ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-835/20 от 26.02.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск

Дело № А73-835/2020

27 февраля 2020 года

Резолютивная часть определения объявлена 26 февраля 2020.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Маскаевой А.Ю.,

при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Стрижовой О.В.,

рассмотрев заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 (ОГРН 1027700430889; ИНН 7729314745; адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д.2Б, 676853, Амурская область, г. Белогорск, ул. Маяковского, д.8)

к Министерству обороны Российской Федерации в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; ИНН 7704252261; адрес: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, д.19, 680038, г. Хабаровск, ул. Запарина, д. 124)

о признании незаконным п. 1.1.1 акта № 52 выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении жилищно-коммунальной службы № 7 (г. Белогорск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от 31.10.2019, как несоответствующий положениям ст.ст. 22,57,72,74 Трудового кодекса Российской Федерации,

о признании незаконным включения в п. 3 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта № 52 от 31.10.2019 в состав общей суммы 1 410 523,16 руб., по которой необходимо принять решение в срок до 20.12.2019, суммы по п. 1.1.1 в размере 572 287,54 руб.

при участии:

от ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖКС № 7 – Сбоев В.П. по доверенности от 28.10.2019 № Ф-652;

от Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Минобороны России – Есина Е.В. по доверенности от 28.05.2019 № 8

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 (далее - заявитель, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖКС № 7) обратилось в арбитражный суд к Министерству обороны Российской Федерации в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании незаконным п. 1.1.1 акта № 52 выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении жилищно-коммунальной службы № 7 (г. Белогорск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от 31.10.2019, как несоответствующий положениям ст.ст. 22,57,72,74 Трудового кодекса Российской Федерации; о признании незаконным включения в п. 3 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта № 52 от 31.10.2019 в состав общей суммы 1 410 523,16 руб., по которой необходимо принять решение в срок до 20.12.2019, суммы по п. 1.1.1 в размере 572 287,54 руб.

От Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) поступил отзыв на заявление с ходатайством о передаче дела на рассмотрение в Хабаровский гарнизонный военный суд, поскольку в рассматриваемом случае ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Управление являются органами военного управления, дело об оспаривании акта контрольного мероприятия подлежат рассмотрению в военном суде по правилам, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

В обоснование заявленного ходатайства представителем Управления суду на обозрение представлена информация с сайта Хабаровского гарнизонного военного суда о рассмотрении указанным судом аналогичного спора между теми же лицами.

В предварительном судебном заседании представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ходатайство о передаче дела на рассмотрение в военный суд оставил на усмотрение суда.

Судом из материалов дела установлено, с 13.03.2019 по 19.03.2019 ревизионная группа управления проведено контрольное мероприятие финансово-экономической и хозяйственной деятельности жилищно-коммунальной службы № 7 (г. Белогорск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

По результатам названного мероприятия, зафиксированным в акте от 31.10.2019 № 52, выявлены различные нарушения, в том числе неправомерная выплата заработной платы гражданскому персоналу за период с 26 марта по 30 июня 2018 года в сумме 572 287,54 руб. Проверяемому лицу предложено принять решение по ущербу, причиненному неположенными выплатами заработной платы.

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице ЖКС № 7, не согласившись с актом выездной проверки, считая его незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.

Рассмотрев ходатайство Управления, суд пришел к следующим выводам.

В силу положений статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.

Статьей 27 АПК РФ установлено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).

Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Из положений статьи 198 АПК РФ следует, что правом на обращение в порядке главы 24 АПК РФ в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц обладают граждане, организации и иные лица, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», при принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) и ответчиков (ответчиков) могут выступать органы военного управления.

К органам военного управления относятся Министерство обороны Российской Федерации, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, центральные органы военного управления (командования, штабы, управления, департаменты, службы, отделы, отряды, центры), территориальные органы военного управления (военные комиссариаты, региональные центры, комендатуры территорий), управления и штабы объединений, соединений, воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с приказом Министра обороны России утвержден Перечень органов военного управления, ответственных за работу по формированию и ведению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 «О формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных муниципальных услуг и работ, формировании, ведении и утверждении ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и общих требованиях к формированию, ведению и утверждению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями) базового (отраслевого) перечня и ведомственного перечня», а также Перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям.

Пунктом 8 приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 № 155 в перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям (приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 № 520), дополнен пунктом следующего содержания: «76 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации».

ФГБУ «ЦЖКУ» создано Министерством обороны России для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере ЖКХ, основными целями деятельности которого является осуществление содержания объектов военной и социальной структуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Соответственно, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обладает статусом органа военного управления.

Поскольку ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и Управление являются органами военного управления, а подсудность спора между органами военного управления определена Верховным Судом Российской Федерации, то дело об оспаривании акта контрольного мероприятия и протокол рассмотрения возражений в соответствии со статьей 18 КАС РФ подлежит рассмотрению в военном суде.

Таким образом, учитывая, в том числе, характер спора, возникшего вследствие осуществления управлением функции внутриведомственного финансового контроля, суд установил, что законность акта контрольного мероприятия финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31.10.2019 № 52 не может быть проверен арбитражным судом в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

Суд также учитывает, что согласно материалам дела ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не обращалось с соответствующим заявлением в военный суд, который по мотиву неподведомственности спора отказал бы в рассмотрении этих требований.

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 26 порядок судопроизводства определяется в соответствии с федеральным законом, действующим во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных актов (часть 3 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 3 АПК РФ, часть 5 статьи 2 КАС РФ). При поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 39 АПК РФ если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

В названной статье военные суды не поименованы, вместе с тем, суд полагает данную норму подлежащей применению и в рассматриваемой ситуации.

С учетом изложенного, суд полагает ходатайство Управления о передаче дела на рассмотрение военного суда обоснованным, в связи с чем дело подлежит передаче в 1-й Восточный окружной военный суд для направления его в военный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Руководствуясь статьями 39, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

передать дело, возбужденное по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-коммунальной службы № 7 к Министерству обороны Российской Федерации в лице Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным п. 1.1.1 акта № 52 выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности, проведенной в отношении жилищно-коммунальной службы № 7 (г. Белогорск) филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Восточному военному округу) от 31.10.2019, как несоответствующий положениям ст.ст. 22,57,72,74 Трудового кодекса Российской Федерации; о признании незаконным включения в п. 3 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта № 52 от 31.10.2019 в состав общей суммы 1 410 523,16 руб., по которой необходимо принять решение в срок до 20.12.2019, суммы по п. 1.1.1 в размере 572 287,54 руб., в 1-й Восточный окружной военный суд для направления его в военный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

Настоящее определение может быть обжаловано в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края в десятидневный срок со дня его вынесения.

Судья А.Ю. Маскаева