ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-20673/09 от 11.01.2013 АС Хабаровского края

21/2011-133(1)

Арбитражный суд Хабаровского края

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта

г. Хабаровск

дело № А73-20673/2009

11 января 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Сумина Д.Ю.

при ведении протокола секретарём судебного заседания Коленко О.О.

рассмотрел в судебном заседании заявление Администрации г. Хабаровска

об отсрочке исполнения судебного акта

должник: Администрация г. Хабаровска

взыскатель: ООО «Жилстройреконструкция»

ОСП по Центральному району г. Хабаровска

при участии:

от взыскателя: ФИО1 – директор (протокол собрания участников от 01.11.2010), ФИО2 по доверенности от 01.12.2010 № 01/12-10

от должника: ФИО3 по доверенности от 27.12.2010 № 1.1.21-263

судебный пристав-исполнитель от ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО4, доверенность от 29.12.2010 № 820

Суд установил:

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 22.03.2010 по настоящему делу удовлетворены требования ООО «Жилстройреконструкция» (далее – общество).

В соответствии с резолютивной частью решения, суд признал незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, выраженный в письме Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска от 23.10.2009 № 01- 44/9602, и обязал Администрацию города Хабаровска (далее – Администрация) в лице Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации города Хабаровска в течение десяти дней выдать ООО «Жилстройреконструкция» разрешение на строительство объекта «Жилой комплекс по ул. Нагишкина в г. Хабаровске» (второй этап – 18-ти этажный жилой дом с офисными помещениями на 1, 2-ом этажах»).

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2010 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.09.2010 решение суда первой инстанции от 22.03.2010 оставлено без изменения, а жалобы Администрации – без удовлетворения.

По заявлению взыскателя 22.09.2010 выдан исполнительный лист серии АС № 001780406 на принудительное исполнение решения в части обязания Администрации выдать обществу в течение десяти дней разрешение на строительство названного объекта.

Администрация 08.12.2010 обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в данной части.

В обоснование заявления указывает на издание Правительством Хабаровского края распоряжения от 11.10.2010 № 640-рп, которым внесены изменения в распоряжение Правительства Хабаровского края от 08.12.2008 № 817-рп в части установления обязанности общества по обеспечению расселения жильцов домов,


подлежащих сносу, и непосредственно сноса таких домов до получения разрешения на строительство.

В судебном заседании представитель Администрации настаивал на заявлении. Представители общества возражали против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Судебный пристав-исполнитель оставил разрешение вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта на усмотрение суда.

В соответствии с п. 2 ст. 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Извещение иных лиц, участвующих в деле, о рассмотрении такого вида заявлений АПК РФ не предусмотрено.

Выслушав представителей должника, взыскателя и судебного пристава- исполнителя, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, вправе по заявлению сторон исполнительного производства отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.

Частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится также в пункте 1 ст. 16 АПК РФ, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 7 ст. 201 АПК РФ в действующей редакции решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда. Аналогичное положение было предусмотрено статьёй 201 АПК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия решения от 22.03.2010.

Решением от 22.03.2010 по настоящему делу суд обязал Администрацию в течение десяти дней выдать обществу разрешение на строительство названного выше объекта.

Таким образом, учитывая положения п. 3 ст. 113 АПК РФ о порядке исчисления процессуальных сроков, соответствующее разрешение должно было быть выдано Администрацией не позднее 06.04.2010.

Обжалуя решение суда в предусмотренном АПК РФ порядке, Администрация не ходатайствовала о приостановлении его исполнения; соответствующий судебный акт судом вышестоящей инстанции не принимался.


Какого-либо юридически значимого обоснования причин неисполнения решения суда по настоящему делу до принятия Правительством Хабаровского края распоряжения от 11.10.2010 № 640-рп Администрацией не приведено.

Суд находит, что факт принятия Правительством Хабаровского края названного постановления не влияет и не может влиять на установленные судом права и обязанности лиц, участвующих в деле.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу Администрацией приводились доводы о том, что выдаче разрешения на строительство должно предшествовать расселение обществом жильцов домов, подлежащих сносу. Данные доводы и возражения общества судом рассмотрены. В решении от 22.03.2010 суд указал, что нашёл обоснованными доводы общества о том, что расселение жильцов может проводиться им только после получения разрешения на строительство, и привёл обоснование данного вывода.

Соотношение вступившего в законную силу судебного акта и принимаемого административным органом правового акта, направленного на его преодоление, разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 № 5-П.

Как указал Конституционный Суд РФ, согласно статье 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьёй 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость преодоления вынесенного судом решения посредством юрисдикционного акта административного органа.

Преодоление судебного решения путём принятия административным органом юрисдикционного акта, влекущего для участников спора, по которому было принято судебное решение, иные последствия, нежели определённые этим судебным решением, означает нарушение установленных Конституцией Российской Федерации судебных гарантий прав и свобод, не соответствует самой природе правосудия, которое осуществляется только судом, и несовместимо с конституционными принципами самостоятельности судебной власти, независимости суда и его подчинения только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 18.12.2003 № 467-О, АПК РФ не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учётом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

С учётом изложенного, а также принимая во внимание, что в течение длительного (около полугода) времени решение суда не исполнялось Администрацией при отсутствии к тому каких-либо оснований, суд находит, что принятие Правительством Хабаровского края распоряжения от 11.10.2010 № 640-рп не является обстоятельством, затрудняющим исполнение решения от 22.03.2010 по настоящему делу и, соответственно, основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта.


При таких обстоятельствах заявление Администрации о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 184, 185, 324 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении заявления Администрации г. Хабаровска о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Хабаровского края от 22 марта 2010 года по делу №А73-20673/2009 отказать.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

Д.Ю. Сумин



2 А73-20673/2009

3 А73-20673/2009

4 А73-20673/2009