку своего представителя не обеспечил. Отзыв не представил.
Заявление рассмотрено по правилам ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом.
Иных возражений относительно заявлений не поступило.
Рассмотрев обоснованность требований кредитора, суд приходит к следующему.
В силу статьи 24 ГК РФ гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 ФЗ от 26 октября 2002 года No 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
С даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично (пункт 5 названной статьи).
Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (пункт 2 названной статьи).
Пунктом 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года No 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» (далее постановление No 45) установлено, что при рассмотрении дел о банкротстве граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суды должны учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и личными правами должника (в том числе его правами на достойную жизнь и достоинство личности).
Предоставляя должнику-гражданину имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы исходя из общего предназначения данного правового института - гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности.
Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 101 ФЗ от 02 октября 2007 года No 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом от 29.12.2006 No 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
В силу пункта 2 статьи 2 ФЗ от 29 декабря 2006 года No 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 7 названного ФЗ).
При этом в силу пункта 2 статьи 1 названного ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Абзацем 5 статьи 26.3-1 ФЗ от 06 октября 1999 года No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» также предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Из названных положений следует, что материнский (семейный) капитал, предоставляется за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта и предназначен для реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть средства материнского капитала не являются собственностью малолетних детей и в силу закона предоставляются их родителям (усыновителям).
Пунктом 1 статьи 2 Закона Пермского края от 29 февраля 2012 года No 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрено право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу при рождении ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, которое возникает у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года, постоянно проживающих не менее 5 лет на дату подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский капитал на территории Пермского края (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев), если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона No 5-ПК региональный материнский капитал - средства бюджета Пермского края на реализацию дополнительных мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом.
Пунктом 1.1. статьи 5 Закона No 5-ПК установлено, что право на распоряжение средствами регионального материнского капитала возникает в любое время со дня рождения третьего или каждого последующего ребенка на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору на приобретение (приобретенное), строительство (строящееся) жилого помещения, в том числе на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору на приобретение (приобретенное), строительство (строящееся) жилого помещения, взятого до рождения ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры социальной поддержки по региональному материнскому капиталу, на приобретение автомобиля, а также на расходы, связанные с оказанием членам семьи платных медицинских услуг.
Средства (часть средств) регионального материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются, в том числе, на приобретение автомобиля (подпункт 5 пункт 2 статьи 5 названного Закона).
Должник имеет пять несовершеннолетних детей.
Согласно договору купли-продажи от 06.07.2016 спорное имущество полностью приобретено на средства материнского капитала по сертификату серии МК-5 №0893192, выданного 15.10.2012.
Таким образом, квартира приобретена за счет средств материнского капитала. Иного суду не доказано (статья 65 АПК РФ).
Учитывая, что социальная выплата, за счет которой приобретена квартира, является мерой дополнительной социальной поддержки семьи, то есть льготой, предоставляемой за счет средств субъекта Российской Федерации, на приобретение недвижимости указанной категории граждан, в соответствии с пунктом 13 статьи 101 Закона «Об исполнительном производстве» исключается возможность обращения взыскания на данное имущество.
Включение спорной квартиры в конкурсную массу приведет к невозможности для должника реализовать свое конституционное право на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, данная социальная выплата является мерой социальной поддержки не только должника, но и членов его семьи.
Более того, суд отмечает, что даже в случае продажи квартиры денежные средства, полученные от его продажи, не могут быть включены в конкурсную массу должника, поскольку имели целевой характер и в силу пункта 13 части 1 статьи 101 ФЗ «Об исполнительном производстве» на данные денежные средства не может быть обращено взыскание.
Соответственно, данные денежные средства не могут быть направлены на погашение задолженности перед кредиторами должника.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности заявления финансового управляющего об исключении из конкурсной массы квартиры, назначение: жилое, площадь 36,1 кв. м., этаж: 1, адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, им. <...>.
Довод финансового управляющего о наличии у должника 1/10 доли в ином жилом помещении не имеет правового значения в данном случае, поскольку вопрос об установлении статуса исполнительского иммунитета в отношении указанного объекта не рассматривался.
руководствуясь статьей 213.25 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исключить из конкурсной массы должника ФИО1 объект недвижимого имущества: квартира, назначение: жилое, площадь 36,1 кв. м., этаж: 1, адрес (местонахождение) объекта: Хабаровский край, им. <...>.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Шестой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Ф.Савон