ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-2507/2021 от 04.03.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возвращении заявления

г. Хабаровск                                                               

         Дело № А73-2507/2021

04 марта 2021 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе  судьи  Леонова Д.В.,

рассмотрев вопрос о принятии заявления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (680000, <...>)

к Администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680517, <...>)

к Совету депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (680517, <...>)

о признании незаконными положений из Решений Совета депутатов от 18.02.2019 № 28-119 и от 18.02.2019 № 28-120 в части

Установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – заявитель, Хабаровское УФАС России) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением в соответствии с которым просит признать незаконными положения из Решений Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 18.02.2019 № 28-119 «Об утверждении положения о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории Сергеевского сельского поселения», от 18.02.2019 № 28-120 «Об утверждении положения о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края», касающихся передачи в ведение ООО «Межмуниципальная специализированная службы» муниципальных кладбищ и земельных территорий с документами, по передаче обществу функций по выделению земельных участков под захоронения, по ведению учета захоронений и выдачу разрешений на захоронения, по осуществлению регистрации захоронений, по контролю за соблюдением порядка захоронений, по выдаче разрешений на въезд (посещение) кладбищ, по копке могил.

При рассмотрении  вопроса о принятии заявления, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Пунктом 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

Федеральным законом от 28.06.2014 №186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» из подсудности  арбитражных судов с 06.08.2014 исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что арбитражные суды вправе рассматривать лишь те дела об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дела об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Пункт  22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003                         № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит  содержание мест захоронения.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996                           № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 18.02.2019 № 28-119 утверждено Положение о порядке деятельности общественных кладбищ и правилах содержания мест погребения, расположенных на территории Сергеевского сельского поселения.

Указанным Положением установлены общие требования к объектам похоронного назначения, к устройству и деятельности общественных кладбищ, режим работы и правила посещения кладбищ, порядок погребения и установки надгробных сооружений, требования к содержанию могил и надгробных сооружений, обязанности специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 18.02.2019 № 28-120 утверждено Положение о порядке деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Этим Положением установлено понятие специализированной службы, определен порядок ее деятельности, права и обязанности специализированной службы, порядок организации похоронного обслуживания населения, оказания услуг, связанных с кремацией, по эксгумации и перезахоронению умерших.

Из содержания указанных актов следует, что они приняты представительным органом сельского поселения в рамках его полномочий, содержат правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направлены на регулирование правоотношений в сфере похоронного дела на территории Сергеевского сельского поселения.

Таким образом, решения Совета депутатов 18.02.2019 №№ 28-119,                   28-120, а также Положения, утвержденные данными решениями, являются нормативными правовыми актами.

Пунктом 5.1 части 1 статьи 23 Федерального закона о защите конкуренции, на который ссылается Хабаровское УФАС России в заявлении, предусмотрено право антимонопольных органов обращаться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Между тем, как указывалось выше, к подсудности арбитражных судов не относятся споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов, дел об оспаривании нормативных правовых актов, которые отнесены к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Следовательно, настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде в силу  неподсудности данного спора арбитражному суду.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции;

 Поскольку судом установлено, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, то основания для принятия заявления                          Хабаровского УФАС России отсутствуют, в связи с чем заявление подлежит возвращению.

Вопрос о возврате государственной пошлины судом не разрешается, поскольку Хабаровское УФАС России от уплаты государственной пошлины освобождено, а поэтому при обращении в арбитражный суд ее не оплачивало.

Руководствуясь  статьями 27, 29, 129, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю  от 20.02.2021 № 8/1590 на 8 л., а также приложенные к нему документы на 83 л. возвратить.

Определение может быть обжаловано в течение месяца в Шестой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                  Д.В. Леонов