ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-1927/08 от 20.08.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД  РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

об отложении судебного разбирательства

город Абакан

20 августа 2008 года                                                                                     Дело № А74-1927/2008

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Веселковой А.П., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Республики Хакасия, город Абакан,

к Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия, город Абакан,

о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16 июля 2008 года,

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис», город Черногорск.

В судебном заседании принимали участие представители:

заявителя: ФИО1 (уведомление от 12 августа 2008 года № 8/3-6/33-08, служебное удостоверение № 89485);

Госкомитета по тарифам РХ: ФИО2 (доверенность от 11 января 2008 № 0/01-13); ФИО3 (служебное удостоверение от 29 апреля 2005 года № 9);

третьего лица – ООО «Теплосервис»: ФИО4 (доверенность от 07 мая 2008 года); ФИО5 (доверенность от 04 июля 2008 года).

Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия (далее – Госкомитет по тарифам) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16 июля 2008 года.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, полагает, что постановление Госкомитета по тарифам не соответствует действующему законодательству и подлежит отмене по следующим основаниям.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 апреля 2007 года № 68 - э/5 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» для Республики Хакасия на текущий год утверждены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод 113 %, на товары и услуги организаций, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов 113 %, максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию 144,5 %. Предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги для населения Республики Хакасия определен 115%.

Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 22 июня 2007 года № 9 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения г. Черногорска определен 115%.

Постановлением Государственного Комитета по тарифам Республики Хакасия от 3 февраля 2006 года № 4 (в ред. от 27 марта 2008 года № 18) утверждён реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. В данный реестр включено ООО «Теплосервис».

Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 28 марта 2008 года № 20 установлен и введен в действие с 01 апреля 2008 года тариф на производство тепловой энергии для ООО «Теплосервис».

В соответствии с агентским договором № Тес-20 от 01 февраля 2008 года ООО «Центр делового сотрудничества» приняло на себя обязательства от своего имени производить сбор наличных и безналичных денежных средств абонентов ООО «Теплосервис» (физических и юридических лиц) за поставленные им тепловую энергию и горячую воду.

В конце мая 2008 года ООО «Центр делового сотрудничества» были предъявлены абонентам ООО «Теплосервис» - физическим лицам счета на оплату за потребленные услуги за апрель 2008 года. Рост платежей, характеризуется цифрами, приведёнными в заявлении (на примере <...> <...>) и свидетельствуют о том, что ООО «Теплосервис» при предъявлении счетов населению на оплату предоставленных коммунальных услуг не был соблюдён установленный Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 апреля 2007 года № 68 - э/5 предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги. В связи с этим совокупный размер платы населения за все предоставленные коммунальные услуги возрос свыше 115%.

Таким образом, в действиях ООО «Теплосервис» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1. ст. 14.6. КоАП РФ - завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного).

В качестве основания для прекращения по данному административному делу Госкомитетом по тарифам указано, что увеличение стоимости коммунальных услуг для граждан потребителей произошло не по вине теплоснабжающего предприятия своевременно в письменном виде обратившемся в орган местного самоуправления за решением вопроса об установлении тарифа на отопление жилых помещений, но не получившим положительного ответа.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210 - ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»    определено,    что    органы    регулирования    муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

Вышеуказанная статья Федерального закона от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ, а также статья 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ предусматривают, что в области государственного регулирования тарифов органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.

Учитывая, что в настоящее время Закон Республики Хакасия о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов на тепловую энергию не принят, органы местного самоуправления муниципального образования город Черногорск не вправе утверждать (устанавливать) тарифы на отопление жилых помещений.

Приведённые факты свидетельствуют о том, что Госкомитетом по тарифам Республики Хакасия не правильно были оценены юридически значимые факты, что привело к незаконному освобождению ООО «Теплосервис» от административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6. КоАП РФ.

Представитель Госкомитета по тарифам требования не признал, пояснив следующее.

Согласно объяснению генерального директора ООО «Теплосервис» ФИО6, общество применяет тариф на выработку тепловой энергии, установленный Госкомитетом с 01 апреля 2008 года. При расчёте платы населению, применялись нормативы теплопотребления, утверждённые Администрацией г.Черногорска на 2008 год. Руководство ООО «Теплосервис», оценив, что плата граждан за тепловую энергию возрастёт свыше 14,5 %, неоднократно обращалось в Администрацию г.Черногорска с заявлениями о корректировке нормативов, либо определении источника покрытия, возникающих у хозяйственного общества убытков в результате применения нормативов. Кроме того, ООО «Теплосервис» обратилось с заявлением в арбитражный суд об отмене постановления Администрации г.Черногорска. После обращения в Администрацию г.Черногорска за урегулированием возникшей ситуации ООО «Теплосервис» получило ответ о том, что это не входит в её компетенцию. Исходя из полученного ответа ООО «Теплосервис» приняло решение руководствоваться в своих расчётах экономически обоснованным тарифом, установленным Госкомитетом с 01 апреля 2008 года.

