АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147
http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о результатах рассмотрения заявления/жалобы
Резолютивная часть определения объявлена 22 января 2020 года. Определение в полном объеме изготовлено 24 января 2020 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.В. Раковой
при ведении протокола судебного заседания секретарём Л.В. Панченко
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района (ИНН <***>, ОГРН <***>) о разрешении разногласий в деле о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Тейский рудник» (ИНН <***>, ОГРН <***>).
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.06.2019; уполномоченного органа – ФИО2 по доверенности от 10.01.2020.
Правительства Республики Хакасия - ФИО3 по доверенности от 16.01.2020. В соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации в судебном заседании 17.01.2019 объявлялся перерыв до 22.01.2020, о чём
сделано публичное извещение в сети Интернет на сайте http://www.arbitr.ru/grad/.
В судебном заседании после перерыва принимали участие представители: заявителя - ФИО1 по доверенности от 01.06.2019;
уполномоченного органа – ФИО2 по доверенности от 10.01.2020.
Общество с ограниченной ответственностью «Тейский рудник» (далее – должник, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением арбитражного суда от 30.06.2015 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.
Определением арбитражного суда от 28.07.2015 (резолютивная часть определения объявлена 22.07.2015) в отношении должника введена процедура наблюдения.
Решением арбитражного суда от 19.01.2016 (резолютивная часть объявлена 14.01.2016) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён ФИО4.
Определением арбитражного суда от 13.07.2017 удовлетворено заявление конкурсного управляющего ФИО4, он освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должником.
Определением арбитражного суда от 02.08.2017 конкурсным управляющим обществом утвержден ФИО5.
Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в соответствии с представленным предложением администрации.
Определением арбитражного суда от 21.06.2019 заявление принято к производству.
Конкурсный управляющий ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, указав, что рассмотрение заявления оставляет на усмотрение суда, с учётом ранее представленного отзыва.
В судебном заседании в порядке статьи 49 АПК РФ принято изменение предмета заявления, арбитражный суд рассматривает заявление, в котором заявитель просит:
разрешить разногласия, возникшие между собранием кредиторов состоявшемся 21.11.2018 и администрацией относительно Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника утвержденного собранием кредиторов 15.12.2017;
внести изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника утвержденного, собранием кредиторов 15.12.2017, изложив пункт 2.9 в следующей редакции:
«В случае если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае не заключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. Организатор торгов принимает меры по реализации имущества посредством публичного предложения через проведение торгов по продаже имущества должника с разбивкой на лоты с выделением в числе них производственно- технологического комплекса, в котором будет объединено имущество, необходимое для осуществления деятельности по добыче и переработке железной руды на основании лицензии , включая лицензии на месторождения, покупатель ПТК обязан использовать производственно-технологический комплекс для добычи, переработки и реализации железорудного концентрата в соответствии с лицензией на пользование недрами. Для участия в конкурсе Покупатель обязан предоставить организатору торгов действующий контракт на поставку железорудного концентрата в адрес обогатительных металлургических предприятии, либо документы, свидетельствующие о возможности Покупателя осуществлять самостоятельную переработку железорудного концентрата, при этом, начальная цена продажи имущества устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. Формирование и состав лотов осуществляется организатором торгов на основании решения собрания кредиторов. Каждый участник торгов обязан предоставить гарантийное письмо о готовности выполнить условия, указанные в настоящем Положении и проекте договора купли-продажи производственно- технологического комплекса».
Заявитель поддержал заявление.
Представитель уполномоченного не возражал против позиции заявителя, с учётом уточнения заявления.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения заявления, в том числе с учётом положений статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 12, путём направления определений и их размещения на сайте www.kad.arbitr.ru, информации о движении дела на сайте Арбитражного суда Республики Хакасия, в судебное заседание не явились. На основании статей 156, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассмотрел заявление в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил нижеследующие обстоятельства.
Собранием кредиторов общества 15.12.2017 (сообщение в ЕФРСБ № 2327534 от 19.12.2017) утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника.
Согласно данному Положению продажа имущества должника осуществляется: -первые торги в форме конкурса;
-повторные торги в форме открытого аукциона;
-торги в форме публичного предложения.
После проведения первых и повторных торгов, конкурсным управляющим общества 21.11.2018 было созвано собрание кредиторов, на повестку которого был поставлен вопрос об утверждении состава и стоимости лотов, выставляемых на торги по продаже имущества ООО «Тейский рудник» посредством публичного предложения.
