ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А74-9364/18 от 20.02.2019 АС Республики Хакасия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

655017, г. Абакан, ул. Крылова, 74, а/я 147

http://khakasia.arbitr.ru http://my.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Об отказе в привлечении к участию в деле третьего лица.  22 февраля 2019 года Дело № А74-9364/2018 

 Резолютивная часть определения объявлена 20.02.2019   Полный текст определения изготовлен 22.02.2019. 

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Кирилловой Н.П., при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туревич Н.В., рассмотрел  заявление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия  ФИО1 о привлечении к участию в деле № А74-9364/2018 в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, и ходатайство  открытого акционерного общества «Контакт» о привлечении к участию в деле третьего  лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия  ФИО1, в судебном заседании по рассмотрению искового заявления  Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта  многоквартирных домов» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к открытому  акционерному обществу «Контакт» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании  106 489 руб. 52 коп., в том числе 93 893 руб. 04 коп. долга по уплате обязательных взносов  на капитальный ремонт (нежилое помещение по адресу: <...>, пом.  60Н) за период с декабря 2014 г. по апрель 2018 г., 12 596 руб. 48 коп. пени за просрочку  оплаты за период с 05.03.2015 по 04.06.2018. 

В заседании суда приняли участие представители:
истца - ФИО2 ФИО2 по доверенности от 28.08.2018,

ответчика – ФИО3 на основании доверенности от 10.01.2019, 

представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия  ФИО4 на основании доверенности от 09.01.2019 (до перерыва). 

 В заседании суда 18.02.2019 объявлялся перерыв до 20.02.2019. 

Истец заявил об изменении исковых требований, просил взыскать с ответчика долг по  взносам на капитальный ремонт 103 685 руб. 68 коп. за период с мая 2015 по декабрь 2018 и  16 319 руб. 99 коп. за просрочку оплаты взносов в период с 31.07.2015 по 15.02.2019. 

Представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ поддержал  ходатайство о вступлении в дело в качестве третьего лица, ссылаясь на то, что действует в  целях реализации государственных публично-правовых функций по защите прав субъектов  предпринимательской деятельности, установленных статьей 53.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ). 

Истец возразил против удовлетворения ходатайства о привлечении третьего лица -  Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия. 


Представитель ответчика поддержал заявление о вступлении в дело привлечении в  качестве третьего лица Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике  Хакасия, ссылаясь на статью 53.1 АПК РФ и судебную практику. 

Кроме того, ответчик заявил ходатайство о привлечении Уполномоченного по защите  прав предпринимателей в Республике Хакасия в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора в соответствии со статьей 51  АПК РФ, так как исковые требования Фонда капитального ремонта не обоснованы и  нарушают права ответчика как субъекта предпринимательской деятельности, в связи с чем  ответчик обратился за защитой к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в  Республике Хакасия. 

В соответствии со статьей 53.1 АПК РФ ФИО5 при Президенте Российской  Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав  предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд,  пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца.  ФИО5 при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей  вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований. 

Статья 53.1 АПК РФ не предусматривает правомочий уполномоченных по защите  прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации нас вступление в арбитражный  процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. 

При толковании статьи 53.1 АПК РФ суд учитывает положения Федерального закона  от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в  Российской Федерации» (Закон № 78-ФЗ), который определяет основные задачи и  компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав  предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах  Российской Федерации. 

Согласно статье 9 Закона № 78-ФЗ, законом субъекта Российской Федерации может  учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте  Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации),  которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Правовое  положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской  Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений  настоящего Федерального закона. 

В соответствии со статьей 10 Закона № 78-ФЗ уполномоченный в субъекте Российской  Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и  законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта  Российской Федерации, на решения или действия (бездействие) органов государственной  власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов  исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными  государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие  права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности. 

При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской  Федерации вправе: 

- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов  государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления,  иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными  государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если  оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и  законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере 


предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; 

- направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы  местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых  актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими  силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской  Федерации; 

- направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации  (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении  действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской  Федерации. 

В Республике Хакасия принят Закон от 03.12.2013 № 99-ЗРХ «Об уполномоченном  по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия». В соответствии с частью 2 статьи  6 Закона Республики Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ при осуществлении своей  деятельности ФИО5 имеет право: 

- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных  правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов  государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в  Республике Хакасия, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом  отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в  случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)  не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и  законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере  предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,  создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности; 

- участвовать в обсуждении и разработке проектов законов и иных нормативных  правовых актов Республики Хакасия, касающихся предпринимательской деятельности,  готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов; 

- направлять в органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного  самоуправления в Республике Хакасия мотивированные предложения о принятии  нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или  признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного. 

- участвовать в заседаниях Верховного Совета Республики Хакасия и его рабочих  органов, Правительства Республики Хакасия, коллегиальных органов исполнительных  органов государственной власти Республики Хакасия по вопросам защиты прав и законных  интересов субъектов предпринимательской деятельности; 

- обращаться к субъектам права законодательной инициативы в Верховном Совете  Республики Хакасия с предложениями о внесении изменений в законодательные акты  Республики Хакасия по вопросам совершенствования законодательства в сфере  предпринимательской деятельности. 

В целях защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей  ФИО5 вправе обращаться к Уполномоченному при Президенте Российской  Федерации по защите прав предпринимателей, в федеральные органы государственной  власти. 

Из приведенных положений Федерального закона № 78-ФЗ и Закона Республики  Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ не следует наделение Уполномоченного по защите прав  предпринимателей в Республике Хакасия правомочиями на вступление в арбитражное дело  в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. 

Рассмотрев ходатайство ответчика о привлечении третьего лица Уполномоченного по  защите прав предпринимателей в Республике Хакасия, арбитражный суд не установил  законных оснований для его удовлетворения. 


Согласно статье 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований  относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до  принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции  арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по  отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по  ходатайству стороны или по инициативе суда. 

Ответчик не указал каким образом и в силу каких обстоятельств судебный акт может  повлиять права или обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ 

по отношению к сторонам.

 Арбитражный суд таких обстоятельств не усматривает, исходя из вышеприведенного  анализа правовых норм, определяющих права и функции Уполномоченного по защите прав  предпринимателей в РХ. 

 Руководствуясь статьями 51, 53.1, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 Определение может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство,  в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в  арбитражный суд апелляционной инстанции. 

Судья Н.П. Кириллова