АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова,74, а/я 147
факс 8 (390-2) 288-155, тел. 8 (390-2) 299-500
http://khakasia.arbitr.ru e-mail: info@khakasia.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
по результатам рассмотрения заявления
г.Абакан
21 мая 2008 года Дело №А74-1461/2007
Резолютивная часть определения объявлена 14 мая 2008 года. Определение в полном объёме изготовлено 21 мая 2008 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Н.Н. Кобыляцкой,
судей: А.А. Федулкиной, С.М. Тропиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания И.П.Ходыревой,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы Российской Федерации о признании недействительным решения комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21 марта 2008 года по делу № А74-1461/2007 о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод», г.Абакан,
при участии в судебном заседании:
председателя собрания комитета кредиторов– Двигуна П.С.,
конкурсного управляющего ФИО1,
представителя ФНС - ФИО2 по доверенности № 19-01/120100 от 30.07.2007,
представителя ЗАО «Первомайское» – ФИО3 по доверенности от 08.01.2008,
представителя ЗАО «Сарагашское» - директора ФИО4,
представителя ООО «Котёл-сервис» - директора ФИО5
Открытое акционерное общество «Хакасский молочный завод» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), поскольку имеет просроченную кредиторскую задолженность в размере 27 272 584 рублей и не в состоянии её погасить.
Решением арбитражного суда от 28 декабря 2007 года открытое акционерное общество «Хакасский молочный завод» признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введено конкурсное производство сроком на 1 год, конкурсным управляющим утверждён ФИО1
Требования Федеральной налоговой службы Российской Федерации в общей сумме 2 984 755 рублей 33 копейки признаны обоснованными и включены в реестр требований кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» на основании определений Арбитражного суда Республики Хакасия:
- от 13 августа 2007 года на сумму 1 865 788 рублей 35 копеек;
- от 12 сентября 2007 года на сумму 4 749 рублей 69 копеек;
- от 31 марта 2008 года на сумму 75 508 рублей 67 копеек;
- от 17 апреля 2008 года на сумму 122 677 рублей;
- от 24 апреля 2008 года на сумму 916 031 рубль 62 копейки.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации обратилась 17 апреля 2008 года в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21.03.2008; просит отменить решение комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21.03.2008 по вопросу утверждения регламента комитета кредиторов в связи с несоответствием утвержденного регламента комитета кредиторов требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и в связи с превышением полномочий комитетом кредиторов при принятии Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод».
Извещением арбитражного суда от 23 апреля 2008 года рассмотрение заявления назначено на 14 мая 2008 года.
Представитель ФНС в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил отменить решение комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21.03.2008 в связи с несоответствием утвержденного регламента комитета кредиторов требованиям законодательства, а также в связи с тем, что комитетом кредиторов допущено превышение полномочий.
Заявление Федеральной налоговой службы Российской Федерации мотивировано следующим:
- исходя из толкования пункта 2 статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» такая функция, как взаимодействие с судебными и государственными органами исполнительной власти в процессе банкротства открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод», не относится к компетенции собрания кредиторов, и, соответственно, не может быть передана комитету кредиторов;
- пункт 4 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод», в соответствии с которым в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов имеет право организовывать и проводить собрание кредиторов, противоречит требованиям пункта 7 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
- пункт 6 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» о полномочии комитета кредиторов давать согласие на продажу имущества и заключение иных сделок в период проведения процедуры конкурсного производства, противоречит пункту 3 статьи 129, пункту 1 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
- пункт 8 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» о полномочии комитета кредиторов принимать решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника, не соответствует пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Председатель собрания комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» ФИО6 с доводами заявления не согласен, просит отказать в удовлетворении требования ФНС об отмене решения комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21.03.2008 на основании следующего:
- относительно довода Федеральной налоговой службы Российской Федерации о том, что комитету кредиторов не предоставлены полномочия по взаимодействию с судебными и государственными органами, указал на то, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов для осуществлении возложенных на него функций вправе обжаловать в арбитражный суд действия арбитражного управляющего, принимать другие решения, а также совершать иные действия в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; более того, в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов,
- относительно довода о несоответствии пункта 4 Регламента пункту 7 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указал на отсутствие противоречий указанного пункта Регламента пункту 5 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
- на довод Федеральной налоговой службы Российской Федерации о противоречии пункта 6 Регламента статьям 129, 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указал, что положения пункта 6 Регламента отражают положения пункта 5 статьи 110, пункта 3 статьи 111, пунктов 1, 3, 6 статьи 139, пункта 1 статьи 140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым комитет кредиторов даёт согласие конкурсному управляющему на уступку прав требования, определение начальной цены продаваемого имущества, определяет порядок реализации имущества в случае, если оно не было продано в порядке, предусмотренном Положением о продаже имущества;
- по поводу довода заявителя о противоречии пункта 8 Регламента положениям статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указал на то обстоятельство, что в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счёт средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов, следовательно, у комитета кредиторов имеется право на принятие решений по утверждению увеличения расходов конкурсного управляющего на оплату труда привлекаемых работников.
Конкурсный управляющий поддержал правовую позицию председателя собрания комитета кредиторов, просил в удовлетворении заявления ФНС отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Согласно статье 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов вправе принимать решения в случае предоставления собранием кредиторов таких полномочий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Собранием кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» 07.12.2007 принято решение об избрании комитета кредиторов должника, состав которого определён представителями конкурсных кредиторов.
Собранием кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» 29.02.2008 принято решение о передаче комитету кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», Гражданским кодексом Российской Федерации, а также другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с протоколом комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21 марта 2008 года комитетом кредиторов приняты решения:
- об избрании председателем комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» ФИО7;
- об утверждении Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод».
