ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-2645/09 от 07.07.2009 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ru

e-mail: info@khakasia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении повторного предварительного судебного заседания
и о процессуальном правопреемстве

г. Абакан

07 июля 2009г.

Дело № А74-2645/2009

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В. рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению

Прокурора Республики Хакасия, г. Абакан,

к Совету депутатов муниципального образования Ширинский район, п. Шира,

о признании недействительным решения от 22 мая 2009г. № 247 «Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения»,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Хакасский», г. Абакан,

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия, г. Абакан.

В предварительном судебном заседании принимали участие представители: заявителя: Васильева Е.В., удостоверение 89584;

Совета депутатов МО Ширинский район: Тиханков Ю.Н. по доверенности от 29 июня 2009г.; третьего лица - ФГУ «Государственный природный заповедник «Хакасский»: Сас А.В. по доверенности 25 мая 2009г.;

третьего лица - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ: Фролова Е.Г. по доверенности от 26 июня 2009г. №179.

Прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 22 мая 2009г. № 147 «Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения».

Представитель прокурора Республики Хакасия в предварительном судебном заседании поддержал заявленное требование, пояснив следующее.

22 мая 2009г. Советом депутатов муниципального образования Ширинский район принято решение № 247 «Об объявлении земельных участков, принадлежащих муниципальному образованию Ширинский район на праве собственности, особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения», которым земельные участки, расположенные по адресам: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, кварталы 3, 4, 5, 6, 8, кадастровый №19:11:990101:330, площадью 2398643 кв.м.; Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый №19:11:100807:0178, площадью 54930 кв.м., объявлены особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения.


Пунктом 2 оспариваемого решения определено произвести объявление земельных участков особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения без изъятия земельных участков, которые планируется предоставить по частям гражданам и юридическим лицам для организации отдыха в аренду.

Данное решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район не соответствует нормам гражданского, земельного и природоохранного законодательства, нарушает право собственности Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 94 Земельного кодекса Российской Федерации порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, порядок ис- пользования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В Ширинском районе отсутствует правовой акт, устанавливающий данный порядок, а также регулирующий порядок использования земель вышеуказанной категории.

Таким образом, Советом депутатов муниципального образования Ширинский район принято решение об отнесении земель к землям рекреационного назначения местного значения в отсутствие порядка, установленного нормативным правовым актом органа местного самоуправления, в нарушение статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:330, 19:11:100807:0178, которые Советом депутатов муниципального образования Ширинский район объявлены особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения, находятся в границах территории Государственного природного заповедника «Хакасский», относятся к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, незаконно выделены Администрацией муниципального образования Ширинский район из земель Государственного природного заповедника «Хакасский» постановлениями от 06 октября 2008г. № 1949, от 22 июля 2008г. № 1377.

В соответствии со статьёй 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, право распоряжения федеральными землями принадлежит собственнику - Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (утратил силу с 01 июля 2006г. в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006г. № 53-ФЗ), основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является, в том числе включение этих земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Согласно статье 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (введена в действие 17 апреля 2006г. № 53-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.


В соответствии со статьёй 6 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 16 августа 1991г. № 432 создан государственный заповедник «Чазы» Министерства экологии и природопользования РСФСР в Хакасской ССР, общей площадью 24 141 га, в том числе за счёт земель в Ширинском районе, расположенных в районе озера Беле: земель совхоза им. XX съезда КПСС площадью 1 146 га, земель совхоза «Буденовский» площадью 3 026 га, земель запаса занятых водой 2 886 га. Исполнительному органу государственной власти республики поручено уточнить границы государственного природного заповедника.

На основании решения Ширинского районного Совета народных депутатов Хакасской автономной области Красноярского края от 26 декабря 1990г. № 191 «Об организации государственного Хакасского степного заповедника «Чазы», постановления администрации Ширинского района от 30 марта 1995г. № 160 «Об уточнении границ между заповедником «Чазы» и АООТ «Хакасский рыбокомбинат» Государственному природному заповеднику «Чазы» на участок озеро Беле выдан государственный акт на право собственности, владения, пользования землей, который зарегистрирован за № 96.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 октября 2004г. по делу №А74-3309/2004 постановление администрации Ширинского района от 30 марта 1995г. №160, которым у Государственного природного заповедника «Чазы» изъята часть территории площадью 252 га от дороги до западного берега Малого Плеса озера Беле, признано незаконным.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1999г. № 1004 в Республике Хакасия на базе реорганизуемых государственных природных заповедников «Малый Абакан» и «Чазы» учреждён государственный природный заповедник «Хакасский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. К территории государственного природного заповедника «Хакасский» отнесены земли реорганизуемых заповедников, в том числе земли Государственного природного заповедника «Чазы», общей площадью 27 295,3 га.