На собрании кредиторов 21.11.2018 представитель администрации заявил о включении в повестку собрания дополнительного вопроса: Внесение изменений в положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника:
-пункт 2.9 дополнить: В случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов, продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения. Организатор торгов принимает меры по реализации имущества посредством публичного предложения через проведение торгов по продаже имущества должника с разбивкой на лоты с выделением в числе них производственно- технологического комплекса, в котором будет объединено имущество, необходимое для осуществления деятельности по добыче и переработке железной руды на основании лицензии, включая лицензии на месторождения. Покупатель ПТК обязан использовать производственно-технологический комплекс для добычи, переработки и реализации железорудного концентрата в соответствии с лицензией на пользование недрами. Для участия в конкурсе Покупатель обязан предоставить организатору торгов действующий контракт на поставку железорудного концентрата в адрес АО «ЕВРАЗ ЗСМК», либо документы, свидетельствующие о возможности Покупателя осуществлять самостоятельную переработку железорудного концентрата, при этом, начальная цена продажи имущества устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах. Формирование и состав лотов осуществляется организатором торгов на основании решения собрания кредиторов. Каждый участник торгов обязан предоставить гарантийное письмо о готовности выполнить условия, указанные в настоящем Положении и проекте договора купли-продажи производственно-технологического комплекса.
Собранием кредиторов 21.11.2018 принято решение об утверждении состава и стоимости имущества, выставляемого на торги по продаже имущества ООО «Тейский рудник» посредством публичного предложения согласно представленного конкурсным управляющим Приложения № 1 (к собранию кредиторов 21.11.2018) в том числе:
- имущество, входящее в состав производственно-технологического комплекса ООО «Тейский рудник» и реализуемое единым лотом (Таблица № 1);
- имущество, не входящее в состав производственно-технологического комплекса ООО «Тейский рудник», и реализуемое с возможностью выделения в отдельные лоты по решению организатора торгов (Таблица № 2), и реализуемое в соответствии с Положением о Порядке сроках и условиях продажи имущества ООО «Тейский рудник», утвержденным собранием кредиторов от 15.12.2017.
По дополнительному вопросу повестки дня, предложенному администрацией, собрание кредиторов проголосовало против.
Полагая, что решение собрания кредиторов, принятое мажоритарным кредитором (уполномоченный орган), нарушает права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением о разрешении разногласий.
Конкурсный управляющий возражал против удовлетворения заявления администрации, по следующим основаниям:
- решение собрания кредиторов от 21.11.2018 не было оспорено администрацией, не признано недействительным; проводятся торги посредством публичного предложения (сообщение в ЕФРСБ № 3559867 от 13.03.2019);
- принятое собранием кредиторов от 15.12.2017 Положение о порядке продажи имущества и решение от 21.11.2018 соответствует положения статей 110, 111, 175, 176 Закона о банкротстве;
- изменения, предложенные администрацией, сокращают круг потенциальных покупателей имущества должника и в целом ограничивают круг лиц, заинтересованных в приобретении имущества; что приведет к затягиванию процедуры банкротства и увеличению расходов на проведение процедуры;
- предложенные Администрацией изменения в Положения нарушают антимонопольное законодательство, поскольку направлены на создание преимущественных условий конкретному лицу и гражданское законодательство, поскольку содержат запрет новому собственнику имущества на свободное распоряжение приобретенным им имуществом.
Согласно позиции конкурсного управляющего, в отношении имущества ООО «Тейский рудник», как градообразующей организации, соблюдены условия продажи при проведении первых торгов в форме конкурса, где к составу имущества и его участникам предъявляются самостоятельные требования, установление новых требований к участникам торгов на последующих торгах не требуется. Конкурсный управляющий полагает, что в интересах кредиторов и должника имущество ООО «Тейский рудник» должно быть реализовано на наиболее выгодных условиях и по наиболее высокой цене, что предполагает допуск к участию в торгах неограниченного числа потенциальных покупателей.
Возражая доводам конкурсного управляющего о том, что принятое собрание кредиторов от 15.12.2017 соответствует действующему законодательству, администрация указала, что само решение не оспаривается и заявителем избран иной способ защиты.
Администрация отметила, что из буквального толкования норм ст. 175,176 Закона о банкротстве следует, что имущество должника градообразующею предприятия должно продаваться единым комплексом (предприятием) и с возможностью сохранения рабочих мест не менее чем для 50% работников такого предприятия.
