ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-8687/2022 от 28.10.2022 АС Республики Хакасия

[A1]



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ 

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возвращении заявления о выдаче судебного приказа 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи О.Е. Корякиной,

ознакомившись с заявлением государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда  Российской Федерации по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) к  обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Эксперт» (ИНН  <***>, ОГРН <***>) о выдаче судебного приказа на взыскание 11 000 рублей,  и приложенными к нему документами, 

установил следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 229.4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд возвращает заявление о выдаче  судебного приказа в случае нарушения требований к форме и содержанию заявления о  выдаче судебного приказа, установленных статьей 229.3 настоящего Кодекса, а также в  случаях, если: дело неподсудно данному арбитражному суду; не представлены документы,  подтверждающие обоснованность требования взыскателя; отклонено ходатайство о  предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины или об уменьшении  ее размера; от взыскателя поступило ходатайство о возвращении заявления о выдаче  судебного приказа. 

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации  по Республике Хакасия (далее – пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с  заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с общества с ограниченной  ответственностью «Группа компаний «Эксперт» (далее – общество) штрафов в размере  11 000 рублей, в том числе 7500 рублей штрафа за непредставление сведений по форме СЗВ- СТАЖ за 2021 год, 1500 рублей штрафа за несвоевременное представление сведений по  форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, 500 рублей штрафа за несвоевременное представление  сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, 500 рублей штрафа за несвоевременное  представление сведений по форме СЗВ-М за февраль 2021 года, 1000 рублей штрафа за  несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов по форме  СЗВ-ТД за март 2022 года. 

 Арбитражным судом установлено, что в отношении общества определением  Арбитражного суда Республики Хакасия от 26 октября 2021 года по делу № А74-11358/2021  возбуждено дело о банкротстве. Решением от 17 мая 2022 года общество признано  несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство,  конкурсным управляющим утвержден ФИО1. 

Пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об  индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что страхователь ежемесячно не позднее  15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом  работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг,  договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на 


[A2] произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры,  лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки,  литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению  правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе)  следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и  отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя  данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). 

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закон № 27-ФЗ установлено, что сведения для  индивидуального (персонифицированного) учета, представляемые в соответствии с  настоящим Федеральным законом в органы Пенсионного фонда Российской Федерации,  представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным  фондом Российской Федерации. Формы и форматы сведений для индивидуального  (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных  сведений определяются Пенсионным фондом Российской Федерации. Указанные сведения  могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной  форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая  единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их  достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений. 

Пенсионный фонд просит взыскать с общества штрафы за несвоевременное  представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года, декабрь 2020 года, за февраль  2021 года. 

С учетом положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, сведения по форме СЗВ-М  за ноябрь 2020 года должны быть представлены не позднее 15 декабря 2020 года, за декабрь  2020 года – не позднее 15 января 2021 года, за февраль 2021 года – не позднее 15 марта 2021  года. 

В силу положений пункта 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года   № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» текущими платежами в деле о банкротстве  являются, в частности, обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о  признании должника банкротом. 

Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3  статьи 63 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие  до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются  текущими ни в какой процедуре (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года № 60 «О некоторых вопросах, связанных  с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в  Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»). 

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 7 Обзора судебной практики по  вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и  применяемых в этих делах процедурах банкротства, утв. Президиумом Верховного Суда РФ  20 декабря 2016 года, штрафы, назначенные должнику в порядке привлечения к публично-правовой ответственности, в том числе административной, налоговой ответственности  (например, за налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена  статьями 120, 122, 123, 126 НК РФ), признаются текущими платежами, если  соответствующее правонарушение совершено должником (в случае длящегося  правонарушения - выявлено контролирующим органом) после возбуждения дела о  банкротстве. 

Таким образом, квалификация требования об уплате штрафа в качестве текущего  зависит от момента совершения правонарушения. 

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации, содержащимися в пункте 27 постановления от 22 июня 2012 года № 35 «О  некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу  абзаца второго пункта 1 статьи 63, абзаца второго пункта 1 статьи 81, абзаца восьмого 


[A3] пункта 1 статьи 94 и абзаца седьмого пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты  введения наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного  производства требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных  платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены только в рамках дела  о банкротстве в порядке статей 71 или 100 Закона о банкротстве. В связи с этим все исковые  заявления о взыскании с должника долга по денежным обязательствам и обязательным  платежам, за исключением текущих платежей и неразрывно связанных с личностью  кредитора обязательств должника-гражданина, поданные в день введения наблюдения или  позднее во время любой процедуры банкротства, подлежат оставлению без рассмотрения на  основании пункта 4 части 1 статьи 148 АПК РФ. 

Поскольку в рассматриваемом случае правонарушения в виде несвоевременного  представления сведений по форме СЗВ-М за указанные выше периоды совершены  обществом (16 декабря 2020 года, 16 января 2021 года, 16 марта 2021 года) до принятия  заявления о признании должника банкротом (26 октября 2021 года), требования об уплате  штрафов за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года,  декабрь 2020 года, за февраль 2021 года не являются текущими и подлежат рассмотрению в  деле о банкротстве № А74-11358/2021. 

В соответствии с разъяснениями пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых вопросах применения  судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве»  арбитражный суд возвращает заявление о выдаче судебного приказа на основании части 1  статьи 229.4 АПК РФ, в том числе в случаях, если выявлены обстоятельства, являющиеся  основаниями для оставления искового заявления (заявления) без рассмотрения (пункты 1, 47 части 1 статьи 148, часть 5 статьи 3 АПК РФ). 

При указанных обстоятельствах, требования пенсионного фонда в части взыскании  штрафов за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2020 года,  декабрь 2020 года, за февраль 2021 года подлежит возврату. 

