ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-4969/08 от 31.07.2013 АС Хабаровского края

21/2008-43411(1)

Арбитражный суд Хабаровского края

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении заявления без рассмотрения

г. Хабаровск

дело № А73-4969/2008-21

«31» июля 2013г.

Арбитражный суд в составе судьи Сумина Д.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьёй

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной ИФНС России №

3 по Хабаровскому краю

о взыскании задолженности по водному налогу и пени в общей сумме 90 450,61 руб. с Министерства обороны Российской Федерации

при участии: от заявителя: Митрофанова Е.С. по доверенности от 23.06.2008 № 04-31/23.

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом.

Суд установил:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю (далее – налоговый орган, инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Войсковой части 54902 90 450,61 руб., составляющих задолженность по водному налогу за 3 и 4 кварталы 2007 г. в сумме 26 342 руб. и пени в сумме 64 108,61 руб.

По заявлению налогового органа определением от 01.07.2008 была произведена замена ответчика на Минобороны России в связи с тем, что Войсковая часть 54902, не являясь юридическим лицом, не может выступать ответчиком в арбитражном суде.

Отзыв ответчиком представлен.

В судебном заседании представитель налогового органа настаивает на заявленных требованиях.

Выслушав представителя инспекции, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Налоговым органом в адрес Войсковой части 54902 направлялись требования об уплате водного налога и пени от 29.10.2007 № 18986 и от 25.01.2008 № 245.

Поскольку В/ч 54902 требования в добровольном порядке исполнены не были, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога и пени, ссылаясь на ст. 239 БК РФ (иммунитет бюджета).

Статьёй 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

В соответствии со статьёй 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.


Согласно определению понятия «организация», содержащемуся в пункте 2 статьи 11 НК РФ, организацией является юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно в установленном НК РФ порядке.

Как разъяснено в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее структурное подразделение (филиал).

30.03.2005 в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2052700092421 о признании государственной регистрации организации (Войсковая часть 54902), не являющейся юридическим лицом, недействительной.

Данный факт инспекции известен, так как указанная запись внесена в ЕГРЮЛ этой же инспекцией.

Требования об уплате налога направлялись налоговым органом не Минобороны России, которое, по мнению инспекции, является в данном случае налогоплательщиком и обязано уплачивать налоги и пени по месту нахождения обособленного подразделения – в/ч 54902, а войсковой части, которая, не являясь юридическим лицом, не может являться налогоплательщиком.

Согласно пункту 2 статьи 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 213 АПК РФ заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

Частью 2 статьи 214 АПК РФ установлено, что к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий


направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.

Таким образом, действующим налоговым и арбитражным процессуальным законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора с налогоплательщиком, состоящий в направлении налогоплательщику требования об уплате налога и пени до обращения налогового органа в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Данный вывод также следует из анализа положений пунктов 19 и 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения Части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Согласно п. 2 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Поскольку налогоплательщику – Минобороны России требование об уплате налога и пени не направлялось, суд приходит к выводу о том, что досудебный порядок урегулирования спора инспекцией не соблюдён, с чем в судебном заседании представитель налогового орган согласился.

При таких обстоятельствах суд находит заявление подлежащим оставлению без рассмотрения на основании п.2 ст. 148 АПК РФ.

Государственная пошлина налоговым органом не уплачивалась, так как он от её уплаты освобождён на основании ст. 333.37 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 148, 149, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Хабаровскому краю о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации задолженности по водному налогу и пени в сумме 90 450,61 руб. оставить без рассмотрения.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке.

Судья

Д.Ю. Сумин



2 А73-4969/2008

3 А73-4969/2008