Арбитражный суд Республики Хакасия
655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74
http://khakasia.arbitr.ruhttp://my.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о признании требований, подлежащими удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных
в реестр требований кредиторов должника
01 июля 2022 года Дело № А74-1509/2020
Резолютивная часть определения объявлена 29 июня 2022 года.
Определение в полном объеме изготовлено 01 июля 2022 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Игнатьевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Алагашевой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы (ИНН <***>, ОГРН <***>) о включении в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Золотой Лев» (ИНН <***>,
ОГРН <***>) 4 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителя Федеральной налоговой службы – ФИО1 по доверенности от 18.01.2022 года № 15 (служебное удостоверение);
представителя ОПФР по Республике Хакасия – ФИО2 по доверенности
от 10.01.2022 № 89 (служебное удостоверение),
установил:
ФИО3 обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия (далее – арбитражный суд, суд) с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Золотой Лев» (далее – должник).
Определением арбитражного суда от 19.02.2020 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
Решением арбитражного суда от 29.05.2020 должник признан несостоятельным (банкротом) по признакам отсутствующего должника, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО4
Информационное сообщение о признании должника банкротом опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 06.06.2020 № 100 (6821).
Определением от 20.09.2021 удовлетворено ходатайство конкурсного управляющего ФИО4, в отношении должника прекращена упрощенная процедура отсутствующего должника, суд перешел к процедуре конкурсного производства, применяемой в деле о банкротстве, по общим правилам, предусмотренным главой VII Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
17.02.2022 в арбитражный суд обратилась Федеральная налоговая служба (далее – уполномоченный орган) с заявлением о признании обоснованным требования в размере 4 000 руб. штрафа, как подлежащее удовлетворению ща счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Определением арбитражного суда от 25.02.2022 заявление уполномоченного органа принято к рассмотрению, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – третье лицо).
До судебного заседания от третьего лица поступили возражения на отзыв, дополнительные документы.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержала заявление, представила дополнительный документ; представитель третьего лица не возражала относительно удовлетворения заявления уполномоченного органа, поддержала доводы, изложенные в отзыве от 19.05.2022.
В соответствии со статьей 64, частью 1 статьи 66, статьями 184, 185 АПК РФ арбитражный суд определил приобщить к материалам дела поступившие до судебного заседания и представленные в судебном заседании документы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не является препятствием для рассмотрения заявления
в их отсутствие по частям 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения обоснованности требования уполномоченного органа арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона
о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве сведения о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликованы в газете «Коммерсантъ»
от 06.06.2020 № 100 (6821).
Уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении
в реестр требований кредиторов должника 17.02.2022, то есть за пределами срока установленного Законом о банкротстве.
В соответствии с пунктом 3 статьи 100 Закона о банкротстве возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение тридцати дней с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведений
о получении требований кредитора.
Конкурсный управляющий исполнил установленную пунктом 2 статьи 100 Закона
о банкротстве обязанность по включению в Единый федеральный реестр сведений
о банкротстве сведений о получении требования уполномоченного органа 26.05.2022 (сообщение № 8865498).
На дату рассмотрения арбитражным судом требования уполномоченного органа срок
на предъявление возражений истек.
В установленный законом срок в арбитражный суд от конкурсного управляющего поступили возражения относительно заявленного уполномоченным органом требования.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации
№ 257 от 29.05.2004 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора
в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», с учетом определения обязательных платежей, данного в абзаце пятом статьи 2 Закона о банкротстве, Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом на предъявление требований о включении
в реестр требований кредиторов должника сумм задолженности по страховым взносам
на обязательное социальное страхование, а также штрафных санкций в связи с их неуплатой и несвоевременной уплатой.
Уполномоченным органом к включению в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность по уплате обязательных платежей в размере 4 000 руб. – штрафа за несвоевременное предоставление сведений по форме СЗВ-М за период с 01.2019
по 07.2019.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, требование уполномоченного органа об установлении в деле
о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Как следует из представленных доказательств, у должника задолженность
по обязательным платежам образовалась в размере 3 500 руб. в связи с неуплатой штрафа
за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М
за период с 01.2019 по 07.2019 .
Должником сведения в УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия представлены
о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с 01.2019 по 07.2019 с нарушением срока - 01.09.2019.
Таким образом, указанная задолженность образовалась вследствие привлечения должника за нарушение пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ), а именно: не представления страхователем
в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчетный период январь-июль 2019 года, на основании вынесенных УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия актов о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 18.09.2019, решений о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.10.2019 № 014S19190003309, от 23.10.2019 № 014S19190003310,
от 23.10.2019 № 014S19190003311, от 23.10.2019 № 014S19190003312, от 23.10.2019
№ 014S19190003313, от 23.10.2019 № 014S19190003314, от 23.10.2019 № 014S19190003315.
Должник привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 указанного закона.