В части требования пенсионного фонда о взыскании штрафа в размере 1000 рублей за  несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов по форме  СЗВ-ТД за март 2022 года арбитражный суд установил следующее. 

В силу пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют  предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального  (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по  месту их регистрации. 

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь представляет о  работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на  другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о  продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66  Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем  зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей  66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер  индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой  деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона. 

Пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь в случае, если  численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный  период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения, указанные в пункте 2.4  настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной  квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06  апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке страхователем  могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него  зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц. 


[A4] Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25 декабря  2019 года № 730п утверждена форма и формат предоставления сведений о трудовой  деятельности зарегистрированного лица, а также порядок заполнения форм указанных  сведений (далее – постановление № 730п). 

Согласно пунктам 1.2 - 1.4 постановления № 730п форма СЗВ-ТД заполняется на  основании приказов (распоряжений), иных решений или документов, подтверждающих  оформление трудовых отношений между страхователем и зарегистрированным лицом, и  содержит сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица, его приеме на  работу, переводах на другую постоянную работу и об увольнении. 

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в территориальный орган  ПФР на всех зарегистрированных лиц (включая лиц, работающих по совместительству и на  дистанционной работе), с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные)  отношения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации или иными  федеральными законами, в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в  том числе перевод на другую постоянную работу, установление второй и последующей  профессии или иной квалификации, отмена ранее произведенных мероприятий и другие), а  также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения  страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской  Федерации либо о представлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в  соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации. 

Таким образом, обязанность представления сведений по форме СЗВ-ТД в форме  электронных документов возникает у страхователя при условии превышения численности  работающих у него в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации  зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц 10 человек. Если 10  работников и менее, подача указанной отчетности является правом страхователя. 

Как усматривается из представленных документов, сведения по форме СЗВ-ТД  представлены обществом в пенсионный фонд 17 марта 2022 года в отношении одного  зарегистрированного лица (увольнение на основании Трудового кодекса Российской  Федерации) на бумажном носителе, о чем имеется отметка на сведениях. 

Учитывая положения пункта 2.4 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, сведения о численности  работающих у страхователя зарегистрированных лиц принимаются за прошлый отчетный  период – месяц, то есть за февраль 2022 года. 

В акте предложено привлечь страхователя к ответственности, предусмотренной частью  4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ в связи с несоблюдением страхователем порядка представления  сведений в форме электронных документов. 

При рассмотрении акта пенсионный фонд исследовал сведения по форме СЗВ-М  (исходная) за январь 2021 года, представленные страхователем в форме электронного  документа 15 февраля 2021 года. 

Таким образом, в качестве сведений о численности работающих у страхователя  зарегистрированных лиц пенсионным фондом приняты сведения за январь 2021 года. 

Вместе с тем согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ по форме СЗВ-М  страхователем предоставляются сведения о каждом застрахованном лице, работающем у  него не только в рамках трудовых (служебных) отношениях, но на основании договоров  гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание  услуг, договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на 


[A5] произведения науки, литературы, искусства, издательских лицензионных договоров,  лицензионных договоров о предоставлении права использования произведения науки,  литературы, искусства, в том числе договоров о передаче полномочий по управлению  правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе. 

Иных доказательств, подтверждающих численность работающих у общества  зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период – февраль 2022 года свыше  10 человек, материалы заявления о выдаче судебного приказа не содержат, из решения от 

Кроме того, если принимать во внимание позицию взыскателя, то из документов,  приложенных к заявлению о выдаче судебного приказа усматривается, что 11 мая 2022 года,  то есть до вынесения решения от 08 июня 2022 года № 014S19220001669, страхователем  представлены сведения по форме СЗВ-М за февраль 2021 года в отношении одного  застрахованного лица. 

При этом в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 

 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 16  Закона № 27-ФЗ пенсионный фонд обязан осуществлять контроль за правильностью  представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального  (персонифицированного) учета. 

При указанных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о наличии спора  о праве в части наличия (отсутствия) оснований для привлечения страхователя к  ответственности при вынесении решения от 08 июня 2022 года № 014S19220001669. 

В соответствий с разъяснениями, изложенными в пунктах 3, 4 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 62 «О некоторых  вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о  приказном производстве», требования, рассматриваемые в порядке приказного производства,  должны быть бесспорными. 

Наличие признаков спора о праве в каждом конкретном деле устанавливается судьёй,  рассматривающим заявление о выдаче судебного приказа. 

Учитывая изложенное, арбитражный суд полагает возвратить взыскателю заявление о  выдаче судебного приказа в порядке части 1 статьи 229.4 АПК РФ. 

Арбитражный суд разъясняет взыскателю, что возвращение заявления о выдаче  судебного приказа не препятствует повторному обращению с таким же заявлением при  условии устранения недостатков, послуживших основанием для возвращения заявления  (часть 2 статьи 229.4 АПК РФ). 

Государственная пошлина при обращении в суд с заявлением о выдаче судебного  приказа взыскателем не уплачивалась. 

Руководствуясь статьями 184, 185, 229.4 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Возвратить государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда  Российской Федерации по Республике Хакасия заявление о выдаче судебного приказа от 14  октября 2022 года № 09-21/31660. 

Приложение в адрес взыскателя: заявление о выдаче судебного приказа на 3 л.,  приложенные к нему документы на 96 л., почтовый конверт в 1 экз. 

Настоящее определение может быть обжаловано в Третий арбитражный  апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня его вынесения. Жалоба подаётся через  Арбитражный суд Республики Хакасия. 

Судья О.Е. Корякина