АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147
http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Об отказе в привлечении к участию в деле третьего лица. 22 февраля 2019 года Дело № А74-9364/2018
Резолютивная часть определения объявлена 20.02.2019 Полный текст определения изготовлен 22.02.2019.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Кирилловой Н.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туревич Н.В., рассмотрел заявление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия ФИО1 о привлечении к участию в деле № А74-9364/2018 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и ходатайство открытого акционерного общества «Контакт» о привлечении к участию в деле третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия ФИО1, в судебном заседании по рассмотрению искового заявления Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к открытому акционерному обществу «Контакт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 106 489 руб. 52 коп., в том числе 93 893 руб. 04 коп. долга по уплате обязательных взносов на капитальный ремонт (нежилое помещение по адресу: <...>, пом. 60Н) за период с декабря 2014 г. по апрель 2018 г., 12 596 руб. 48 коп. пени за просрочку оплаты за период с 05.03.2015 по 04.06.2018.
В заседании суда приняли участие представители:
истца - ФИО2 ФИО2 по доверенности от 28.08.2018,
ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2019,
представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия ФИО4 на основании доверенности от 09.01.2019 (до перерыва).
В заседании суда 18.02.2019 объявлялся перерыв до 20.02.2019.
Истец заявил об изменении исковых требований, просил взыскать с ответчика долг по взносам на капитальный ремонт 103 685 руб. 68 коп. за период с мая 2015 по декабрь 2018 и 16 319 руб. 99 коп. за просрочку оплаты взносов в период с 31.07.2015 по 15.02.2019.
Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ поддержал ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, ссылаясь на то, что действует в целях реализации государственных публично-правовых функций по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, установленных статьей 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Истец возразил против удовлетворения ходатайства о привлечении третьего лица - Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия.
Представитель ответчика поддержал заявление о вступлении в дело привлечении в качестве третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, ссылаясь на статью 53.1 АПК РФ и судебную практику.
Кроме того, ответчик заявил ходатайство о привлечении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 51 АПК РФ, так как исковые требования Фонда капитального ремонта не обоснованы и нарушают права ответчика как субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем ответчик обратился за защитой к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия.
В соответствии со статьей 53.1 АПК РФ ФИО5 при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. ФИО5 при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Статья 53.1 АПК РФ не предусматривает правомочий уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации нас вступление в арбитражный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
При толковании статьи 53.1 АПК РФ суд учитывает положения Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (Закон № 78-ФЗ), который определяет основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона № 78-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 10 Закона № 78-ФЗ уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере
предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;
- направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Республике Хакасия принят Закон от 03.12.2013 № 99-ЗРХ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия». В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ при осуществлении своей деятельности ФИО5 имеет право:
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- участвовать в обсуждении и разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, касающихся предпринимательской деятельности, готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов;
- направлять в органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления в Республике Хакасия мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного.
- участвовать в заседаниях Верховного Совета Республики Хакасия и его рабочих органов, Правительства Республики Хакасия, коллегиальных органов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия с предложениями о внесении изменений в законодательные акты Республики Хакасия по вопросам совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
В целях защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей ФИО5 вправе обращаться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в федеральные органы государственной власти.
Из приведенных положений Федерального закона № 78-ФЗ и Закона Республики Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ не следует наделение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия правомочиями на вступление в арбитражное дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Рассмотрев ходатайство ответчика о привлечении третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, арбитражный суд не установил законных оснований для его удовлетворения.
Согласно статье 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Ответчик не указал каким образом и в силу каких обстоятельств судебный акт может повлиять права или обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ
по отношению к сторонам.
Арбитражный суд таких обстоятельств не усматривает, исходя из вышеприведенного анализа правовых норм, определяющих права и функции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ.
Руководствуясь статьями 51, 53.1, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Н.П. Кириллова