ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-275/08 от 14.02.2008 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.rue-mail: info@khakasia.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в принятии обеспечительных мер

город Абакан

14 февраля 2008 года                                                                                      Дело № А74-275/2008

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Каспирович Е.В.,

рассмотрев заявление

индивидуального предпринимателя ФИО1, город Абакан,

о принятии обеспечительных мер по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, город Абакан,

к Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана, город Абакан,

о признании недействительным ненормативного правового акта – письма от 11 февраля 2008 года № 78,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Абакана, город Абакан,

установил следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта - письма Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана от 11 февраля 2008 года № 78 в связи с его несоответствием Федеральному закону от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

При обращении в арбитражный суд заявитель ходатайствовала о принятии обеспечительных мер в виде запрета Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана проводить конкурс на осуществление пассажирских перевозок на городском маршруте № 10, назначенный на 26 февраля 2008 года, до рассмотрения дела по существу.

Определением от 12 февраля 2008 года арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.

13 февраля 2008 года заявитель вновь обратился в арбитражный суд с заявлением об обеспечении заявленных требований в порядке статей 90, 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в виде приостановления проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городском маршруте № 10, назначенного на 26 февраля 2008 года, до рассмотрения дела по существу.

 Данное заявление мотивировано тем, что в своём ответе Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана уже указало на невозможность допуска к конкурсу автобуса ПАЗ 4234. То есть речь идет не о возможном проигрыше в конкурсе, а о недопуске к конкурсу. Участие в конкурсе с данным транспортным средством становится бессмысленным. В случае признания ответа Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана незаконным, будет невозможно исполнение судебного акта, так как конкурс пройдёт, будет определён иной победитель и предприниматель будет вынужден обжаловать теперь уже результаты проведённого конкурса. Заявитель считает, что приостановление проведения конкурса не нарушает баланс интересов заявителя, других лиц, осуществляющих свою деятельность по перевозке, и публичных интересов.

Рассмотрев заявление о принятии обеспечительных мер, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.

Согласно частям 1, 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

 Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Часть 2 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что в заявлении об обеспечении иска должна быть указана причина обращения с заявлением, обеспечительная мера, которую просит принять заявитель, и приложены документы, подтверждающие  обстоятельства, изложенные в заявлении.      

В пункте 10 Постановления от 12 октября 2006 года № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее.

При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам следует иметь в виду:

-  разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер;

- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;

-  обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;

- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из изложенного следует, что обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба. При этом заявитель обязанобосновать необходимость применения судом предложенной обеспечительной меры и представить доказательства, подтверждающие данные обстоятельства.

Арбитражный суд, оценив доводы заявителя, считает заявление о принятии обеспечительных мер необоснованным и бездоказательным.

Возможность возникновения у заявителя убытков при непринятии обеспечительных мер не обоснована заявителем и не доказана. Непринятие указанных мер не препятствует исполнению решения в случае удовлетворения заявления. Доводы заявителя носят предположительный характер и документально не подтверждены. Приведенные аргументы сводятся к констатации возможных в будущем для заявителя негативных последствий.

Таким образом, условия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для принятия мер по обеспечению иска, не соблюдены.

Кроме того, арбитражный суд учитывает следующее.

Согласно пункту 1.4 Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 220, конкурс проводится для выявления перевозчика, способного обеспечить лучшее качество предоставления услуг по регулярной перевозке пассажиров и багажа по городским маршрутам.

Пунктом 2.1 Порядка предусмотрено, что маршрутные пассажирские перевозки в городе Абакане осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия, а также принятыми в их исполнение подзаконными нормативными актами и настоящим Порядком.

В соответствии с пунктом 3.5 названного Порядка на любой свободный выход на маршруте Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана проводит конкурс после опубликования извещения о наличии свободных мест в газете «Абакан». На свободные после проведения конкурса выходы на маршруте Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана утверждает графики движения перевозчикам до проведения нового конкурса в порядке подачи заявлений в случае, если на данные выходы не были поданы заявки на участие в конкурсе.

Перевозки пассажиров по всем городским автобусным маршрутам осуществляются перевозчиком по графикам, утвержденным Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана по результатам проведенного конкурса (пункт 5.1 названного Порядка).

Сроки проведения конкурса на отдельные городские маршруты определяются Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана конкурса (пункт 5.2 названного Порядка).

Конкурс проводится один раз в три года. Рабочие маршрутные расписания утверждаются ежегодно, после опубликования городской маршрутной сети, утвержденной постановлением Мэра города Абакана конкурса (пункт 5.3 названного Порядка).

Согласно пункту 1.1 Положения о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, утверждённого решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 220, целями и задачами конкурса являются создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

К участию в конкурсе допускаются конкурсанты - юридические лица и физические лица, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, имеющие в соответствии с законодательством право на осуществление пассажирских перевозок и подавшие заявку (пункт 5.1 названного Положения).

Основным критерием определения победителя конкурса является наибольшее количество набранных баллов (пункт 6.1 названного Положения).

Из изложенного следует, что для осуществления маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане необходимо провести конкурс. Его организация является правом и обязанностью Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана.

Заявитель, в свою очередь, вправе принять участие в конкурсе при соблюдении им требований действующего законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия, принятых в их исполнение подзаконных нормативных и правовых актов, Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане и Положения о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования, утверждённых решением Абаканского городского Совета депутатов от 29 ноября 2005 года N 220.

Заявитель также имеет возможность обжаловать в судебном порядке результаты проведённого конкурса.

В случае принятия судом обеспечительных мер будут нарушены вышеприведённые требования нормативных актов о необходимости проведения конкурса.

Арбитражный суд также учитывает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Располагая сведениями о проведении конкурса по спорному маршруту, заявитель имел возможность принять меры к недопущению причинения ему ущерба в случае возможного недопуска к конкурсу или проигрыша конкурса. Риск недопуска к конкурсу или проигрыша конкурса и возможных в связи с этим убытков в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации лежит на предпринимателе.

Кроме того, арбитражный суд полагает, что указанные предпринимателем обеспечительные меры явно несоразмерны заявленному требованию. Так, заявителем оспаривается письмо, в котором содержится разъяснение о том, какие транспортные средства относятся к автобусам малого класса, а в качестве обеспечительных мер заявитель просит приостановить проведение конкурса по маршруту № 10 города Абакана. Следовательно, указанные предпринимателем обеспечительные меры могут нарушить баланс интересов заявителя, других лиц, осуществляющих деятельность по перевозке, и публичных интересов, в частности, привести к ущемлению прав иных перевозчиков и пассажиров, срыву внутригородских пассажирских перевозок, нарушению требований безопасности дорожного движения.

Учитывая указанные выше обстоятельства, а также тот факт, что заявителем не доказано наличие оснований, установленных статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд полагает в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 90, 91, 93, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Отказать индивидуальному предпринимателю ФИО1 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения Управлением коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана конкурса на осуществление пассажирских перевозок на городском автобусном маршруте общего пользования № 10, назначенного на 26 февраля 2008 года.

Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск, или путём подачи кассационной жалобы в течение двух месяцев после вступления определения в законную силу в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, г. Иркутск. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Судья Арбитражного суда

Республики Хакасия                                                                                                Е.В. Каспирович