04 февраля 2008 года ООО «Теплосервис» обратилось в Госкомитет по тарифам с заявлением об установлении тарифа на выработку тепловой энергии на 2008 год. 25 марта 2008 года ООО «Теплосервис» представило скорректированные экономические расчёты на выработку тепловой энергии на 2008 год в размере 603 рублей 82 копеек за 1 Гкал.

28 марта 2008 года постановлением № 20 Госкомитет утвердил и ввёл в действие с 01 апреля 2008 года по 31 декабря 2008 года тариф на производство тепловой энергии для ООО «Теплосервис» в размере 558 рублей 13 копеек за 1 Гкал. 

Федеральная служба по тарифам России определила на 2008 год для Республики Хакасия предельный рост тарифов на тепловую энергию в размере 114.5 %. При установлении тарифа на производство тепловой энергии для ООО «Теплосервис» а размере 558 рублей 13 копеек за 1 Гкал произошло снижение тарифа на 7.6%.

Постановлением от 22 июля 2007 года № 9 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учётом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год» Госкомитет установил предельный индекс изменения тарифов для г. Черногорска в размере 114.5 % .

Применяя указанный тариф ООО «Теплосервис» не допустило завышения или занижения регулируемых государством тарифов. Иное нарушение установленного порядка ценообразования - увеличение стоимости коммунальных услуг для граждан потребителей, произошло не по вине ООО «Теплосервис», своевременно, в письменном виде, обратившегося в орган местного самоуправления за решением вопроса установления тарифа на отопление жилых помещений, но не получившим положительного решения.

Кроме того, о возникшей ситуации ООО «Теплосервис» информировало прокурора г.Черногорска - письма от 04 июня 2008 года № 158; № 159 и от 17 июня 2008 года № 172. Согласно прилагаемому к последнему письму «Развёрнутому расчёту оплаты за оказанные услуги, предъявляемые населению после 01 апреля 2008 года» ООО «Теплосервис» обоснованно применяют тариф в размере 558 рублей 13 копеек за 1 Гкал, установленный Госкомитетом.

ООО «Теплосервис» не совершило завышение или занижение установленного Госкомитетом тарифа на производство тепловой энергии, а также обоснованно применило нормативы потребления тепловой энергии на отопление 1 м2, установленного постановлением Главы Администрации г.Черногорска от 30 ноября 2008 года № 3309 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, вывоза ТБО».

Поскольку ООО «Теплосервис» не совершило завышение или занижение установленного Госкомитетом тарифа на производство тепловой энергии, следовательно, не корректно в правовом смысле вести речь об установлении умысла. Умысел должностного лица ООО «Теплосервис» - генерального директора ФИО6 на нарушение жилищных прав граждан по административному делу не установлен.

Кроме того, решением арбитражного суда Республики Хакасия от 26 июня 2008 года по делу № А74-1139/2008 постановление Администрации г.Черногорска от 30 ноября 2007 года № 3309 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, вывоза ТБО» признано частично недействующим.

При указанных обстоятельствах, Госкомитет пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО «Теплосервис» события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Об отсутствии события административного правонарушения говорит тот факт, что ООО «Теплосервис» не завысило и не занизило регулируемый государством тариф на производство тепловой энергии. Противоправного поведения хозяйствующего субъекта Госкомитетом не установлено. Об отсутствии состава административного правонарушения говорит факт, что в действиях должностного лица ООО «Теплосервис» отсутствует виновность в виде прямого умысла. Увеличение стоимости коммунальных услуг для граждан потребителей, по мнению Госкомитета, произошло не по вине ООО «Теплосервис».

Принимая во внимание изложенное, 16 июля 2008 года Госкомитет производство по делу об административном правонарушении, возбуждённое 27 июня 2008 года прокурором г.Черногорска в отношении ООО «Теплосервис» по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, прекратил в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении была вручена 17 июля 2008 года представителю ООО «Теплосервис» и выслана в адрес Прокуратуры г.Черногорск.

