Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии обеспечительных мер
г. Хабаровск | дело № А73-933/2022 |
апреля 2022 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Руденко Р.А. (за судью Звереву А.В., в порядке п. 5 ст. 18 АПК РФ),
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тумнинский прииск» (ОГРН-<***>, ИНН-<***>; адрес: 682900, Хабаровский край, район имени Лазо, тер. 80 км. автодороги Хабаровск-Владивосток, оф. 1)
о принятии обеспечительных мер по делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Тумнинский прииск» (далее - ООО «Тумнинский прииск», заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Хабаровского края по невнесению изменений в Распоряжения Правительства Хабаровского края № 982-рп от 17.09.2020г. в редакции Распоряжения Правительства Хабаровского края № 1425-рп от 28.12.2020г., об обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в Распоряжение Правительства Хабаровского края № 982-рп от 17.09.2020г. в редакции Распоряжения Правительства Хабаровского края № 1425-рп от 28.12.2020г., в редакции приложенных графиков и т.п.
Определением Арбитражного суда от 28.01.2022г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края.
Определением от 01.03.2022г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности и торговли РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства.
13.04.2020г. от ООО «Тумнинский прииск» поступило заявление (ходатайство) об обеспечении иска (вх. № 54361 от 13.04.2020г.), в котором Общество указывает, что 12.04.2022 года в адрес ООО «Тумнинский прииск» поступило уведомление Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края о проведении 25.04.2022г. выездной проверки исполнения ООО «Тумнинский прииск» поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание центра лесопереработки в муниципальном районе им. Лазо».
Общество в обоснование своих требований ссылается на письмо Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края от 11.04.2022 № 05-50-4351 о проведении выездной проверки ООО «Тумнинский прииск», письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 29.12.2021г. № 116426/08, письмо Комитета лесного хозяйства Хабаровского края от 01.02.2022г. № 02-15-1189, письмо ООО «Тумнинский прииск» от 10.02.2022 № 10.
ООО «Тумнинский прииск» реализует инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края», проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.12.2021г. № 4806.
Заявка на включение проекта в перечень приоритетных была согласована Федеральным агентством лесного хозяйства 11.02.2019, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики - 21.06.2019г., однако, на дальнейших этапах согласования проекта, ООО «Тумнинский прииск» неоднократно получало отказ по различным основаниям.
В соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018г. №190 (далее - Постановление № 190), заявка ООО «Тумнинский прииск» должна была быть утверждена Правительством Хабаровского края путем издания соответствующего Распоряжения.
29.10.2019г. Министерство промышленности Хабаровского края (на тот момент заинтересованный орган, в настоящее время функции в сфере реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов возложены на Комитет лесного хозяйства Хабаровского края) отказало в утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск» № 05.19-5294.
Отказ Министерства промышленности Хабаровского края был обжалован.
Арбитражным судом Хабаровского края принято решение от 14.02.2020г. по делу № А73-23712/2019, которым заявленные требования удовлетворены частично. Отказ Министерства промышленности Хабаровского края в утверждении заявления о включении проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 29.10.2019 № 05.19-5294 признан незаконным, Министерство промышленности Хабаровского края обязано повторно рассмотреть заявление ООО «Тумнинский прииск» на включение проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Указанное решение Арбитражного суда вступило в законную силу.
17.09.2020г. было вынесено Распоряжение Правительства Хабаровского края № 982-рп «Об утверждении заявки ООО «Тумнинский прииск» на реализацию инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего центра в муниципальном районе им. Лазо Хабаровского края» для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов».
28.12.2020 в Распоряжение № 982-рп Распоряжением № 1425-рп были внесены изменения.
01.03.2021г. Минпромторг отказало во включении проекта в перечень приоритетных в области освоения лесов № ЕВ-14927/08 на том же основании, что и ранее Министерство промышленности Хабаровского края.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2021 по делу № А40-50084/21-2-234, заявленные требования ООО «Тумнинский прииск» удовлетворены, признан незаконным отказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации во включении инвестиционного проекта ООО «Тумнинский прииск» в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов от 01.03.2021 № ЕВ-14927/08. Указанное решение Арбитражного суда вступило в законную силу.
03.12.2021г. издан Приказ Минпромторга № 4806 о включении инвестиционного проекта ООО «Тумнинский прииск» в перечень приоритетных в области освоения лесов.
В последней актуализированной редакции концепции инвестиционного проекта, направленной в адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации 30.12.2020г., начало реализации проекта определено на 1 кв. 2021г.
Ввиду длительных сроков судебных разбирательств, фактически проект был включен в перечень ПИП в 4 кв. 2021г., а именно, 03.12.2021г.
