ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-10734/15 от 08.02.2016 АС Республики Хакасия

Арбитражный суд Республики Хакасия

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ruhttp://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Абакан

8 февраля 2016года                                                                                     Дело № А74-10734/2015

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи И.А. Курочкиной

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

к Межрегиональному Управлению Государственного автодорожного надзора                                  по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы                      по надзору в сфере транспорта (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления от 19.11.2015 № 006397 о назначении административного наказания.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным                          и отмене постановления Межрегионального Управления Государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) от 19.11.2015 № 006397                          о назначении административного наказания.

Названным постановлением предприниматель привлечён к административной ответственности, предусмотренной  частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Согласно указанному постановлению тяжеловесное  транспортное средство, принадлежащее предпринимателю, двигалось по федеральной автомобильной дороге с превышением допустимой нагрузки на ось, что является нарушением статьи 29 Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений                            в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ).

Определением арбитражного суда от 16 декабря 2015 года заявление принято в порядке упрощённого производства, срок для представления сторонами доказательств и отзыва                          на заявление установлен не позднее 14 января 2016 года, срок для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований              и возражений в обоснование позиции, - не позднее 4 февраля 2016 года.

13.01.2016 управление представило пояснения, в которых просит прекратить производство по делу в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу  и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.

Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке упрощённого производства                                в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав материалы  дела, арбитражный суд пришёл  к выводу  о наличии  оснований  для  прекращения  производства  по делу  в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела                              по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской                и иной экономической деятельности.

Статьей 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные                                       с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Согласно части 1 статьи 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении                       к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными                  в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи                              с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности,                                 об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 207 АПК РФ).

В свою очередь, в силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу                                     об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Из содержания пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением              в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» следует, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникшим                               из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями.

Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к компетенции арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

В рамках настоящего дела предпринимателем оспаривается постановление управления                     о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, за несоблюдение статьи 29 Закона № 257-ФЗ, а именно, за движение                                      по федеральной автомобильной дороге на тяжеловесном транспортном средстве                                 с превышением допустимой нагрузки на ось.

Статья 12.21.1 КоАП РФ расположена в главе 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» ипредусматривает ответственность                           за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства                                 с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных                     в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо      с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.

Согласно статье 1 Закона № 257-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.

Целями упомянутого Закона являются определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности                               в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований; совершенствование государственного управления в области дорожной деятельности; обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния; содействие внедрению перспективных технологий и стандартов в области дорожной деятельности; обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности; улучшение инвестиционного климата в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности; обеспечение интеграции автомобильных дорог в международную транспортную сеть (статья 2 Закона).

В рассматриваемом случае заявитель привлечен к административной ответственности как лицо, которое не соблюдает требования Закона № 257-ФЗ. То обстоятельство, что ФИО1 имеет статус индивидуального предпринимателя и осуществляет хозяйственную деятельность, само по себе не может являться основанием для  отнесения  настоящего спора  к компетенции арбитражного  суда.   

Доказательств обращения заявителя в суд общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства по правилам главы 30 КоАП РФ материалы дела                 не содержат, тогда как определением от 16.12.2015 предпринимателю предлагалось представить такие доказательства.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.02.2014 № 261-О дела по жалобам на постановления                    об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц                             и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции.

В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации                          от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 19.12.2013 № 40), разъяснено, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных                в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи                                    с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды                         и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.

Оспариваемым постановлением предпринимателю вменяется движение принадлежащего ему тяжеловесного транспортного средства по федеральной автомобильной дороге                        с превышением допустимой нагрузки на ось. Следовательно, спорное правонарушение                 не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из требований статей 27, 29, 207 АПК РФ к характеру спорных правоотношений, основания для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении за нарушение требований                 в области дорожного движения в порядке главы 25 АПК РФ у предпринимателя отсутствовали.

Аналогичная позиция отражена в постановлениях Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2015 по делу № А45-12663/2015, от 28.12.2015 по делу                     № А03-18457/2015, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.0.12016                    по делу № А55-26303/2015, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2015 по делу № А26-2644/2015.

Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 № 623-О-П и от 15.01.2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, неуполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, неуполномоченный                                   на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые                     в результате такого рассмотрения судебные акты, не обеспечивают гарантии прав и свобод                в сфере правосудия.

Арбитражный суд считает, что положения пункта 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, части 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагают возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за несоблюдение требований в области дорожного движения, не связанных с осуществлением  предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Прекращая производство по делу, не отнесенному к компетенции арбитражного суда, суд учитывает изложенные выше нормы права и принцип доступности судопроизводства. Заявителю разъясняется, что он имеет право обратиться с соблюдением правил подведомственности с заявлением об оспаривании постановления административного органа в суд общей юрисдикции.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу № А74-10734/2015.

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья                                                                                                                                       И.ФИО2