ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-275/07 от 31.03.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

факс 8 (390-2) 288-155, тел. 8 (390-2) 299-722,

http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о рассрочке исполнения судебного акта

01 апреля 2008 года                                                                                        Дело № А74-275/2007

Резолютивная часть определения объявлена 31  марта 2008 года. Определение изготовлено в полном объёме 01 апреля 2008 года.

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи А.А. Федулкиной, при ведении протокола судебного заседания судьёй А.А. Федулкиной, рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан

 о рассрочке судебного акта по делу № А74-275/2007

при участии в судебном заседании:

от заявителя  - представителя ФИО1 по доверенности от 12.02.2008;

от Управления финансов  администрации МО Усть-Абаканский район – представителя ФИО1. по доверенности от 11.07.2007;

от взыскателя – ОАО «СУЭК» - представителей ФИО2 по доверенности № 19-01/178050 от 19.03.2008, ФИО3 по доверенности от   19.03.2008.

Открытое акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район о взыскании 4 286 412руб.64коп. задолженности за поставленный по договору поставки № СУЭК-ХАК/439С от 29.12.2005, но неоплаченный товар.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.02.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование Усть-Абаканский район, в лице Управления финансов и экономики администрации муниципального образования Усть-Абаканский район.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.04.2007 иск удовлетворен. Арбитражный суд принял решение о взыскании с Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации МО Усть-Абаканский район, пгт. Усть-Абакан, в пользу открытого акционерного общества «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», <...> 286 412руб.64коп. долга и 329 32руб.06коп. расходов по уплате государственной пошлины, а в случае недостаточности денежных средств у основного должника  -  с муниципального образования Усть-Абаканский район за счет казны муниципального образования в лице Управления финансов администрации муниципального образования Усть-Абаканский район.

22 октября 2007 года Арбитражным судом Республики Хакасия выдан исполнительный лист № 007875, который 07.11.2007 поступил на исполнение в отделение по Усть-Абаканскому району Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия.

07 марта 2008 года Управление жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район обратилось в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения судебного акта – решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 апреля 2007 года по делу № А74-275/2007.

Заявление мотивировано тем, что отделением УФК  приостановлены операции по расходованию средств  на лицевом счете № <***> Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта, связи и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район (далее по тексту Управление  ЖКХ ПЭТСА)  до исполнения исполнительного документа  № 007875. Управление ЖКХ ПЭТСА   ссылается на то, что  осуществляет финансирование бюджетных организаций всего Усть-Абаканского района, финансируя мероприятия по текущему и капитальному ремонту объектов, производит  финансирование целевых программ «Жилье», приобретение жилья детям-сиротам, вынужденным переселенцам.

Необходимость предоставления рассрочки исполнения судебного акта заявитель обосновывает тем, что в связи с приостановлением операций по лицевому счету  выполнение всех мероприятий оказалось под угрозой срыва: создалась аварийная ситуация с деятельностью по жизнеобеспечению 13 поселений МО Усть-Абаканский район;  в настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с обеспечением питьевой водой в с. Московское Усть-Абаканского района, где в результате аварии поврежден водопровод; необходимо финансирование работ по ремонту канализационных сетей в с. Тепличный  в связи с создавшейся угрозой  санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.  Финансирование может быть произведено только через Управление  ЖКХ ПЭТСА.

Заявитель указал, что МО Усть-Абаканский район является дотационным, доходы бюджета не покрывают его расходы.  Представитель заявителя пояснил, что им принимались меры к погашению задолженности перед взыскателем, в частности, направлялись запросы в Правительство Республики Хакасия, Верховный Совет Республики Хакасия, Комитет по бюджету, финансам налогам и ценам Верховного Совета Республики Хакасия о дополнительном выделении дотаций.

Представитель Управления ЖКХ ПЭТСА просил предоставить рассрочку исполнения судебного акта на 12 месяцев, начиная с 01.04.2008 по 30.03.2009 равными частями ежемесячно по 359 945руб.39коп, декабрь – 359 945руб.40 коп.

