ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-19379/18 от 05.03.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 об отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего

лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Е.В. Карамашевой 

рассмотрел в открытом судебном заседании ходатайство Совета депутатов города Абакана о  привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных  требований относительно предмета спора, Администрации города Абакана. 

В судебном заседании принимали участие:
от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 29.12.2018, паспорт;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - ФИО2 на основании доверенности от 12.12.2018 № 04-8388/ОМ, служебное удостоверение. 

Совет депутатов города Абакана обратился в арбитражный суд с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее- антимонопольный орган) о признании незаконным предупреждения о прекращении действия  (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от  21 сентября 2018 года № 19-П-18. 

В судебном заседании арбитражный суд рассматривает ходатайство Совета депутатов  города Абакана, представленное в суд 28.02.2019, о привлечении к участию в деле в качестве  третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора -  Администрации города Абакана. 

Представитель Совета депутатов в судебном заседании на заявленном ходатайстве  настаивал, пояснил, что Администрация города Абакана является участником бюджетного  процесса, вносит на рассмотрение Совета депутатов проект бюджета, а также исполняет его,  в этой связи итоговым судебным актом могут быть затронуты права указанного лица. 

Представитель управления просил в удовлетворении ходатайства отказать.

Рассмотрев ходатайство Совета депутатов о привлечении Администрации города  Абакана в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований  относительно предмета спора, арбитражный суд полагает отказать в его удовлетворении,  исходя из следующего. 

 В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований  относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до  принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции  арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по  отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по  ходатайству стороны или по инициативе суда. 

Критерием привлечения к участию в деле третьих лиц является прямой юридический  интерес, выражающийся в том, что вынесенный по делу судебный акт может создать,  изменить или прекратить субъективные права или обязанности третьего лица по отношению 


к одной из сторон в споре или повлечь факт нарушения лично принадлежащих ему прав или  возложения на него обязанностей вынесенным решением. 

При решении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица суду необходимо  установить, какой правовой интерес имеет данное лицо, каким образом судебный акт может  повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон, имеется ли  необходимость защиты его субъективных прав и охраняемых законом интересов. 

Материальный интерес у третьих лиц возникает в случае отсутствия защиты их  субъективных прав и охраняемых законом интересов в данном процессе, возникшем по  заявлению истца к ответчику. 

Лицо, чтобы быть привлечённым в процесс, должно иметь материальный интерес на  будущее. После разрешения дела судом у таких лиц возникают, изменяются или  прекращаются материально-правовые отношения с одной из сторон. 

В обоснование заявленного ходатайства Совет депутатов указывает, что  Администрация города Абакана является участником бюджетного процесса и как субъект  законодательной инициативы вносит на рассмотрение Совета депутатов проект бюджета  муниципального образования. 

В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК  РФ) бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации  деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных  участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,  утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению  бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению  бюджетной отчётности. 

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных  правовых актов представительных органов муниципальных образований (статья 11 БК РФ). 

На основании пункта 1 статьи 153 БК РФ законодательные (представительные) органы  рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской  Федерации и отчёты об их исполнении, осуществляют контроль в ходе рассмотрения  отдельных вопросов исполнения соответствующих бюджетов на своих заседаниях,  заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных)  органов, в ходе проводимых законодательными (представительными) органами слушаний и в  связи с депутатскими запросами. 

Законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по  бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, настоящим  Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для  обеспечения их полномочий должна быть предоставлена органами исполнительной власти,  местными администрациями, органами управления государственными внебюджетными  фондами вся необходимая информация (пункт 2 статьи 153 БК РФ). 

В силу пунктов 1 и 2 статьи 154 БК РФ исполнительно-распорядительные органы  муниципальных образований обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с  необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных  (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или)  порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и  составление бюджетной отчётности, представляют отчет об исполнении бюджета на  утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление  государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определённые  настоящим Кодексом и (или) принимаемыми в соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные  правоотношения. 


В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ

«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) органам местного  самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие),  которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению  конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаю принятия  актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых  актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону  или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них  какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Не согласившись с указанным предупреждением Хакасского УФАС России Совет  депутатов оспорил его в арбитражном суде. 

Таким образом, в настоящем деле предметом рассмотрения являются оценка действий  Совета депутатов по принятию решений о бюджете, в которых Хакасским УФАС России  усмотрены признаки нарушения Закона о защите конкуренции. 

То обстоятельство, что Администрация города Абакана может внести на рассмотрение  Совета депутатов проект решения о бюджете, предусматривающий предоставление  субсидий хозяйствующим субъектам без учёта положений Закона о защите конкуренции и  Закона о контрактной системе, не свидетельствует о том, что итоговый судебный акт может  повлиять на её права или обязанности как участника бюджетного процесса. 

Вопрос о взаимодействии участников бюджетного процесса при реализации их  бюджетных полномочий не входит в предмет рассмотрения настоящего спора. 

Доказательств того, что Совет депутатов обязан утвердить местный бюджет  исключительно в редакции исполнительного органа местного самоуправления, не приведено. 

Совпадение (несовпадение) позиций по спорному вопросу не свидетельствует о том,  что Администрация города Абакана имеет в рассматриваемом деле материально-правовую  заинтересованность. 

Заявитель не обосновал и не представил суду доказательств того, каким образом  исполнение принятого Советом депутатов бюджета будет влиять на права Администрации  города Абакана по отношению к одной из сторон. 

Иных доводов в обоснование необходимости привлечения Администрации города  Абакана к участию в деле в качестве третьего лица, Советом депутатов не приведено. 

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что оснований для  удовлетворения ходатайства Совета депутатов и привлечении к участию в деле в качестве  третьего лица - Администрации города Абакана, не имеется. В связи с этим в  удовлетворении ходатайства следует отказать. 

Руководствуясь статьями 51, 159, 176, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 


О П Р Е Д Е Л И Л:

 Отказать в удовлетворении ходатайства Совета депутатов города Абакана о 

привлечении к участию в деле № А74-19379/2018 в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Абакана. 

На определение может быть подана апелляционная жалоба в Третий арбитражный  апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия. Апелляционная жалоба  подаётся через Арбитражный суд Республики Хакасия. 

Судья Н.М. Зайцева