Согласно позиции администрации, доводы арбитражного управляющего о том, что внесение предложенных администрацией изменений в п. 2.9 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имуществ должника, утвержденного собранием кредиторов от 15.12.2017, создаёт риск причинения убытков конкурсным кредиторам, являются несостоятельными и основаны на предположениях. Напротив, выручка наибольшей цены за имущество должника находится в прямой причинно-следственной связи с удовлетворением требований всех или максимально возможного числа кредиторов должника, при этом цена
Производственного комплекса по добыче полезных ископаемых в процедурах банкротства гораздо выше, чем продажа ПТК под разбор в качестве металлолома и стройматериалов. Заявитель полагает, что в такой ситуации целесообразнее при продаже ПТК сохранить его назначение по добыче и переработке железорудного концентрата, что возможно только в условиях, если покупатель обладает определенными ресурсами, что предотвратит риск причинения убытков должнику, участникам должника, конкурсным кредиторам, которые наступят в случае продажи имущества должника без учета внесения спорных условий продажи.
Заявитель указал, что включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением ст. .17 Закона о защите конкуренции (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 № 11017/10).
Далее заявитель указал, что сохранение назначения ПТК, как градообразующего предприятия, позволит создать рабочие места и предотвратит массовую безработицу в поселке Вершина-Теи. Для реализации этой возможности необходимо, чтобы покупатель
использовал производственно-технологический комплекс для добычи, переработки и реализации железорудного концентрата в соответствии с лицензией на пользование недрами, и покупатель обладал определенными ресурсами, а именно имел возможность осуществлять самостоятельную переработку железорудного концентрата либо имел договор со специализирующим предприятием - о внесении которых просит заявитель.
Кроме того, администрация отметила, что в общем экономическом смысле предприятие градообразующее – производственное предприятие, на котором занята значительная или даже основная часть работающих граждан города, поселка, в связи с чем оно определяющим образом влияет на занятость населения, воздействует на инфраструктуру и социальные проблемы. Проблема градообразующих организаций связана с проблемой моногородов. Моногорода - населенные пункты, которые экономически и социально существуют за счет одной-двух градообразующих организаций (один комбинат, шахта, фабрика).
Таким образом, администрацией сделан вывод, что внесением в действующее Положение предложенных заявителем изменений преследуется цель не просто продолжения производственной деятельности градообразующего предприятии по добыче и переработке железорудного концентрата, но и сохранение рабочих мест с учетом профессиональной направленности жителей поселка Вершина-Теи, что обеспечивает конституционные права граждан не только на труд, но и на право выбора проживания, поскольку участники профессиональной деятельности по добыче и переработке железорудного концентрата в случае отсутствия рабочих мест, будут вынуждены не просто искать новое место работы, но и покинуть территорию проживания в поисках новых рабочих мест, что также в свою очередь неблагоприятным образом повиляет на социально-экономическую ситуацию самого муниципального образования, его жителей.
Правительство Республики Хакасия в отзыве указало, что на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.07.2014 № 1398-рп «Об утверждении перечня моногородов» рп. Вершина-Теи включено в категорию: Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально- экономическим положением, а ООО «Тейский рудник» является градообразующим предприятием рп. Вершина-Теи.
Конкурсным управляющим сформировано два перечня комплекса рудника, входящего в состав ПТК (производственно-технический комплекс) и не входящего в состав ПТК. В 2018 году с целью погашения задолженности по заработной плате перед сотрудниками ООО «Тейский рудник» было принято решение о реализации путем заключения прямых договоров купли-продажи без проведения торгов имущественного комплекса не входящего в состав ПТК, балансовой стоимостью менее 100 000 руб.
Сохранение производственно-технологического комплекса рудника необходимо для осуществления его дальнейшей деятельности по добыче железной руды.
Учитывая имеющиеся запасы рудника, Правительство Республики Хакасия заинтересовано в привлечении инвестиций в производство. Проведена экспертная оценка технической возможности запуска в работу Тейского рудника, рассматривалось состояние основных фондов предприятия, целостность подъездных и маневровых железнодорожных путей, наличие резервных запасных частей. Основной вывод - о возможности возобновления производственной деятельности рудника. Разработана дорожная карта с учетом дополнительных объемов, поступающих от запуска Тёйского рудника
Дополнительно отмечено, что часть оборудования Тейского рудника (SANDVIK) передана в аренду ООО «Абазинский рудник» и в случае реализации ПТК данное оборудование, предназначенное для проведения подземных работ приведет к остановке ООО «Абаканский рудник» и ООО «Абазинский рудник». При этом, рудник вышел на 85% своей производственной мощности, что положительно отражается на жителях города Абазы, занятых как на производстве, так и обеспечивающих деятельность рудника.
