ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А73-8976/2018 от 20.07.2018 АС Хабаровского края

86/2018-101960(1)

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А73-8976/2018  26 июля 2018 года 

Резолютивная часть определения объявлена 20.07.2018. 

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е.Е. Яцышиной, 

при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Н. Картавой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску публичного акционерного общества  «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (ОГРН  1024701893336, ИНН 4716016979; место нахождения: 117630, г.Москва, ул.  Академика Челомея, 5А) 

к обществу с ограниченной ответственностью «НаноЭлектроМонтаж» (ОГРН  5087746234703, ИНН 7736584929; место нахождения: 119261, г.Москва, пр-т  Ленинский, 82/2) 

о взыскании 16 581 351 руб. 14 коп.,
при участии:

от истца – Холодок Н.В. по доверенности от 16.07.18 № 50-18, Маслов Ю.В. по  доверенности от 17.01.18 № 7-18, Жменько Е.Ю. по доверенности от 18.10.17 № 89- 17. 

от ответчика – Книга О.А. по доверенности от 16.04.18 № 5, Куликов А.В. по  доверенности от 20.04.18 № 2. 

 установил:

 Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой  энергетической системы» обратилось в арбитражный суд Хабаровского края к  обществу с ограниченной ответственностью «НаноЭлектроМонтаж» с иском о  взыскании переплаты по договору № 313 от 20.08.2013 в сумме 16 581 351 руб. 14  коп. 

 В предварительном судебном заседании представители ответчика, сославшись  на п.22.4 договора, которым предусмотрено рассмотрение споров Третейским  судом при Российском союзе промышленников и предпринимателей (в г.  Москва), заявили ходатайство об оставлении иска без рассмотрения. 

 В судебном заседании 20.07.2018 объявлялся перерыв, после которого  представители истца категорически отрицая обоснованность ходатайства, указали  на то, что договор № 313 от 20.08.2013 заключен в соответствии с требованиями  Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223 -ФЗ «О закупках товаров, работ,  услуг отдельными видами юридических лиц» (далее –Закон № 223 ФЗ). Кроме 


этого, указали на то, что ПАО «ФСК ЕЭС» является субъектом естественной  монополии, стратегическим акционерным обществом, акции которого находятся в  федеральной собственности, деятельность ПАО «ФСК ЕЭС» подпадает под  внешний государственный аудит, осуществляемый высшим органом  государственного аудита - Счетной палатой РФ. Договор № 313 от 20.08.2013 был  заключен в целях реализации инвестиционной программы ПАО «ФСК ЕЭС»,  утвержденной приказом Минэнерго России № 531 от 31.10.2012, поэтому  гражданско-правовые отношения с ответчиком осложнены публичным элементом  – формированием стоимости строительства. Изложенное, по мнению ответчика,  исключает возможность рассмотрения спора третейским судом. 

 Заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

 Основанием обращения в суд явился факт поставки ответчиком истцу  оборудования по договору № 313 от 20.08.2013 с завышением фактической  стоимости на сумму 16 581 351 руб. 14 коп.  

 При этом пунктом 22.4 договора № 313 от 20.08.2013 предусмотрено, что в  случае невозможности урегулировать споры, разногласия и требования в  претензионном порядке, такие споры, разногласия и требования подлежат  разрешению в Третейском суде при Российском союзе промышленников и  предпринимателей (г. Москва) в соответствии с его правилами, действующими на  дату подачи искового заявления. 

 При этом договор заключен в соответствии с требованиями Федерального  закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными  видами юридических лиц" (далее – Закон N 223-ФЗ), 

 Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовую основу закупки товаров  работ услуг, кроме указанного закона и правил закупки, утвержденных в  соответствии с нормами данного закона, составляют Конституция Российской  Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - Гражданский  кодекс), другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты  Российской Федерации, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации,  изложенному в определении от 11.07.2018 г. по делу № А40-165680/2016,  свидетельствует о воле законодателя на регулирование спорных отношений в  целом как гражданско-правовых. 

 Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3.1  Закона N 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса (глава 4), являются  субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота.  При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона № 223- ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая  сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне,  что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений. Таким  образом, споры, возникающие из договоров, заключенных в результате закупки в  рамках Закона № 223-ФЗ, в целом являются гражданско-правовыми. 

 В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 102-ФЗ "О  третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах) в  третейский суд мог по соглашению сторон третейского разбирательства  передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если  иное не установлено федеральным законом. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о третейских судах спор может  быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между  сторонами третейского соглашения. 

 Такое соглашение заключено сторонами при заключении договора в пункте  22.4. 

 Действующим законодательством не установлено ограничение полномочий  третейских судов на рассмотрение споров о закупках особых видов юридических  лиц, в том числе ввиду наличия, публичного элемента в спорных отношениях.  Споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством о закупках  товаров отдельными видами юридических лиц, в перечне неарбитрабельных  споров (пункты 1 - 5, 7, 8 части 2 статьи 33 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации) не указаны. 

 На основании изложенного, доводы истца отклонены судом.

 Условие пункта 22.4, согласованное истцом без каких-либо возражений при  заключении договора, подлежит применению. 

Наличие соответствующего действующему законодательству соглашения  сторон о рассмотрении данного спора третейским судом, в силу пункта 5 части 1  статьи 148 АПК РФ, является основанием оставления иска без рассмотрения. 

При распределении судебных расходов судом учитывается полное  перечисление государственной пошлины в доход федерального бюджета при  обращении в суд. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 184-188  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л

 Оставить требование без рассмотрения.

 Возвратить публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая  компания единой энергетической системы» (ОГРН 1024701893336, ИНН  4716016979; место нахождения: 117630, г.Москва, ул. Академика Челомея, 5А) из  федерального бюджета государственную пошлину в сумме 105 907 руб.,  оплаченную по платежному поручению № 97195 от 06.06.2018. 

 Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты его принятия. 

 Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции  через Арбитражный суд Хабаровского края. 

 Судья Яцышина Е.Е.