В раздел «Функции комитета кредиторов» Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» комитетом кредиторов включена функция взаимодействия с судебными и государственными органами исполнительной власти в процессе банкротства открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод».
Уполномоченный орган полагает, что указанная функция не может быть передана комитету кредиторов, так как не относится к компетенции собрания кредиторов и, соответственно, к компетенции комитета кредиторов.
Арбитражный суд находит данный довод уполномоченного органа несостоятельным, поскольку Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не запрещает взаимодействие собрания кредиторов и комитета кредиторов с судебными и государственными органами исполнительной власти в процессе банкротства организации в своих интересах. Уполномоченным органом не приведены правовые нормы, которым противоречит данный пункт Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод». Пункт 2 статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», на который ссылается заявитель, регламентирует лишь случаи, когда собранием кредиторов должны приниматься решения большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов.
В соответствии с пунктом 4 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» комитет кредиторов имеет право организовывать и проводить собрание кредиторов.
Уполномоченный орган полагает, что указанный пункт противоречит требованиям пункта 7 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», что организация и проведение собраний кредиторов возложено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» непосредственно на арбитражного управляющего.
Арбитражный суд считает, что указанное положение Регламента комитета кредиторов не противоречит Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае, если собрание кредиторов не проведено арбитражным управляющим в сроки, установленные пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, собрание кредиторов может быть проведено лицами, требующими его созыва.
Таким образом, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», комитет кредиторов имеет право организовывать и проводить собрание кредиторов, и пункт 4 «Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» соответствует Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».
Поскольку уполномоченный орган не доказал, что принятые комитетом кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» решения по указанным выше двум пунктам Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» противоречат закону или иным правовым актам, нарушают его права и законные интересы как лица, участвующего в деле о банкротстве, заявление в этой части не обоснованно и не подлежит удовлетворению.
В части доводов Федеральной налоговой службы Российской Федерации о недействительности решения комитета кредиторов в части утверждения пунктов 6, 8 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно пункту 6 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» комитет кредиторов имеет право давать согласие на продажу имущества и заключение иных сделок в период проведения процедуры конкурсного производства.
Уполномоченный орган полагает, что указанный пункт противоречит пункту 3 статьи 129, пункту 1 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Арбитражный суд, оценив данный довод заявителя, счёл его обоснованным, т.к. правомочие распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, отнесено к компетенции конкурсного управляющего (пункт 3 статьи 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) и зависимость его от согласия кредиторов при заключении сделок законом не предусмотрена.
Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» полномочия арбитражного управляющего, возложенные лично на него в соответствии с настоящим Федеральным законом, не могут быть переданы иным лицам.
К компетенции комитета кредиторов пунктом 1 статьи 139 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» отнесено утверждение предложения конкурсного управляющего о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника.
Таким образом, решение комитета кредиторов от 21.03.2008 в части утверждения пункта 6 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» следует признать недействительным.
Пункт 8 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» устанавливает, что к полномочию комитета кредиторов относится принятие решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника.
Уполномоченный орган считает данный пункт Регламента не соответствующим пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Принятие решений, влекущих увеличение расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда работников должника, не отнесено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» к компетенции комитета кредиторов. В соответствии со статьями 24, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий самостоятельно решает вопрос привлечения для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счёт имущества должника, кредиторы вправе только установить иной источник оплаты их деятельности.
Что касается оплаты труда работников должника, то это является обязанностью конкурсного управляющего, исполняемой им в соответствии со статьями 121, 134,136 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", и передача этих вопросов для решения кредиторами противоречит указанным положениям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, увеличение оплаты труда работников должника не предусмотрено нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", т.к. для расчётов по оплате труда принимается во внимание задолженность, сложившаяся по данным бухгалтерского учёта на определённую дату.
Таким образом, арбитражный суд считает обоснованным доводы Федеральной налоговой службы Российской Федерации о том, что решение комитета кредиторов от 21.03.2008 в части утверждения пунктов 6, 8 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» являются недействительными в силу их противоречия Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)».
Суд также отмечает, что в нарушение повестки собрания комитетом кредиторов в части утверждения пунктов 6, 8 Регламента установлена не предусмотренная законом и в нарушение закона дополнительная компетенция комитета кредиторов, т.е. решены вопросы, не имеющие отношение к регламенту работы комитета кредиторов.
В указанной части заявление является обоснованным.
Таким образом, решение комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21.03.2008 в части утверждения пунктов 6, 8 Регламента принято с превышением пределов компетенции комитета кредиторов, установленной статьёй 17 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", принято в нарушение вышеприведённых норм Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и потому недействительно в этой части.
Довод Федеральной налоговой службы о том, что противозаконность отдельных пунктов Регламента влечёт недействительность решения комитета кредиторов от 21.03.2008 вцелом в отношении всего Регламента, признан судом несостоятельным, т.к. он ничем не обоснован.
Руководствуясь статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Заявление Федеральной налоговой службы Российской Федерации, г.Москва, о признании недействительным решения комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21 марта 2008 года в части утверждения Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» удовлетворить частично.
Признать недействительным решение комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» от 21 марта 2008 года в части утверждения пунктов 6, 8 Регламента работы комитета кредиторов открытого акционерного общества «Хакасский молочный завод» раздела «Права комитета кредиторов» в силу его противоречия в этой части статьям 17, 24, 121, 129, 134, 136, 139 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В остальной части в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы Российской Федерации отказать.
Настоящее определение может быть обжаловано в апелляционном порядке не позднее, чем через четырнадцать дней со дня его принятия в силу .
Председательствующий судья Н.Н. Кобыляцкая
судьи: А.А. Федулкина
С.М. Тропина