На дату издания Минпромторгом РФ Приказа о включении проекта ООО «Тумнинский прииск» в ПИП, срок начала реализации инвестиционного проекта истек, что не позволяет ООО «Тумнинский прииск» своевременно выполнять обязательства по исполнению поквартального графика реализации проекта.
Поквартальный график реализации проекта фактически смещен на год: в Распоряжении Правительства Хабаровского края от 17.09.2020г. № 982-рп (в редакции Распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.12.2020г. №1425-рп) указано начало - с 1 кв. 2021г., необходимо изменить на 1 кв. 2022г.; окончание - с 4 кв. 2022г. изменить на 4 кв. 2023г.
В соответствии с п. 27 Постановления № 190, нарушение поквартального графика реализации проекта более, чем на один год, является основанием для направления инвестору предписания о необходимости устранения нарушений. В случае неустранения нарушений в определенный предписанием срок, проект может быть исключен из перечня приоритетных в области освоения лесов.
Согласно письму Минпромторга от 29.12.2021 № 116426/08, адресованному Комитету лесного хозяйства Хабаровского края, контроль за исполнением поквартального графика будет осуществляться в соответствии с поквартальным графиком, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 17.09.2020 № 982-рп (в редакции Распоряжения Правительства Хабаровского края от 28.12.2020 № 1425-рп), то есть, по уже неактуальному графику.
Письмом от 01.02.2022 № С2-15-1189, адресованным ООО «Тумнинский прииск», Комитет лесного хозяйства Хабаровского края, запросил информацию о причинах нарушения графика реализации проекта, предупредив о том, что в случае выявления нарушений реализации инвестиционного проекта, сроком более одного года, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений.
Письмом от 10.02.2022 № 10 ООО «Тумнинский прииск» в ответ сообщило об обращении в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о внесении изменений в поквартальный график, и выразило свое мнение о нецелесообразности проведения выездных проверок исполнения графика до решения вопроса судом. Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского привлечено к участию в данном деле в качестве третьего лица.
Письмом Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края от 11.04.2022 № 05-50-4351 ООО «Тумнинский прииск» уведомлено о проведении 25.04.2022г. выездной проверки исполнения ООО «Тумнинский прииск» поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание центра лесопереработки в муниципальном районе им. Лазо».
В связи с этим, ООО «Тумнинский прииск» считает необходимым до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-933/2022 принять обеспечительные меры, а имено:
Приостановить проведение выездной проверки исполнения ООО «Тумнинский прииск» поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание центра лесопереработки в муниципальном районе им. Лазо», назначенной Министерством лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на 25.04.2022.
Запретить Министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края проведение любых мероприятий по проверке исполнения ООО «Тумнинский прииск» поквартального графика в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание центра лесопереработки в муниципальном районе им. Лазо».
Поскольку непринятие этих мер нарушит права ООО «Тумнинский прииск», причинит значительный ущерб заявителю, а именно, повлечет установление проверкой нарушения графика реализации проекта и дальнейшее исключение проекта Общества из перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В случае непринятия обеспечительных мер, ООО «Тумнинский прииск» будет вынуждено в судебном порядке признавать проведенную выездную проверку и ее результаты недействительными.
Изучив заявление, суд не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обеспечительными мерами являются срочные временные меры, применяемые в случае, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно статье 91 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обеспечительными мерами могут быть, в том числе наложение ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
В соответствии с частью 3 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ - обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» - при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объема имущества.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
В тех случаях, когда законами либо международными договорами установлены особенности применения обеспечительных мер в отдельных сферах правоотношений, норма части 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ о процессуальных основаниях применения обеспечительных мер подлежит применению, если законом или международным договором не установлено иное.
В пункте 10 указанного постановления разъяснено, что при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
С учетом приведенных правовых норм и разъяснений, обеспечительная мера не может быть применена судом по первому требованию заявителя, а необходимость ее применения должна быть доказана.
Приведенные Обществом в заявлении аргументы не подтверждают невозможность или затруднительность исполнения решения суда по настоящему делу, носят предположительный характер.
При обращении с заявлением о принятии обеспечительных мер, ООО «Тумнинский прииск» доказательств невозможности исполнения решения суда, а также доказательств причинения значительного ущерба заявителю не представлено.
Как указано ранее, целью предстоящей проверки является проверка исполнения ООО «Тумнинский прииск» поквартального графика и достоверности отчетных данных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание центра лесопереработки в муниципальном районе им. Лазо».
ООО «Тумнинский прииск» не лишено возможности обжалования действий, решений Министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, не зависимо от результата рассмотрения настоящего дела.
Таким образом, установленные законом основания для принятия заявленных обеспечительных мер отсутствуют.
Руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184, 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
В удовлетворении заявления (ходатайства) Общества с ограниченной ответственностью «Тумнинский прииск» о принятии обеспечительных мер по делу №А73-933/2022 - отказать.
Определение может быть обжаловано.
Судья Р.А. Руденко