АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147
http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е | |
о назначении дела к судебному разбирательству | |
г. Абакан | |
09 ноября 2012 года | Дело № А74-4859/2012 |
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Е.В. Каспирович рассмотрел в предварительном судебном заседании дело по заявлению
Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному комитету по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными и отмене постановлений от 09 октября 2012 года № 559 и № 560 о назначении административного наказания.
В предварительном судебном заседании принимали участие представители:
заявителя – председатель правления ФИО1 на основании протокола заседания Совета от 10 сентября 2010 года;
Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия – ФИО2 на основании доверенности от 21 марта 2012 года, ФИО3 на основании доверенности от 01 октября 2012 года.
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов (далее – организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия об отмене постановлений Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия (далее – комитет) от 09 октября 2012 года № 559 и № 560 о назначении административного наказания.
Представитель организации в судебном заседании требования поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении, пояснил следующее. В оспариваемых постановлениях указано, что организация 01.08.2012 выдала разрешения серии 19 № 010167 и серии 19 № 010168 на добычу охотничьих ресурсов (волк) в целях любительской и спортивной охоты сроком с 01.08.2012 по 31.12.2012. Компетенция организации по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в том числе волка, не оспаривается, право пользоваться охотничьими ресурсами предусмотрено пунктом 3.1 Охотхозяйственного соглашения от 09.06.2011 № 17, следовательно, организация выдала такие разрешения правомерно.
Из оспариваемых постановлений усматривается, что организации вменено несоблюдение сроков охоты на волка.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» волк на территории Российской Федерации относится к охотничьим ресурсам (пушным животным).
Сроки охоты на охотничьи ресурсы установлены Правилами охоты, утверждёнными приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 (далее - Правила). Иных нормативных правовых актов, устанавливающих сроки охоты на охотничьи ресурсы, на дату выдачи организацией разрешений не имелось.
Нарушение правил охоты полностью охватывается составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП) и дополнительной квалификации не подлежит, следовательно, привлечение организации к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 КоАП незаконно.
Кроме того, при вынесении оспариваемых постановлений комитетом не применена часть 4 статьи 1.5 КоАП «Презумпция невиновности», которая гласит, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В оспариваемых постановлениях комитетом констатировано, что срок сезона охоты на волка нормативными правовыми актами не определен. Поэтому имеются объективные сомнения в нарушении организацией сроков охоты на волка, поскольку пробелы, недостатки или неточности законодательства исключают ее вину.
При этом комитетом проигнорированы следующие имеющие значение для дела обстоятельства.
Согласно приложению № 3 к Правилам продолжительность сроков охоты на пушных животных составляет 5-9 месяцев и колеблется в зависимости от конкретного вида животного с 1 июня по 28 (29) февраля.
В выданных организацией разрешениях серии 19 № 010167 и серии 19 № 010168 на добычу волка в целях любительской и спортивной охоты указан срок с 01.08.2012 по 31.12.2012, что соответствует сроку, указанному в Правилах.
Комитетом не учтено, что в отношении волка отсутствуют какие-либо запреты, установленные пунктами 31.1, 52.1, 52.14, 53.1, 61.1 Правил.
Таким образом, федеральным законодательством в отношении охоты на волка никаких ограничений не установлено, то есть фактически разрешено его круглогодичное использование, в том числе и большинством запрещённых способов.
Применённые комитетом нормы Федерального закона от 24.04.1995 № 52 «О животном мире» носят общий характер и не устанавливают правил и сроков охоты на волка.
Постановление Главы Республики Хакасия от 10.08.2012 № 47-ПП применено комитетом неправомерно, поскольку на момент выдачи организацией разрешений данный нормативный акт не существовал, в то же время, этот документ не содержит никаких ограничений и запретов в использовании волка.
Как указывалось выше, действия организации по выдаче 01.08.2012 разрешений на добычу охотничьих ресурсов являются однократными, не длящимися. Следовательно, в силу части 1 статьи 4.5. КоАП постановление по делу об административном правонарушении должно быть принято не позднее 01.10.2012, то есть не позднее двух месяцев со дня совершения.
Оспариваемые постановления вынесены комитетом 09.10.2012, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, что также подтверждает их незаконность.
Представители комитета представили отзыв на заявление, пояснили, что не согласны с доводами, изложенными в заявлении организации, по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 31, пункту 8 части 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209- ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты. Сроки охоты - сроки, определяемые периодом, в течение которого допускается добыча охотничьих ресурсов. Требования к охоте на пушных животных, ограничения охоты и иные параметры охоты устанавливаются, согласно пунктам 1, 4, 10 части 2, частям 4, 5 статьи 23 указанного Федерального закона, правилами охоты, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе
правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешенной охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.
Срок сезона охоты на волка на момент выдачи организацией указанных разрешений нормативными правовыми актами определен не был. Самостоятельно устанавливать сроки сезона охоты организация не вправе.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире» пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
На основании статьи 40 Федерального закона от 24.04.1995 № 52 - ФЗ «О животном мире», пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
Не соблюдая сроки охоты, организация, являясь пользователем животным миром на основании Охотхозяйственного соглашения от 09.06.2011 № 17, нарушила правила пользования животным миром, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 8.37 КоАП.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды (то есть, предусмотренные главой 8 КоАП РФ) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Разрешения № 010168 и № 010167 на добычу волка выданы организацией 01.08.2012. Постановления по этим фактам вынесены 09.10.2012 в пределах срока привлечения к административной ответственности по данной категории дел.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд полагает, что дело подготовлено к судебному разбирательству.
Руководствуясь частями 1, 2, 3 статьи 137, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 14 час. 00 мин. 03 декабря 2012 года, провести судебное заседание в помещении арбитражного суда по адресу: <...>, кабинет 321, (помощник судьи В.В. Максимова, телефон <***>, помощник судьи Ракова О.В., телефон <***>). О явке в судебное заседание известить секретаря судебного заседания, кабинет 319, телефон 299-512 – Л.С. Сусла.
2. Предложить представить: Государственному комитету по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия: пояснения и доказательства соблюдения процедуры проверки, установленной Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (план проверок, распоряжение о проведении проверки, доказательства ознакомления заявителя с распоряжением, иные), положение об отделе.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, обеспечить явку представителей в судебное заседание с документами, удостоверяющими полномочия на ведение дела в соответствии с требованиями статей 59, 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации.
4. В соответствии с частями 3, 4 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, заблаговременно, до начала судебного разбирательства.
5. Информация о движении настоящего дела (в том числе о перерывах в судебных заседаниях) может быть получена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Хакасия в сети Интернет: http://khakasia.arbitr.ru, а также на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://www.arbitr.ru.
6. Документы по делу могут быть представлены в Арбитражный суд Республики Хакасия в электронном виде по правилам, установленным Временным порядком подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, утверждённым приказом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 января 2011 года № 1.
Сервис подачи документов доступен по адресу http://my.arbitr.ru/ или с официального сайта арбитражного суда в сети Интернет http://khakasia.arbitr.ru/ по ссылке «Подача документов On-line».
7. Документы по делу могут быть представлены в Арбитражный суд Республики Хакасия факсимильной связью по телефону <***>. В данном случае стороны не освобождаются от обязанности предоставления в Арбитражный суд Республики Хакасия подлинников документов, а также надлежащим образом заверенных копий.
Судья Е.В. Каспирович
2
3
4