В судебном заседании 31.03.2008 заявитель уточнил, что с учетом  уплаченной суммы 400000руб. просит предоставить рассрочку уплаты оставшейся суммы долга - 3 886 412руб.64коп. на 12 месяцев путем уплаты платежей равными частями.

Заявитель сослался на то, что получение  взыскателем суммы долга гарантировано, так как в расходной части бюджета муниципального образования Усть-Абаканский район  на 2008 год запланированы средства  для исполнения решения арбитражного суда о взыскании в пользу ОАО «СУЭК» 4286412,64руб.

Вместе с тем исполнение данного решения единовременно невозможно в связи с дефицитом бюджета  МО Усть-Абаканский район, а также в связи с наличием  по состоянию на 01.01.2008г. кредиторской задолженности Управления ЖКХ ПЭТСА в сумме 12950,6млн.руб.

Управление финансов  администрации МО Усть-Абаканский район поддержало доводы Управления ЖКХ ПЭТСА, сообщив, что бюджет МО Усть-Абаканский район   на 2008 год принят с предельным уровнем дефицита. Уровень дотационности  бюджета составляет 69% к собственным доходам, план поступления доходов в бюджет  муниципального образования Усть-Абаканский район за 1 квартал 2008г. выполнен на 59,8% к квартальному плану. Таким образом, за январь-февраль  текущего года  бюджет района недополучил 2025,7тыс.руб.

Вместе с тем Управление финансов администрации МО Усть-Абаканский района подтвердило, что в бюджете  МО Усть-Абаканский район на 2008г. предусмотрены ассигнования на погашение кредиторской задолженности  ОАО «СУЭК» главному распорядителю – Управлению ЖКХ ПЭТСА.

При разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебного акта представитель Управления финансов  администрации МО Усть-Абаканский район просил учесть наличие бюджетного режима денежных средств должника, обязательность целевого использования бюджетных ассигнований, необходимость финансирования мероприятий районного масштаба  согласно бюджетной структуры расходов.

Представитель взыскателя (ОАО «СУЭК») возразил против удовлетворения заявления, поскольку заявителем не доказано отсутствие денежных средств на его счетах. Также представитель взыскателя указал, что в исполнительном листе указаны два ответчика, и в случае отсутствия денежных средств у заявителя, взыскание должно быть произведено с казны муниципального образования. Взыскатель полагает, что ответчик не представил доказательств отказа в получении кредита, займа, а также документы, подтверждающие включение в бюджет муниципального образования Усть-Абаканский район суммы задолженности.

Взыскатель считает, что предоставление рассрочки исполнения решения суда приведет к нарушению интересов взыскателя, так как задолженность  Управления ЖКХ ПЭТСА сложилась еще  в 2006 году.

Кроме того, взыскатель указал на то, что из представленной справки отделения федерального казначейства следует, что в период с 20 по 27 марта должником осуществлены денежные операции по лицевому счёту на общую сумму 1 614 086руб.26коп, в том числе 338 961руб.26коп. выплачено в счёт погашения кредиторской задолженности  прошлых периодов, при этом исполнительные листы от взыскателей в отделение федерального казначейства не предъявлялись.

Поясняя факт перечисления денежных средств по коду бюджетной классификации 05 02 3510500 006 в сумме 338 961руб.26коп. представитель Управления ЖКХ ПЭТСА сослался на то, что решением  Усть-Абаканского районного суда  от 16.12.2003 признано незаконным распоряжение Главы муниципального образования  об увеличении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, вследствие чего населению Усть-Абаканского района подлежат  возврату денежные средства в связи с завышением тарифа по ЖКУ. Представитель заявителя представил ведомость по возврату денежных средств населению на сумму 338 961руб.26коп.

Заслушав участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает, что заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район подлежит частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствие со статьёй 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению должника вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта.

Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета  по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений регламентировано статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что отделением по Усть-Абаканскому району УФК по Республике Хакасия 12.11.2007 в адрес должника было направлено уведомление № 9 о поступлении   исполнительного листа № 007875 ОАО «СУЭК».

В соответствии с частью 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.

14 февраля 2008 года отделением по Усть-Абаканскому району УФК по Республике Хакасия в адрес должника направлено уведомление № 1 о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете № <***> Управления ЖКХ ПЭТСА до устранения нарушений.

Согласно Положению Управление ЖКХ ПЭТСА является учреждением, наделяется имуществом, переданным ему в оперативное управление.

Основной задачей Управления является  осуществление от имени администрации МО Усть-Абаканский район  полномочий в области объектов жилищно-коммунального назначения; в области энергетики, транспорта, дорожного хозяйства, связи, в области строительства и архитектуры. Управление ЖКХ ПЭТСА осуществляет свою деятельность в сфере управленческих и иных функций некоммерческого характера.

Пунктом 3 ст. 242.5 Бюджетного кодекса предусмотрено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Таким образом, Бюджетным кодексом РФ установлен принцип адресности бюджетных средств, то есть должник – Управление ЖКХ ПЭТСА,  может распоряжаться бюджетными средствами для погашения задолженности по исполнительному документу  только по соответствующему коду бюджетной классификации – в данном случае по коду 0502 3510500 006, так как предпринимательской деятельности Управление не ведет.

Использование должником для погашения задолженности перед ОАО «СУЭК»  денежных средств с других счетов, и поступивших на иные цели, не  возможно, так как нецелевое использование бюджетных средств влечет  административную и уголовную ответственность (ст.289 БК РФ).

Как усматривается из материалов дела, по коду бюджетной классификации 0502 3510500 006 денежных средств у Управления для  единовременного исполнения исполнительного документа арбитражного суда было недостаточно, в связи с чем операции о расходованию средств по лицевому счету Управления ЖКХ ПЭТСА были приостановлены.

Пунктом 4. ст. 242.5 Бюджетного кодекса предусмотрено, что при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

Решением Совета  депутатов МО Усть-Абаканский район № 91 от 24.12.2007 «О бюджете муниципального образования Усть-Абаканский район на 2008год»  утверждена  ведомственная структура расходов бюджета МО Усть-Абаканский район на 2008г.

Из материалов дела следует, что 19.02.2008г. Глава МО Усть-Абаканский район  в Совет депутатов МО Усть-Абаканский район направил  письмо с просьбой внести  изменения в решение Совета депутатов МО Усть-Абаканский район № 91, в том числе увеличить бюджетные ассигнования  по главному распорядителю управлению ЖКХ ПЭТСА по классификации 05 02 3510500 006 в сумме 7753200руб., в том числе  26969700руб. на возмещение убытков предприятиям ЖКХ, возникшим в результате перерасчета коммунальных услуг населению за 2003-2004 и 5056500руб. на погашение кредиторской задолженности за уголь по решению Арбитражного суда РХ.

Решением Совета  депутатов МО Усть-Абаканский район № 9 от 26.02.2008 «О внесении изменений  в решение № 91 от 24.12.2007»  утверждена  ведомственная структура расходов бюджета МО Усть-Абаканский район на 2008г. в том числе по коду бюджетной классификации 05 02 3510500 006 «субсидии юридическим лицам» в сумме 7753200руб.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что  денежные средства для погашения кредиторской задолженности перед ОАО «СУЭК» в бюджет МО Усть-Абаканский район включены.

Вместе с тем  взыскание кредиторской задолженности единовременно невозможно в связи с дефицитом бюджета  МО Усть-Абаканский район (план поступления доходов в бюджет  муниципального образования Усть-Абаканский район за 1 квартал 2008г. выполнен на 59,8% к квартальному плану),  а также в связи с наличием  по состоянию на 01.01.2008г. кредиторской задолженности Управления ЖКХ ПЭТСА в сумме 12950,6млн.руб.