В свою очередь остановка производственной деятельности и прекращение технологических процессов работы оборудования приведет к не возможности нахождения
людей на производственных объектах, что в свою очередь затронет обеспечение безопасности города, в связи с тем, что город находится на горных выработках, а также повлияет на прохождение отопительного периода. Кроме того, шахта - это опасный производственный объект, деятельность которого связана с непрерывным технологическим процессом и остановка его деятельности грозит не только масштабными бедствиями техногенного и экологического характера, но и социальной напряженностью как в моногородах Вершина-Теи и Абаза, так и республике в целом.
На основании изложенного, Правительство Республики Хакасия просит арбитражный суд удовлетворить заявление администрации.
Федеральная налоговая служба отзыв на заявление администрации не представила.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
Статьёй 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим (абзац 3 пункта 1 статьи 12 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Закона о банкротстве заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных названным Законом, между ним и должником, жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено названным Законом.
Администрация просит разрешить разногласия, возникшие между собранием кредиторов состоявшемся 21.11.2018 и администрацией относительно Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника утвержденного собранием кредиторов 15.12.2017.
Лица, участвующие в деле о банкротстве, в том числе конкурсные кредиторы, в случае несогласия с принятыми собранием кредиторов решениями вправе использовать такой способ защиты своих интересов, как оспаривание решений комитетов кредиторов в порядке статьи 15 Закона о банкротстве, а также воспользоваться правом на оспаривание таких решений путем подачи заявления о разрешении разногласий.
В соответствии с пунктом 12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с признанием недействительными решений собраний и комитетов кредиторов в процедурах банкротства (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) при несогласии кредитора с содержанием принятого на собрании (комитете) кредиторов локального акта (например, плана внешнего управления, положения о продаже имущества должника, порядка и условий замещения активов и т.п.) суд самостоятельно квалифицирует заявление исходя из характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства.
При этом суд вправе квалифицировать заявление об оспаривании решения комитета кредиторов в порядке статьи 15 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» как заявление о разрешении разногласий по поводу продажи имущества только в случае, если заявителем не приводятся какие-либо доводы, связанные с процедурными нарушениями, имевшими место при подготовке и проведении собрания (при отсутствии ссылок на нарушение компетенции,
отсутствие извещения, кворума и т.д.). Перечень таких процедурных нарушений является открытым.
Поскольку в рассматриваемом случае администрацией не заявлено о наличии процессуальных нарушений при проведении собрания кредиторов, арбитражный суд пришел к выводу о наличии оснований для квалификации настоящего обособленного спора в качестве спора о разрешении разногласий.
Определением арбитражного суда от 28.12.2016 установлено, что должник соответствует признакам градообразующей организации, предусмотренным статьёй 169 Закона о банкротстве, в связи с чем, настоящее дело о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Тейский рудник» рассматривается с учётом положений § 2 главы 9 Закона о банкротстве.
Численность работников предприятия – должника составляет более 35% от общей численности работающего населения рп. Вершина Теи Республики Хакасия в границах которого расположено общество с ограниченной ответственностью «Тейский рудник».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р
«Об утверждении перечня муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» Вершино-Тёйское городское поселение включено в категорию многопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением.
Согласно пункту 1 статьи 175 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства может быть осуществлена продажа предприятия градообразующей организации.
В силу пункта 2 статьи 175 Закона о банкротстве при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации существенным условием договора купли-продажи предприятия градообразующей организации может являться сохранение рабочих мест не менее чем для пятидесяти процентов работников такого предприятия на дату его продажи в течение определенного срока, но не более чем в течение трех лет с момента вступления договора в силу.
Иные условия могут быть установлены по предложению органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации исключительно с согласия собрания кредиторов в порядке, предусмотренном статьей 15 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 176 Закона о банкротстве при продаже имущества градообразующей организации, признанной банкротом, арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника на условиях, предусмотренных статьей 175 настоящего Федерального закона.
В случае, если предприятие должника не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, продажа имущества градообразующей организации осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 111 настоящего Федерального закона.
Существенной особенностью продажи имущества должника - градообразующей организации в период конкурсного производства является обязанность конкурсного управляющего организовать публичные торги (конкурс) для продажи всего имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации.