Данная задолженность подтверждена требованиями об уплате финансовых санкций
за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
от 20.11.2019 № 014S01190005032, от 20.11.2019 № 014S01190005031, от 20.11.2019
№ 014S01190005029, от 20.11.2019 № 014S01190005028, от 20.11.2019 № 014S01190005027, от 20.11.2019 № 014S01190005026, от 20.11.2019 № 014S01190005025.
В связи с неисполнением должником обязательств по добровольной уплате финансовых санкций УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия обратилось за взысканием задолженности в судебном порядке.
Судебным приказом Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.02.2020 по делу
№ А74-1544/2020, с должника взыскан штраф в сумме 3500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь-июль 2019 года.
Определением арбитражного суда от 03.03.2022 судебный приказ по делу
№ А74-1544/2020 отменен.
Кроме того, уполномоченным органом ко включению в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность в размере 500 руб. за непредставление сведений
о стаже застрахованных лиц за 2019 год.
Указанная задолженность образовалась вследствие привлечения должника
за нарушение пунктов 2-22 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, а именно: не представления страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме
СЗВ-СТАЖ за 2019 год, на основании вынесенного УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.05.2020 № 014S18200001665, решения о привлечении страхователя
к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 07.07.2020 № 014S19200001935.
Должник привлечен к ответственности на основании части 3 статьи 17 указанного закона.
Данная задолженность подтверждена требованием об уплате финансовой санкции
за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
от 07.08.2020 № 014S01200002379.
Доказательства того, что указанное решения оспорены и отменены, равно как оплаты финансовых санкций в указанном размере суду не представлены.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование уполномоченного органа в размере 4 000 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений
о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с 01.2019 по 07.2019 и непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год является документально подтвержденным и предъявлено правомерно, возможность принудительного взыскания этой задолженности с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 11 Обзора от 20.12.2016,
не утрачена.
Доказательства удовлетворения должником требования уполномоченного органа
в заявленном размере суду не представлены.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требование уполномоченного органа является обоснованным в размере 4 000 руб. - штрафа.
Доводы конкурсного управляющего об отсутствии оснований для удовлетворения требования уполномоченного органа ввиду того, что ФИО5 не являлась работником должника, а также того, что судебный приказ от 28.02.2020 по делу № А74-1544/2020 отменен, арбитражный суд признает несостоятельными по следующим обстоятельствам.
Как установлено выше, процедура привлечения должника к ответственности
за правонарушение УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия соблюдена, срок
на принудительное взыскание указанной задолженности не истек.
В соответствии со статьей 1 Закона № 27-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 167-ФЗ застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации,
работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 02.06.2015 № 21 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» судам следует исходить из того, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным
с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть первая статьи 15, часть вторая статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений (полномочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации, правообладателя исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, прав и обязанностей работодателя в трудовых отношениях с иными работниками организации и т.д.).
В связи с этим, в силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ и пункта 1 статьи 7 Закона № 167-ФЗ единственный участник (учредитель) общества является застрахованным лицом
и в отношении него должны быть предоставлены соответствующие сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц
от 18.05.2022 № ЮЭ9965-22-94458537, представленной в материалы настоящего обособленного спора третьим лицом в отношении должника, ФИО5 является единственным учредителем (участником) должника.
Относительно квалификации требования арбитражным судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий
и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору,
и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела
о банкротстве.
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника возбуждено 19.02.2020, обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах по форме
СЗВ-М за период с 01.2019 по 07.2019 и непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год возникла до указанной даты, следовательно, с учетом положений статьи 5 Закона о банкротстве, требования уполномоченного органа текущими
не являются.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
При этом арбитражный суд учитывает разъяснения, данные в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 93 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков
по делам о банкротстве» о том, что последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность
его восстановления законодательством не предусмотрена.
Такие требования, как это предусмотрено пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве, подлежат удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр (абзац 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.12.2004 № 86
«О правовом положении конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, заявивших свои требования после закрытия реестра требований кредиторов»).
Информационное сообщение о признании должника несостоятельным (банкротом)
и открытии конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 06.06.2020 № 100 (6821), уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием 17.02.2022, то есть по истечении установленного Законом о банкротстве срока.
Поскольку на момент предъявления уполномоченным органом своих требований реестр требований кредиторов должника закрыт, арбитражный суд в порядке пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве полагает признать требование уполномоченного органа в размере
4 000 руб. обоснованным, подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 16, 100, 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)», статьями 176, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
определил:
Признать обоснованным требование Федеральной налоговой службы в размере
4 000 руб. – штрафа и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника - общества с ограниченной ответственностью «Золотой Лев» (ИНН <***>), оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
Конкурсному управляющему ФИО4 внести требование Федеральной налоговой службы в размере 4 000 руб. в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра требований кредиторов.
Определение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения
в Третий арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья Е.В. Игнатьева