Следовательно приостановление операций по расходованию средств с лицевого счета  Управления ЖКХ ПЭТСА  может сохраняться в течение длительного времени до полного погашения требований исполнительного документа, предъявленного ОАО «СУЭК».

Данное положение вещей создает угрозу неисполнения уставных целей Управления ЖКХ ПЭТСА, являющегося в соответствии с решением о бюджете МО Усть-Абаканский район 2008г.  главным распорядителем средств в области жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения деятельности подведомственных учреждений.

Разрешая вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, арбитражный суд должен учитывать интересы как взыскателя, так и должника.

Проанализировав причины, в соответствии с которыми должник просит предоставить ему рассрочку исполнения решения, арбитражный суд установил, что должник не злоупотребляет своим правом и не намерен уклоняться от исполнения. При этом арбитражный суд исходит из наличия действительной реальной необходимости в предоставлении рассрочки.

Рассрочка уплаты долга   позволит Управлению ЖКХ ПЭТСА осуществлять расходование средств в соответствии с кодами бюджетной классификации, осуществлять свои непосредственные функции. Деятельность Управления в этом случае не будет парализована.

Вместе с тем арбитражный суд считает, что Управление  ЖКХ ПЭТСА имеет возможность рассчитаться в более короткий срок, и предоставление рассрочки на 12 месяцев не целесообразно. Платежным поручением № 22 от 04.02.2006  Управлением перечислено в счет погашения долга 400000руб.

Таким образом учитывая, что сумма, предъявленная ко взысканию, на день рассмотрения заявления составляет 3 886 412руб.64коп. арбитражный суд полагает предоставить рассрочку исполнения решения арбитражного суда от 09 апреля 2007 года на 9 месяцев, путём уплаты суммы 3 886 412руб.64коп. равными частями по 431 823руб.63коп, начиная с апреля 2008 года по декабрь 2008 года.

Предоставление рассрочки исполнения судебного акта в соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах  применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» не лишает взыскателя права на получение процентов в связи с просрочкой платежа. Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что предоставление должнику рассрочки исполнения судебного акта на срок 9 месяцев не повлечёт нарушения принципов справедливости и равенства участников гражданских правоотношений и не нарушит прав взыскателя.

Довод  ОАО «СУЭК», о том, что отсрочка  основному должнику не может быть предоставлена, так как в исполнительном листе указаны 2 должника, арбитражный суд признал несостоятельным,  поскольку взыскатель не воспользовался правом отзыва исполнительного листа и предъявления его  к субсидиарному ответчику в соответствии с п.8 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Субсидиарный должник несет дополнительную ответственность по обязательствам основного должника при отсутствии у него денежных средств. В данном случае, денежные средства у основного должника имеются, но их недостаточно для единовременного погашения долга перед ОАО «СУЭК», в связи с чем Управление ЖКХ ПЭТСА вправе было обратиться за  рассрочкой исполнения судебного акта.

Руководствуясь статьями 176, 184-185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства, промышленности, энергетики, транспорта и архитектуры администрации муниципального образования Усть-Абаканский район, п. Усть-Абакан, о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 апреля 2007 года по делу № А74-275/2007 удовлетворить частично.

2. Предоставить рассрочку исполнения судебного акта – решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 09 апреля 2007 года по делу № А74-275/2007 на 9 месяцев путём уплаты суммы 3 886 412руб.64коп. равными частями по 431 823руб.63коп, начиная с апреля 2008 года по декабрь 2008 года.

Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в суд апелляционной инстанции - Третий арбитражный апелляционный суд (г. Красноярск) либо в течение одного месяца после вступления определения в законную силу в суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (г. Иркутск), путём подачи апелляционной либо кассационной жалобы через  Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия                                                                                               А.А. Федулкина