При этом только в том случае, если попытка продажи предприятия градообразующей организации окажется неудачной, конкурсный управляющий может приступить к продаже имущества должника по частям. При этом продажа имущества градообразующей организации должна осуществляться в порядке, предусмотренном для продажи части имущества должника в процедуре внешнего управления по правилам статьи 111 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 176 Закона о банкротстве).
В силу пункта 1 статьи 110 Закона о банкротстве для целей настоящего Закона под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.
Пунктом 3 указанной нормы установлено, что при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
Следовательно, в понимании названной нормы имущественным комплексом можно назвать не любую совокупность имущества, а такую, которая в целом позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность и извлекать прибыль от этой деятельности.
В этой связи на торги по продаже имущества выставляется имущественный комплекс, используемый должником для осуществления своей деятельности.
Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 4 - 19 статьи 110 настоящего Федерального закона. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. В случае, если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со статьей 111 настоящего Федерального закона.
Таким образом, законом предусмотрено, что на торги должно быть выставлено все имущество должника - градообразующей организации в составе единого лота, поэтому арбитражный управляющий обязан в силу прямого указания закона выполнить требования, установленные в статье 176 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Закона о банкротстве, пунктом 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью, и в соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации должно пройти государственную регистрацию.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и иное вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, из содержания указанных выше норм права следует, что существенной особенностью продажи имущества должника – градообразующей организации в период конкурсного производства является обязанность конкурсного управляющего организовать публичные торги (конкурс) для продажи всего имущественного комплекса (предприятия) градообразующей организации по установленной цене.
Следовательно, поскольку определением арбитражного суда от 28.12.2016 общество признано градообразующим предприятием, указанное определение вступило в законную силу, то реализация предприятия должника должна производиться на основании статей 175 и 176 Закона о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 176 Закона о банкротстве в случае, если предприятие должника не было продано в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, продажа имущества градообразующей организации осуществляется по правилам, предусмотренным статьей 111 настоящего Федерального закона.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае
незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.
При продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.
В рассматриваемом случае разногласия администрации и собрания кредиторов сводятся к редакции пункта 2.9 Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника утвержденного, собранием кредиторов 15.12.2017.
В редакции администрации пункт 2.9. Положения дополнен следующими условиями «…… покупатель ПТК обязан использовать производственно-технологический комплекс для добычи, переработки и реализации железорудного концентрата в соответствии с лицензией на пользование недрами. Для участия в конкурсе Покупатель обязан предоставить организатору торгов действующий контракт на поставку железорудного концентрата в адрес обогатительных металлургических предприятии, либо документы, свидетельствующие о возможности Покупателя осуществлять самостоятельную переработку железорудного концентрата, ………Каждый участник торгов обязан предоставить гарантийное письмо о готовности выполнить условия, указанные в настоящем Положении и проекте договора купли-продажи производственно-технологического комплекса».
В остальном редакции идентичны.
В случае возникновения разногласий по порядку реализации имущества должника кредитор или уполномоченный орган, не согласный с условиями продажи, обращается в арбитражный суд с разногласиями, предлагая свои условия о порядке, сроках и условиях продажи имущества, которые рассматриваются судом в порядке статьи 60 Закона о банкротстве. Рассматривая разногласия, арбитражный суд утверждает Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества, тем самым разрешая возникшие разногласия.
Таким образом, администрация обосновано обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного, с учётом выбранного администрацией способа защиты права, признаны необоснованными доводы конкурсного управляющего о необоснованности заявления администрации, поскольку решение собрания кредиторов от 15.12.2017, от 21.11.2018 не были оспорены администрацией, не признаны недействительными; данные решения соответствуют положения статей 110, 111, 175, 176 Закона о банкротстве.
Кроме того, с учетом уточнения администрацией предмета заявления отклонены доводы конкурсного управляющего о нарушении антимонопольного законодательства предложенными администрацией изменениями в Положение.
Доводы конкурсного управляющего о недостижении цели конкурсного производства и о нарушении положений гражданского законодательства предложенной администрацией редакцией Положения отклонены арбитражным судом по нижеследующим основаниям.
В соответствии с нормами главы VII Закона о банкротстве основной целью конкурсного производства как ликвидационной процедуры является достижение максимального экономического эффекта при удовлетворении требований кредиторов должника.
В материалы дела представлены доказательства того, что удовлетворение заявления администрации о разрешении разногласий позволит сохранить имущество ООО «Тейский рудник», предотвратит увольнение работников, безработицу.
Как указывалось выше, ООО «Тейский рудник» является градообразующей
организацией для поселка Вершина Теи Аскизского района Республики Хакасии. Для
основной массы населения ООО «Тейский рудник» является единственным и основным местом работы.