По заказу Росимущества Республики Хакасия ФГУП «Верхнеенисейское АГП» в 2004 году, с целью проведения государственного кадастрового учета земельного участка Государственного природного заповедника «Хакасский» на озере Беле, выполнены работы по землеустройству (землеустроительное дело по межеванию земельного участка Государственного природного заповедника «Хакасский», участок озера Беле, 2004 год), которые проводились по материалам межевания границ земельного участка Хакасского степного заповедника «Чазы» на озере Беле, выполненным в 1993 году экспедицией № 7 «Восточно-Сибирское АГП» (схема границ Хакасского степного заповедника «Чазы», 1993 год).

В соответствии с пунктом 1 Положения «О государственном природном заповеднике «Хакасский», утвержденного 12 ноября 1999г. Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственный природный заповедник «Хакасский» является учреждением федерального значения.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1999г. № 1004 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Хакасия 20 января 2004г. зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу Ширинский район, участок на озере Беле, кадастровый номер 19:11:990101:0083, площадью 52 850 000кв.м., выдано свидетельство государственной регистрации права серии 19 МЮ № 158034.


Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 июня 2005г. по делу №А74-1057/2005 отказано в удовлетворении требований Администрации муниципального образования Ширинский район о признании незаконными действий ТУ Федерального агент- ства по управлению федеральным имуществом РФ по РХ по определению границ земельного участка, площадью 52 850 000 кв.м., с кадастровым номером 19:11:990101:0083 на озере Беле (изначально были заявлены требования о признании недействительным свидетельства от 20 января 2004г. серии 19 МЮ № 158034 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, кадастровый номер 19:11:990101:0083, о признании регистрации права собственности незаконным).

Арбитражный суд Республики Хакасия пришёл к выводу, что из государственного акта на земельный участок № 96, выписки из государственного земельного кадастра на земельный участок 19:11:990101:0083, свидетельства о праве федеральной собственности на данный земельный участок, следует, что земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий, принадлежит Российской Федерации в силу закона.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1999г. № 1004, Правительством Республики Хакасия 10 апреля 2008г. принято постанов- ление № 108 «Об уточнении границ государственного природного заповедника «Хакасский», в том числе участка на озере. Беле. Приложение № 1 к постановлению содержит описание границ с координатами точек, через которые проходит граница заповедника.

По заказу Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля» выполнены работы по территориальному землеустройству на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения - ГПЗ «Хакасский», включающие два этапа: 1. составление проекта территориального землеустройства в виде проекта границ ГПЗ «Хакасский», 2. межевание объекта землеустройства и подготовка землеустроительного дела (землеустроительное дело по упорядочению земельных участков, выполненное Омским филиалом ФГУП «ФКЦ «Земля», 2008 год).

При проведении данных работ выявлен факт наложения на территорию Государственного природного заповедника «Хакасский» земельных участков, расположенных по адресу Ширинский район, западный Берег Малого Плеса озеро Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:0178, от трассы «Шира-Новоселово» до горы «Чалпан» с кадастровым номером 19:11:990101:316, западный берег Малого Плеса озеро Беле, квартал 6, участок 8 с кадастровым номером 19:11:100807:57.

В связи с данными обстоятельствами, решением Управления Роснедвижимости по РХ от 14 октября 2008г. № 363 осуществление кадастрового учета изменений земельного участка ГПЗ «Хакасский» на озере Беле приостановлено.

Также решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 мая 2009г. по делу №А74-865/2009 признанно незаконным постановление администрации муниципального образования Ширинский район о предоставлении администрации района на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Ширинский район, западный берег Малого Плеса озера Беле, квартал 7, участок 1, кадастровый номер 19:11:100807:178, площадью 54930 кв.м., в силу его противоречие ст. 209 Гражданского кодекса РФ, ст. 94 Земельного кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 мая 2009г. по делу №А74-1146/2009 признаны незаконными действия Управления Федеральной реги- страционной службы по Республике Хакасия по государственной регистрации права собственности муниципального образования Ширинский района на земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:178, как противоречащие статьям 6, 7 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях, абзацам 3, 4 части 1 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», части 1 статьи 17, части 4 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.


В настоящее время в рамках дела №А74-2335/2009 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РХ оспаривается право собственности муниципального образования Ширинский район на земельный участок с кадастровым номером 19:11:100807:178.

Вопреки постановлению Правительства Республики Хакасия от 10 апреля 2008г. №108, которое является нормативным актом государственного органа, и в силу пункта 2 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации влечет возникновение гражданских прав и обязанностей, не смотря на вступившие в силу судебные акты арбитражного суда, которые в силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, установившие, что земельный участок от дороги (кадастровый номер земельного участка по дорогой 19:11:990101:3,16) до западного берега Малого Плеса озера Беле находится в границах Государственного природного заповедника «Хакасский» и является федеральной собственностью, Советом депутатов муниципального образования Ширинский район земельные участки с кадастровыми номерами 19:11:990101:330, 19:11:100807:0178 объявлены особо охраняемыми территориями рекреационного назначения местного значения.

В соответствии со статьёй 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации каких-либо решений о выделении из состава Государственного природного заповедника «Хакасский» земельных участков, изменении их статуса с особо охраняемых природных территории федерального значения на особо охраняемые территории местного значения, не принималось.