При указанных обстоятельствах Госкомитет считает, что оснований для повторного проведения мероприятий по производству по делу об административном правонарушении не имеется, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении заявления прокуратуры Республики Хакасия об оспаривании постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16 июля 2008 года.

Представитель третьего лица – ООО «Теплосервис» поддержал позицию Госкомитета по тарифам, считает прекращение дела об административном правонарушении законным и обоснованным. Отзыва на заявление и документов, истребованных арбитражным судом, не представил. 

В судебном заседании прокурор ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Черногорска.

Представитель Госкомитета по тарифам РХ оставил заявленное ходатайство на усмотрение суда, пояснив, что к участию в производстве по административному делу Администрация города Черногорска не привлекалась, прямого интереса к делу у Администрации нет, судебный акт по настоящему делу не может повлиять на права и обязанности Администрации по отношению к одной из сторон.

Представитель третьего лица - ООО «Теплосервис» возражает против удовлетворения данного ходатайства, поскольку привлечение к делу Администрации города Черногорска в качестве третьего лица повлечёт процессуальные нарушения, так как Администрация не участвовала в административном деле.

В связи с необходимостью уточнения наличия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для привлечения к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Черногорска, арбитражный суд определил: рассмотреть заявленное ходатайство в судебном заседании 03 сентября 2008 года.

Представитель Госкомитета по тарифам в судебном заседании заявил ходатайство об объединении дела № А74-1927/2008 и дела № А74-1928/2008 в одно производство в целях процессуальной экономии.

Прокурор не возражает против заявленного ходатайства.

Представитель третьего лица - ООО «Теплосервис» не возражает против данного ходатайства.

В соответствии с частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции вправе объединить несколько однородных дел, в которых участвуют одни и те же лица, в одно производство для совместного рассмотрения.

Арбитражный суд установил, что в деле № А74-1927/2008 и в деле № А74-1928/2008 участвуют разные третьи лица - ООО «Теплосервис» и ООО «Тепловые системы». Кроме того, данные дела не являются однородными, поскольку оспариваются разные  постановления о прекращении производства по двум разным делам об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 2 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд определил: отказать в удовлетворении ходатайства об объединении дела № А74-1927/2008 и дела № А74-1928/2008 в одно производство.

В соответствии с частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.

Учитывая необходимость представления лицами, участвующими в деле, дополнительных доказательств по делу и в связи с непредставлением третьим лицом – ООО «Теплосервис» отзыва на заявление, арбитражный суд, руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Отложить судебное разбирательство по делу на 15 часов 30 минут 03 сентября 2008 года, провести судебное заседание в здании арбитражного суда по адресу: <...>, кабинет 301 – зал судебного заседания № 4, (помощник судьи Анчичекова И.В., телефон <***>). О явке в судебное заседание известить секретаря судебного заседания Веселковой А.П., кабинет 319.

2. Рассмотреть ходатайство прокурора о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Черногорска, город Черногорск, в судебном заседании 03 сентября 2008 года.

3. Отказать Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия в удовлетворении ходатайства об объединении дела № А74-1927/2008 и дела № А74-1928/2008 в одно производство.

4. Предложить представить:

Прокурору РХ: письменные пояснения со ссылками на нормы права относительно полномочий Администрации города Черногорска на установление тарифов на тепло, коммунальных платежей и нормативов потребления;

Госкомитету по тарифам РХ: переписку ООО «Теплосервис» с Администрацией города Черногорска по спорному вопросу; письменные пояснения со ссылками на нормы права относительно полномочий Администрации города Черногорска на установление тарифов на тепло, коммунальных платежей и нормативов потребления;

третьему лицу – ООО «Теплосервис»: учредительные документы (подлинники - для обозрения, копии – в материалы дела); копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица; письменный мотивированный отзыв на заявление; переписку ООО «Теплосервис» с Администрацией города Черногорска по спорному вопросу; документы, на основании которых оказываются услуги; внутренний документ общества об установлении размера тарифов; письменные пояснения со ссылками на нормы права относительно полномочий Администрации города Черногорска на установление тарифов на тепло, коммунальных платежей и нормативов потребления.

5. Лицам, участвующим в деле, обеспечить явку в судебное заседание представителей с документами, подтверждающими полномочия на ведение дела в соответствии со статьями 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

6.  Информация о движении настоящего дела (перерывах в судебных заседаниях) может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия www.arbitr.khakassia.ru.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия                                                                                                Е.В. Каспирович