Основным направлением деятельность ООО «Тейский рудник» является добыча и обогащение железных руд. В состав имущества предприятия входят крупные разработки месторождений руды: карьер «Тейский», карьер «Южный-2» Абагасского месторождения, карьер «Центральный» Изых-гольского месторождения, требующие постоянного обслуживания, а именно откачки больших объемов поступающих грунтовых вод. Затопление указанных карьеров приведет к техногенной аварии и катастрофе горнопромышленного характера.
Деятельность ООО «Тейский рудник» также заключается в сдаче имеющегося в собственности имущества в аренду и поддержании технического состояния как самого предприятия, включая проведение работ по откачке грунтовых вод карьеров, так и снабжение теплом и электроэнергией поселка Вершина Теи.
Именно в целях исключения техногенных аварий и катастроф горнопромышленного характера, собранием кредиторов принято решение об отказе в консервации карьеров и продолжении дальнейших мероприятий по обслуживанию карьеров и откачке грунтовых вод.
Как следует из сообщения от 13.10.2017, опубликованном на сайте ЕФРСБ, собранием кредиторов ООО «Тейский рудник», состоявшимся 10.10.2017 принято решение о возобновлении производственной деятельности по добыче щебня и иных инертных, дорожно-строительных материалов, а также производства концентрата железной руды.
Таким образом, планируется увеличение доходов должника от указанной выше деятельности.
Как следует из материалов дела, собранием кредиторов 15.12.2017 утверждено Положение о продаже имущества должника единым имущественным комплексом.
Из пояснений администрации следует, что приобретение имущественного комплекса ООО «Тейский рудник» недобросовестным покупателям с целью осуществить разбор ПТК и его продажу в качестве металлолома и стройматериалов повлечет негативные последствия в виде невозможности сохранения имущества и основного вида деятельности градообразующего предприятия р.п. Вершина Тея. Кроме того, приостановление деятельности рудника повлечет экономические проблемы для ряда других юридических лиц. Так, в ПТК ООО «Тейский рудник» включено имущество: (Погрузчик SANDVIK ПДМ ПОДЗЕМНАЯ, SANDVIK LH307 в кол-ве 2 ед., БУРОВАЯ УСТАНОВКА SANDVIK DD311- 40 в кол-ве 4 ед.), которое было приобретено ООО «Тейский рудник» в 2014 году. Данное оборудование предназначено для работы только в условиях подземных выработок, и не применяется при ведении открытых горных работ. Оборудование находится на правах аренды в ООО «Абаканский рудник» и ООО «Абазинский рудник». Реализация ПТК без сохранения целостности имущества предприятия и возможности использования технологического процесса повлечет прекращение договора аренды, что повлияет на возможность осуществлять свою деятельность ООО «Абаканский рудник». При этом, арендные платежи направляются на погашение текущей задолженности, в том числе на выплату заработной платы, что позволяет ООО «Тейский рудник» осуществлять свою деятельность и расплачиваться с кредиторами, сохранить рабочие места.
Оценив изложенные выше обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд полагает, что в сложившейся ситуации, в целях предотвращения чрезвычайной ситуации на предприятии и в прилежащих поселках, следует удовлетворить заявление администрации и изложить пункт 2.9 Положения в редакции администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района.
При этом арбитражный суд принимает во внимание особую социальную значимость производственной деятельности ООО «Тейский рудник», являющегося градообразующим предприятием, предотвращение чрезвычайных ситуаций, массовых увольнений, иных негативных последствий.
На основании изложенного, арбитражный суд полагает удовлетворить заявление администрации и внести изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества общества с ограниченной ответственностью «Тейский рудник», утвержденного собранием кредиторов 15.12.2017, и изложить пункт 2.9 Положения в редакции администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района.
Руководствуясь статьями 60, 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Удовлетворить заявление администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района о разрешении разногласий между собранием кредиторов и администрацией Вершино- Тейского поссовета Аскизского района по вопросу о внесении изменений в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества общества с ограниченной ответственностью «Тейский рудник», утвержденного собранием кредиторов 15.12.2017.
Внести изменения в Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества общества с ограниченной ответственностью «Тейский рудник», утвержденного собранием кредиторов 15.12.2017, и изложить пункт 2.9 Положения в редакции администрации Вершино-Тейского поссовета Аскизского района.
Настоящее определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, г. Красноярск. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.
Судья О.В. Ракова