В соответствии со статьями 6, 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в государственные природные заповедники. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

Таким образом, оспариваемое решение Совета депутатов муниципального образования Ширинский район не соответствует статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 8, 9, 17, 94 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 2, 6, 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности Российской Федерации - собствен- ника земельного участка, нарушает права и законные интересы ФГУ «Государственного природного заповедника «Хакасский», у которого земельный участок находится в пользовании, и который в силу Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» обязан обеспечивать на территории заповедника режим особой охраны.

Представитель Совета депутатов муниципального образования Ширинский район в предварительное судебное заседание письменный мотивированный отзыв на заявление не представил. Устно пояснил, что Совет депутатов муниципального образования Ширинский район требование заявителя не признаёт, поскольку оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности Российской Федерации, ФГУ «Государственного природного заповедника «Хакасский». У Администрации Ширинского района есть право собственности на эти земельные участки. По мнению представителя Совета депутатов муниципального образования Ширинский район, оспариваемое решение является нормативным правовым актом, так как рассчитано на неоднократное применение.


Представители третьих лиц - Федерального государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Хакасский» и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия поддержали позицию прокурора Республики Хакасия, полагают, что заявленное требование подлежит удовлетворению.

Кроме того, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия заявлено письменное ходатайство о проведении процессуального правопреемства. Согласно указанному ходатайству на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009г. №63 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия реорганизовано в форме преобразования в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.

В подтверждение данного обстоятельства представлены: копия приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009г. №63 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом»; копия Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия, утверждённое приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05 марта 2009г. №63; копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица путём реорганизации в форме преобразования от 11 июня 2009г. серии 19 № 000738171; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 11 июня 2009гю серии 19 № 000738170.

Лица, участвующие в деле, не возражали против удовлетворения ходатайства третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия о процессуальном правопреемстве.

По результатам рассмотрения ходатайства о проведении процессуального правопреемства арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны её правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Для правопреемника все действия, совершённые в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает удовлетворить ходатайство третьего лица о его замене на правопреемника.

Учитывая непредставление ответчиком и третьим лицом - Федеральным государственным учреждением «Государственный природный заповедник «Хакасский» письменных отзывов на заявление, а также необходимость представления лицами, участвующими в деле, дополнительных документов по делу, арбитражный суд полагает назначить повторное предварительное заседание на 15 час. 00 мин. 29 июля 2009г.

Руководствуясь статьями 48, 135, 136, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:


1. Заявленное ходатайство удовлетворить, произвести замену третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Хакасия его правопреемником – Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Хакасия.

2. Предварительное судебное заседание назначить повторно на 15 час. 00 мин. 29 июля 2009г. в помещении арбитражного суда по адресу: г. Абакан, ул. Крылова, 74, кабинет 301 - зал судебного заседания №4, (помощник судьи Анчичекова И.В., тел. 299-513). О явке в заседание известить секретаря судебного заседания Веселкову А.П., кабинет 319.

3. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству представить: заявителю: письменные пояснения о том, является ли оспариваемый акт нормативным или ненормативным правовым актом; в случае необходимости - ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу; доказательства направления (вручения) ответчику в срок до 10 июля 2009г. прилагаемых к заявлению документов; доказательства того, что спорные земельные участки входят в земельный участок № 19:11:990101:0083;

ответчику: письменный мотивированный отзыв на заявление с документальным обоснованием позиции по делу; письменные пояснения о том, является ли оспариваемый акт нормативным или ненормативным правовым актом; в случае необходимости - ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу;

третьему лицу - ФГУ «Государственный природный заповедник «Хакасский»: письменный мотивированный отзыв на заявление с документальным обоснованием позиции по делу; доказательства направления (вручения) отзыва лицам, участвующим в деле; доверенность на представителя с правом представлять интересы в арбитражном суде; письменные пояснения о том, является ли оспариваемый акт нормативным или ненормативным правовым актом; в случае необходимости - ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу; доказательства того, что спорные земельные участки входят в земельный участок № 19:11:990101:0083;

третьему лицу - ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РХ: судебные акты по делам №А74-2621/2009, №А74-2335/2009; письменные пояснения о том, является ли оспариваемый акт нормативным или ненормативным правовым актом; в случае необходимости - ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу; доказательства того, что спорные земельные участки входят в земельный участок № 19:11:990101:0083.

4. Лицам, участвующим в деле, обеспечить явку уполномоченных представителей. Разъяснить сторонам, что в соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, заблаговременно, до начала судебного заседания.

5. Информация о движении настоящего дела (о перерывах в судебных заседаниях) может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия http://khakasia.arbitr.ru.

Настоящее определение в части процессуального правопреемства может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г.Красноярск, либо путём подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г.Иркутск, в течение двух месяцев после вступления определения в законную силу.

Судья

Е.В. Каспирович



2

3

4

5

6

7